Разработка стратегии инновационной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка стратегии инновационной организации.
Задачами курсовой работы являются:
Значение и разработка стратегии
Управление инновационной средой фирмы

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3
1 Значение и разработка стратегии, ее виды……………………………………….4
2 Управление инновационной средой фирмы…………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Иновационный менеджмент.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Анализ экономической  составляющей макроокружения позволяет  понять, как формируются и распределяются инновационные ресурсы, какова величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и как они влияют на инновационную деятельность фирмы. При изучении экономической сферы важно обращать внимание на такие факторы, как: общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

Анализ правового регулирования  инновационной деятельности предполагает изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений. Он дает фирме возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Причем анализ правового регулирования не должен сводиться только к изучению содержания правовых актов, важно их постоянное совершенствование и практическая реализация законодательства.

Политическую составляющую макроокружения необходимо знать в  первую очередь для того, чтобы  иметь ясное представление о  намерениях органов государственной власти в области инновационной деятельности, с помощью которых государство будет проводить в жизнь свою политику. Анализ политической компоненты концентрируется на выяснении следующих вопросов: какие инновационные программы пытаются провести в жизнь различные общественные структуры; какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти; каково отношение правительства касательно различных отраслей экономики и регионов страны; какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и норм, регулирующих инновационные процессы.

 

 

 

Рисунок 2 – Факторы  среды, влияющие на формирование инновационной  деятельности фирмы

 

Изучение социальной составляющей макроокружения направлено на выявление влияния на инновационную деятельность таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и ценности; демографические структуры общества; рост населения; уровень образования; мобильность людей, или готовность к перемене места жительства, и др. Значение социальной сферы очень важно, потому что она является всепроникающей и влияет как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду фирмы. Социальные процессы изменяются относительно медленно. Однако если происходят определенные социальные перемены, то они приводят к очень существенным изменениям в окружении фирмы, поэтому необходимо серьезно отслеживать социальные факторы.

Анализ технологической  среды позволяет своевременно увидеть  те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, оказания услуг, выполнения работ по усовершенствованию производимой продукции, а также по модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Однако прогресс науки и техники несет в себе и большие угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся перспективы, так как технические новшества для осуществления коренных изменений преимущественно   создаются   за   пределами   отрасли,   в   которой   они   функционируют.

Технологические нововведения влияют на: эффективность, с которой товары можно изготавливать и продавать; скорость устаревания продукта; способы собирания, хранения и распределения информации; выбор услуг и новых товаров, которые ожидают потребители от фирмы.

Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. То или иное конкретное экономическое изменение может оказать положительное воздействие на одни фирмы и отрицательное на другие.

Социальные и культурные факторы, в числе которых преобладают жизненные установки, ценности и традиции, влияют на отношение людей к своей фирме, а также на результаты труда — продукцию или услуги.

Управление инновационной  фирмой осуществляется в окружении, т.е. в среде, состоящей из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами; акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности; правительство с налоговыми и законодательными требованиями; партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства; изменяющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, а также к образовательному уровню исполнителей; возрастающие запросы наемных работников; деятельность конкурентов; последствия экономических кризисов и т.п. Таким образом, среда влияет на деятельность фирмы и обусловливает определенные требования. Поэтому инновационный менеджер должен учитывать это влияние.

Внешняя среда не может  быть постоянной. Следовательно, нужно  выделить среду, параметры которой  изменяются медленно, и такую, которая меняется резко и непредсказуемо.

Чарльз Ф. Сэйбл и  Джейн Е. Прокоп в своей работе «Стабилизация через реорганизацию», а также Майкл Хаммер и Джеймс Чампи в книге «Реорганизация корпорации» пишут, что примерно до 1975 г. внешняя среда организаций была устойчивой, редко происходили какие-либо глобальные катаклизмы и изменения в ней были незначительными, т.е. можно говорить о существовании «спокойной» внешней среды. Менеджеры того времени должны были организовать систему управления предприятием таким образом, чтобы учитывались неопределенные обстоятельства. А именно:

  • длительные циклы жизни товаров;
  • наличие большого времени на разработку новых продуктов (технологий, услуг);
  • цены — главное условие в кооперации; увеличение размеров компаний с пирамидальной структурой; наличие в составе компании собственных экспертных подразделений;
  • массовое производство;
  • содержание больших складских помещений для сырья и готовой продукции.

Примерно с конца 70-х  — начала 80-х гг. ситуация стала усложняться. Среди многих причин был и стремительный научно-технический прогресс, который повлиял на изменчивость внешней среды. Повышенная неустойчивость и непредсказуемость являются признаками изменчивой внешней среды, поэтому поведение менеджеров очень усложняется по сравнению с их действиями в «спокойной» среде. Правила, согласно которым организации должны функционировать, быстро и непредсказуемо меняются. В таких условиях на первое место выходит способность организаций к повышенной приспособляемости и выживанию. Таким образом, предприятие выигрывает от привлечения компетентных специалистов, которые приобрели знания и опыт, решая проблемы управления на других предприятиях.

2) непосредственно влияющие  на работу предприятия (законы  и учреждения государственного регулирования, поставщики сырья, материалов, оборудования, энергии, комплектующих изделий, потребители продукции, конкуренты, как существующие, так потенциальные, занимающиеся выпуском однотипной продукции и товаров-заменителей; торговые, финансовые, транспортные и прочие посредники);

Эффективность работы инновационной  фирмы зависит от способности  находить потребителя результатов  своей деятельности и удовлетворять  его запросы. Потребители, решая, какие инновации (товары или услуги) им необходимы и по какой цене, тем самым определяют результаты деятельности фирмы. Таким образом, необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия фирмы с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие фирмы ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они зависят в большей степени.

