Разработка комплекса мероприятий по активизации инновационного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения.

Содержание

Введение 3

I. Теоретическая часть «Разработка комплекса мероприятий по активизации инновационного поведения» 4

1.1. Инновации, их экономическая сущность и значение. 4

1.2. Инновационная деятельность 7

1.3. Классификация инноваций. 8

1.4. Разработка мероприятий активизации инновационного поведения предприятия 15

1.5. Виды стратегий 21

II. Расчетная часть «Оценка эффективности внедрения мероприятий по усовершенствованию менеджмента в деятельности предприятий» 26

2.1 Исходные данные 26

2.2 Расчет 27

Заключение 30

Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект по менеджменту_комплекс мероприятий.docx

— 119.43 Кб (Скачать)

     Классификация инноваций на соответствующие группы осуществляется с помощью следующих  признаков.

     По  признаку возникновения инноваций  выделяются две группы: защитные и  стратегические. [4]

     Защитная  группа инноваций обеспечивает необходимый  уровень конкурентоспособности  производства и продукции на основе внедрения соответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов.

     Стратегическая  формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.

     По  предмету и сфере приложения инноваций  происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования  товара, возможность реализации инноваций  на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).

     По  степени новизны инноваций выделяют:

     -нестандартные  группы инноваций, включающие  новый товар, произведенный на  основе впервые разработанного  технического решения, не имеющего  аналога;

     -улучшающие - новые товары или технологические  процессы, разработанные на основе  использования достижений научно-технического  процесса и обеспечивающие совершенные  технико-эксплуатационные характеристики  в сравнении с действующими  аналогами;

     -модификационные  - нововведения, расширяющие эксплуатационные  возможности товара или технологического  процесса.

     По  характеру удовлетворения потребностей инновационные группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют  сложившиеся на рынке новые потребности.

     По  масштабам распространения инновации  могут быть базовыми для молодых  отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми во всех отраслях промышленного производства.

     Несмотря  на общность предмета инноваций, каждое их внедрение является весьма индивидуальным и даже уникальным. Вместе с тем  существует множество классификаций  инноваций и, соответственно, субъектов  инновационного предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.

     Г. Менш выделил три крупные группы инноваций: базисные, улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации, в свою очередь, подразделяются на технологические (образующие новые отрасли и новые рынки) и нетехнологические (изменения  в культуре, управлении, общественных услугах). Движение от одного технологического пата к другому происходит, по мнению Менша, посредством перехода от базисных инноваций к улучшающим и далее - к псевдоинновациям.

     Детальная и оригинальная типология инноваций  дана А.И. Пригожиным. Он классифицировал  инновации в зависимости от типа новшеств (материально-технические  и социальные нововведения), механизма  осуществления, особенностей инновационного процесса. А.И. Пригожин ввел в научный  оборот замещающие, отменяющие, открывающие  нововведения, ретронововведения, единичные, диффузные, внутриорганизационные, межорганизационные и др. Он разделил понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по мнению А.И. Пригожина, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют  различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация  же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется  в стабильных, постоянно функционирующих  элементах соответствующих объектов").[3]

     - крупнейшие (базисные) инновации - реализуют  крупнейшие изобретения и становятся  основой революционных переворотов  в технике, формирования новых  ее направлений, создания новых  отраслей. Такие инновации требуют  длительного времени и крупных  затрат для своего освоения, но  зато обеспечивают значительный  по уровню и масштабу народно-хозяйственный  эффект, однако происходят они  не каждый год;

     - крупные инновации (на базе  аналогичного ранга изобретений) - формируют новые поколения техники  в рамках данного направления.  Они реализуются в более короткий  срок и с меньшими затратами,  чем крупнейшие (базисные) инновации,  но скачок в техническом уровне  и эффективности сравнительно  меньше;

     - средние инновации реализуют  такого же уровня изобретения  и служат базой для создания  новых моделей и модификаций  данного поколения техники, заменяющих  устаревшие модели более эффективными  либо расширяющих сферу применения  этого поколения;

     - мелкие инновации - улучшают отдельные  производственные или потребительские  параметры выпускаемых моделей  техники на основе использования  мелких изобретений, что способствует  либо более эффективному производству  этих моделей, либо повышению  эффективности их использования.

