Разработка комплекса мероприятий по активизации инновационного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения.

Содержание

Введение 3

I. Теоретическая часть «Разработка комплекса мероприятий по активизации инновационного поведения» 4

1.1. Инновации, их экономическая сущность и значение. 4

1.2. Инновационная деятельность 7

1.3. Классификация инноваций. 8

1.4. Разработка мероприятий активизации инновационного поведения предприятия 15

1.5. Виды стратегий 21

II. Расчетная часть «Оценка эффективности внедрения мероприятий по усовершенствованию менеджмента в деятельности предприятий» 26

2.1 Исходные данные 26

2.2 Расчет 27

Заключение 30

Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект по менеджменту_комплекс мероприятий.docx

— 119.43 Кб (Скачать)

 
 
 
 

Кафедра «Управление и право в АПК» 
 
 
 
 
 

Курсовой  проект по дисциплине «Менеджмент» 

на тему: 

«Разработка комплекса мероприятий по активизации  инновационного поведения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2009 

Содержание 
 

    Введение 3

    I. Теоретическая часть «Разработка комплекса мероприятий по активизации инновационного поведения» 4

    1.1. Инновации, их экономическая сущность и значение. 4

    1.2. Инновационная деятельность 7

    1.3. Классификация инноваций. 8

    1.4. Разработка мероприятий активизации инновационного поведения предприятия 15

    1.5. Виды стратегий 21

    II. Расчетная часть «Оценка эффективности внедрения мероприятий по усовершенствованию менеджмента в деятельности предприятий» 26

    2.1 Исходные данные 26

    2.2 Расчет 27

    Заключение 30

    Список использованной литературы 31 
     
     
     
     
     
     

Введение 

Актуальность  темы: главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

     Цели: изучение и рассмотрение инновационной деятельности предприятия, и проведение расчета по определению эффективности внедрения мероприятий по усовершенствованию менеджмента в деятельности предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Теоретическая часть «Разработка комплекса мероприятий по активизации инновационного поведения» 

     1.1. Инновации, их  экономическая сущность и значение.

     Следует различать термины «нововведения» и «инновации». Инновация более  широкое понятие, чем нововведение.

     Инновация - это развивающийся комплексный  процесс создания, распространения  и использования новой идеи, которая  способствует повышению эффективности  работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в  производство, а объект, успешно  внедренный и приносящий прибыль  в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего  аналога.

     Научно-техническое  нововведение необходимо рассматривать  как процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею и далее - в производство продукции  для удовлетворения потребности  пользователя. В этом контексте можно выделить два подхода к научно-техническому нововведению.[1]

     Первый  подход отражает в основном продуктовую  ориентацию нововведения. Инновация  определяется как процесс преобразования ради выпуска готовой продукции. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя  по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму подходу, процесс

научно-технического нововведения рассматривается как  передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

     Таким образом, инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.[2]

     Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который  можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация  вызревает от идеи до конкретного  продукта, технологии или услуги и  распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс  направлен на создание требуемых  рынков продуктов, технологий или услуг  и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.

     Инновационная деятельность - это деятельность, направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

     Инновация может быть рассмотрена как:

     - процесс;

     - система;

     - изменение;

     - результат.

     Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться  как сложный процесс, который  обеспечивает определенный технический  и социально-экономический эффект.

     Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено  сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора: [2]

     - состояние внешней среды (политическая  и экономическая ситуация, тип  рынка, характер конкурентной  борьбы, практика государственно-монополистического  регулирования и т.д.);

     - состояние внутренней среды данной  хозяйственной системы (наличие  лидера-предпринимателя и команды  поддержки, финансовые и материально-технические  ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная  структура, внутренняя культура  организации, связи с внешней  средой и т.д.);

     - специфика самого инновационного  процесса как объекта управления.

     Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие  новатора-энтузиаста, захваченного новой  идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который  нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.

     Новшества формируют рынок новаций, инвестиции - рынок капитала, инновации - рынок  конкуренции инноваций. Инновационный  процесс обеспечивает внедрение  научно-технического результата и интеллектуального  потенциала для получения новой  или улучшенной продукции (услуг) и  максимальный прирост добавленной  стоимости.  
 

1.2. Инновационная деятельность

     Инновационная деятельность — деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью. [1]

     Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных,

технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

     Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут

быть:

     а) подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;

     б) предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

       в) маркетинг новых продуктов,  предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию;

       г) приобретение неосуществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

       д) приобретение овеществленной  технологии — машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на ИП продуктовых или процессных инноваций; е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций.

     В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность (ПТД), тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники. Понятие НТД разработано ЮНЕСКО и является базовой категорией международных стандартов в статистике науки и техники. [3]

     В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО НТД как объект статистики охватывает три ее вида:

     а) научные исследования и разработки;

     б) научно-техническое

образование и подготовку кадров;

 в)  научно-технические услуги 

Субъекты  инновационной деятельности — юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации (подробнее см. 3.2.1). Среди субъектов могут быть и инноваторы.

     Инноватор — автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации). 

     1.3. Классификация инноваций.

     Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация нововведений. Необходимость  классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам  на соответствующие группы, объясняется  тем, что выбор объекта инновации  является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю  последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение  эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции  и рост ее объемов.

Информация о работе Разработка комплекса мероприятий по активизации инновационного поведения