Конкуренты — внешний  фактор, влияние которого можно оспаривать. Руководство каждой фирмы четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей столь же эффективно, как это делают конкуренты, то предприятию долго не продержаться на рынке. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену при этом запросить. Значимыми переменными среды косвенного воздействия являются: инновация, состояние экономики, политическая обстановка и социокультурные факторы.

Некоторые аспекты обстановки представляют для руководителей  фирм особое значение. Например: настроения администрации города (района), политика законодательных органов в отношении инновационной деятельности. Или элемент политической обстановки — это группы особых интересов. Большое значение для фирм, осуществляющих инновационную деятельность с другими странами, имеет фактор политической стабильности.

Для каждой фирмы очень  важным является отношение к ней  местной власти той территории, где  она функционирует. Это фактор среды  косвенного воздействия (если не говорить о факторе действий федеральных  властей), так как почти везде  местная администрация принимает конкретные законы по отношению к бизнесу, определяющие, где и как можно развернуть деятельность того или иного предприятия.

Изменчивая среда предъявляет  свои требования предприятиям, которые  вынуждены им подчиняться. Если менеджеры  фирмы, какими бы сильными они ни были, не учтут изменения в окружающей среде и вовремя не изменят свою позицию, то через некоторое, довольно небольшое, время уже будет поздно что-либо предпринимать и прежние позиции будут проиграны более современным конкурентам.

Основные требования, предъявляемые изменчивой внешней  средой к предприятиям:

  • уменьшение размеров;
  • реорганизация;
  • постоянное отслеживание ситуации во внешней среде;
  • немедленная реакция на изменения, происшедшие во внешней среде;
  • налаживание ритмичного производства.

Между организацией и  внешней средой должна существовать     разделяющая граница. Для нормального функционирования предприятия как живущей системы менеджерам необходимо управлять его взаимодействием с внешней средой. Граница создается как физическая составляющая (ограничивает рамками здания), так и организационная (отличия в уровнях заработной платы, социальных условий), кроме того, и в сознании людей (имидж организации, гордость принадлежностью к ней).

К внутренним факторам, влияющим непосредственно на инновационную деятельность предприятия, относятся:

  • наукоемкость    производства    и    наличие    исследовательских,    опытно-конструкторских подразделений, экспериментальных производств;
  • степень глубины переработки первичного сырья;
  • уровень получаемой добавленной стоимости;
  • длительность производственного цикла;
  • длительность цикла обращения;
  • наличие непрерывных производств;
  • тип производства на отдельно взятом предприятии отрасли (массовое, крупносерийное, серийное, мелкосерийное или индивидуальное производство);
  • влияние фактора сезонности на производственную активность отрасли;
  • энергоемкость производства;
  • фондоемкость производства;
  • технический уровень производства;
  • уровень качества продукции;
  • наличие экологически вредных производств;
  • износ оборудования и основных фондов;
  • уровень диверсификации производства в отрасли;
  • уровень квалификации работников;
  • возможность применения в производстве технологий экономии и сбережения;
  • приближенность к потребительскому рынку.

Таким образом, выбор  стратегии – долговременного направления развития предприятия – логически начинается с внешнего анализа, анализа факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства предприятия и которые могут повлиять на его стратегию. Основное предназначение внешнего анализа – определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы. Возможности – это положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли. Это – снижение налогов, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов, развитие интеграции, изменения в таможенных барьерах и т.д. Задача анализа – выделить реальные возможности, на основе которых можно обеспечить конкурентное преимущество предприятия. Угрозы – это отрицательные тенденции и явления, которые могут привести при отсутствии соответствующей реакции предприятия к значительному уменьшению объема продаж и прибыли. Это снижение покупательной способности населения и предприятий, усиление конкуренции на рынке, неблагоприятные демографические изменения, ужесточение государственного регулирования и т.д.

Конечной целью внешнего анализа является формирование альтернативных стратегических решений, их оценка и окончательный выбор стратегии.

В анализе факторов макросреды полезно рассмотреть методику PEST-анализа. Термин «PEST» означает анализ макросреды, основанный на изучении политических, экономических, социальных и технологических факторов, хотя на деятельность предприятия могут оказывать влияние и другие специфические факторы макросреды.

Обобщенные выводы по ситуационному положению исследуемого предприятия  можно представить  в виде SWOT – анализа, указав при  этом факторы, оказывающие наибольшее влияние на деятельность предприятия. Проведенный анализ будет служить основой для разработки стратегии организации.

 

 

 

 

Заключение

 

Выбор стратегии  залог успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть, изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.

Таким образом, выбор  стратегии – долговременного  направления развития предприятия  – логически начинается с внешнего анализа, анализа факторов, которые  находятся вне сферы постоянного  контроля руководства предприятия и которые могут повлиять на его стратегию. Основное предназначение внешнего анализа – определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы. Возможности – это положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли. Это – снижение налогов, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов, развитие интеграции, изменения в таможенных барьерах и т.д. Задача анализа – выделить реальные возможности, на основе которых можно обеспечить конкурентное преимущество предприятия. Угрозы – это отрицательные тенденции и явления, которые могут привести при отсутствии соответствующей реакции предприятия к значительному уменьшению объема продаж и прибыли. Это снижение покупательной способности населения и предприятий, усиление конкуренции на рынке, неблагоприятные демографические изменения, ужесточение государственного регулирования и т.д.

Информация о работе Разработка стратегии инновационной организации