     М. Уолкер выделяет семь типов инноваций  в зависимости от степени использования  в них научных знаний и широкого применения:

     1) основанные на использовании  фундаментальных научных знаний  и широко применяющиеся в различных  сферах общественной деятельности (например, ЭВМ и др.);

     2) также использующие научные исследования, но имеющие ограниченную область  применения (например, измерительные  приборы для химического производства);

     3) разработанные с использованием  уже существующих технических  знаний новшества с ограниченной  сферой применения (например, новый  тип смесителя для сыпучих  материалов);

     4) входящие в комбинации различных  типов знаний в одном продукте;

     5) использующие один продукт в  различных областях;

     6) технически сложные новшества,  появившиеся как побочный результат  крупной исследовательской программы  (например, керамическая кастрюля, созданная  на основе исследований, проводившихся  в рамках космической программы);

     7) использующие уже известную технику  или методы в новой области.

     Обобщенная  классификация инноваций по признакам  приведена

 в  табл. 1.[5]

     Таблица 1.

     Обобщенная  классификация инноваций по признакам.

     Признак классификации       Виды  инноваций        
     С точки зрения цикличного развития      - Крупнейшие

     - Крупные

     - Средние

     - Мелкие 

      
     В зависимости от степени использования  научных знаний      Основанные  на:

     - фундаментальных научных знаниях

     - научных исследованиях с ограниченной  областью применения

     - существующих технических знаниях

     - комбинации различных типов знаний

     - использовании одного продукта  в различных областях

     - побочных результатах крупных  программ

     - уже известной технологии 

      
     С точки зрения структурной характеристики      - На входе

     - На выходе

     - Нововведения структуры предприятия 

      
     С точки зрения увязки с отдельными сферами деятельности      - Технологические

     - Производственные

     - Экономические

     - Торговые

     - Социальные 

      
     В области управления      - Инновации продукции

     - Инновации процессов (технологических)

     - Инновации рабочей силы

     - Инновации управленческой деятельности 

      
     С точки зрения назначения      - Для потребления в качестве  товара массового спроса

     - Для промышленного потребления  в гражданских отраслях

     - Для потребления в оборонном  комплексе 

      
     По  способу       - Экспериментальные

     - Прямые 

      
     По  стадии жизненного цикла       Инновации, внедряемые на стадии:

     - стратегического маркетинга

     - НИОКР

     - организационно-технологической подготовки  производства

     - производства

     - сбыта

     - сервиса 

      
     1      2       
     В зависимости от размера экономического эффекта       - Обнаружение новых областей применения (повышает эффективность в 10-100 и более раз)

     - Использование новых принципов  функционирования (повышает эффективность  в 2-10 раз)

     - Создание новых конструктивных  решений (повышает эффективность  на 10-50%)

     - Расчет и оптимизации параметров (повышает эффективность на 2-10%)

      
     По  уровню управления      - Федеральные

     - Отраслевые

     - Территориальные

     - Первичного звена управления 

      
     По  срокам управления      - 20 и более лет

     - 10-15 лет

     - 5-10 лет

     - до 5 лет 

      
     По  степени охвата жизненного цикла       - НИОКР

     - Освоение и применение НИОКР 

      
     По  объему      - Точечные

     - Системные

     - Стратегические 

      
     По  отношению к предыдущему состоянию  процесса (системы)      - Заменяющие

     - Отменяющие

     - Открывающие

     - Ретронововведения 

      
     По  назначению      Направленные  на:

     - эффективность

     - улучшение условий труда

     - повышение качества продукции 

      
     По  источнику планирования      - Централизованные

     - Локальные

     - Спонтанные 

      
     По  результативности      - Внедренные и полностью используемые

     - Внедренные и слабо используемые 

      
     По  уровню новизны       - Радикальные и изменяющие или  создающие вновь целые отрасли

     - Системные

     - Модифицирующие 

      
                    

     Безусловно, данная классификация не является исчерпывающей, но при этом следует отметить, что  различные виды инноваций тесно  взаимосвязаны между собой.

     Классификация дает специалистам базу для выявления  максимального количества способов реализации инноваций, тем самым  создавая вариантность выбора решений.[5] 

     1.4. Разработка мероприятий активизации инновационного поведения предприятия 

     Для более эффективного функционирования предприятия необходимо провести на нем комплекс мероприятий по активизации инновационного цикла. Эти действия необратимо приведут к изменению структуры предприятия – реструктурированию (изменение структуры капитала, собственности и схемы владения для адаптации к условиям рынка). Реструктурирование предприятия может осуществляться различными способами, указанными на рисунке 1.[3]

 

     Рис.1  Основные направления получения эффекта от реализации комплекса мероприятий по активизации инновационного поведения предприятия 

     Современные условия хозяйствования, возрастание  роли конкурентоспособности на основе повышения эффективности работы предприятий непосредственно связаны с решением организационно-экономических проблем активизации инновационных процессов. Они предполагают учет особенностей внешней и внутренней среды, определение тенденций и выбор направлений развития на базе высоких технологий и выпуска инновационной продукции. Подобное положение выдвигает необходимость формирования управления инновационным развитием с усилением внимания к организационным преобразованиям на уровне первичных звеньев строительного комплекса. Тем самым резко возрастает значение научной базы  совершенствования управления инновационным развитием предприятия, адекватного закономерностям современной рыночной экономики с ориентацией на НТП.[3]

     Динамика  инновационного развития строительных предприятий во многом зависит от организации эффективных форм взаимодействия государства, бизнеса и науки, а также коммуникационных связей, выступающих субъектами процесса развития. Сложность и многоаспектность взаимосвязей, а также возможность возникновения противоречий между участниками инновационного процесса обуславливают проведение соответствующей инновационной политики. В сложившихся условиях ее основной направленностью становится модернизация и формирование инновационных систем на предприятиях, вынужденных встраиваться в глобальную систему инноваций. Это связано с вхождением в глобальные рынки, осуществляющие отбор конкурентоспособных технологий, способствующий ускорению инновационных преобразований на предприятиях строительства. В результате возрастает значение управленческих и организационных нововведений, обеспечивающих активизацию инновационной деятельности, как важной составляющей политики предприятия.

     Инновационная политика первичных звеньев в  основном определяется внутрифирменным уровнем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, который явно недостаточен и не отвечает требованиям времени. Несмотря на положительную тенденцию роста расходов на НИОКР со стороны крупных предприятий, их удельный вес в общих затратах на строительство остается низким и не превышает 8% общих расходов на технологические инновации. На строительных предприятиях РД они направляются, главным образом, на мероприятия по небольшому совершенствованию с целью выживания в новых условиях хозяйствования. Такой подход не может способствовать, по мнению автора, инновационному развитию предприятий в виду его зависимости от периодичности и результативности проводимых внутрифирменных исследований и разработок.

     Вместе  с тем, возрастание роли строительного  комплекса в экономической и  социальной жизни общества выдвигает  особые требования к государственной  инновационной политике. Она должна соответствовать развитию рыночных отношений в инновационной сфере и формироваться с учетом особенностей строительства, инновационной деятельности на основе принципов системологии, как методологии системного анализа. Цели, учитывающие специфику строительных предприятий, строительного комплекса, региона и его ресурсных возможностей следует рассматривать, по мнению автора, в качестве основы государственных программ. В то же время при разработке государственной инновационной политики необходимо учитывать существующее многообразие организационно-правовых форм предприятий. Такой подход к инновационному развитию особенно важен для России, где доля организаций, занимающихся инновационной деятельностью, составляет 8,5 % и только 4% продукции является инновационной, что свидетельствует о недостаточной предпринимательской активности в области инноваций. Реализация инновационных процессов в строительстве, отличающаяся высоким уровнем капиталовложений, невозможна без решения инвестиционных проблем. Положение предприятий осложняется распыленностью кредитных ресурсов на инновации по коммерческим банкам, которые до сих пор не могут отвлекать значительные средства в инновационные проекты. В рамках стратегического менеджмента задача руководства предприятия заключается в обеспечении общего эффективного управления всеми процессами с ориентацией на рыночные связи. При этом необходима направленность на успех инновационной политики и ее конкретная реализация, которая выражается в определенных оперативных и тактических действиях, увязанных между собой. Многие стратегические планы, концепции и программы остались не реализованными в результате слабости стратегического менеджмента при конкретном осуществлении инновационной политики предприятия. Это связано с неконтролируемым внешним воздействием, нечеткой постановкой целей, низким уровнем подготовленности и недостаточной ответственности линейных руководителей, неправильным восприятием персоналом политики предприятия, низким уровнем контроля за реализацией политики и низким уровнем организационной культуры управления.[3]

Информация о работе Разработка комплекса мероприятий по активизации инновационного поведения