Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:12, курсовая работа
Актуальность контрольной работы состоит в том, что тут рассматриваются формы обучения персонала, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения сотрудников знаниями, навыками, умениями и способами общения. Профессиональное обучение - это процесс развития специфических навыков посредством специальных методов обучения. Обучение персонала обеспечивает соответствие профессиональных знаний и умений современным требованиям производства.
Введение 3
1. Понятие активных методов обучения 5
2. Значение и принципы выбора метода обучения персонала 8
3. Виды методов обучения 10
3.1. Критерии деления методов на группы 10
3.2. Традиционные методы обучения персонала 12
3.3. Активные методы обучения персонала 13
4. Разработка и реализация методов обучения 18
4.1. Первые попытки обучить сотрудников 18
4.2. Попытка навести порядок 19
4.3. Формализация обучения 19
4.4. Выявление потребностей в обучении 20
4.5. Автоматизация (от учебного центра к корпоративному университету) 21
4.6. Самообучающаяся организация 22
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Типичным
примером поведенческого моделирования
является ситуация, когда опытный
сотрудник (наставник) показывает новичку
образец того, как следует работать
с клиентом. После этого новичкам дается
возможность самостоятельно воспроизвести
предложенную модель поведения.
Ролевые модели, которые предлагаются
работникам при использовании метода
поведенческого моделирования, разрабатываются
так, чтобы они в максимальной мере соответствовали
рабочим ситуациям, поэтому поведенческое
моделирование имеет очень высокую степень
позитивного переноса.
Поведенческое моделирование является
эффективным при соблюдении следующих
требований:
Особое
внимание преподаватель должен обратить
на изменение в нужном направлении установок
обучающихся. Обратную связь и поддержку
в ходе обсуждения обеспечивает тренер,
другие участники или видеозапись.
Метод поведенческого моделирования тем
эффективнее, чем выше уровень мотивации
обучающихся, чем лучше они понимают значение
моделируемого поведения для успешного
решения задач, которые стоят перед ними
в их профессиональной деятельности. Достоинства
метода поведенческого моделирования:
Этот метод позволяет учитывать индивидуальные
особенности обучаемых: он достаточно
гибок, чтобы давать больше времени медленно
обучающимся участникам. Поведенческое
моделирование проводится либо на индивидуальной
основе в паре ученик- наставник, либо в небольших
учебных группах до 12 участников.
Разбор практических
ситуаций (case-study)
Метод
активно использовался в системе бизнес
в — образования еще в 20-х годах в США. В течение
последних лет находит все более широкое
применение в изучении различных дисциплин:
финансы, маркетинг, управление персоналом
и др. Разбор практических ситуаций (case-study) —
метод изучения ситуаций из опыта практической
деятельности организации. Это один из самых
старых и испытанных методов активного
обучения навыкам анализа проблем и подготовки
решений.
Цель этого метода — научить слушателей,
как при самостоятельной работе, так и при
работе в группе анализировать информацию,
структурировать ее, выявлять ключевые
проблемы, генерировать альтернативные
пути решения, оценивать их, выбирать оптимальные
и вырабатывать программы действий. Метод
позволяет слушателям развивать навыки
анализа, диагностики и принятия решений,
которые позволят им быть более успешными
при решении похожих проблем в своей профессиональной
деятельности.
Сущность метода заключается в том, что
слушатели знакомятся с описанием ситуации,
сложившейся на определенном предприятии
или в определенной организации. Чаще всего
дается достаточно подробное описание
или событий, реально имевших место ( с указанием
точной хронологии, действующих лиц и другой
значимой для дальнейшего анализа информации),
или событий вымышленных, но достаточно
правдоподобных и реально отражающих существующие
проблемы. Описание может содержать указания
на отношения и поведение участников событий
в виде высказываний, описания их действий
и т.д. Материалом для анализа может послужить
статья из газеты, видеозаписи, телефонный
звонок и др.
При изучении ситуации обучающимся приходится
тщательно отбирать факты, поскольку информация
обычно дается не в логической последовательности,
часть информации бывает излишней и не относиться
к делу, а лишь запутывать слушателей. Обучающемуся
необходимо определить, в чем заключается
проблема, проанализировать ее в контексте
описанной ситуации и предложить возможные
пути ее решения. Задача, предложенная
в конкретной ситуации, может иметь несколько
вариантов решения. Обычно разбор не завершается
определением «правильного» и «неправильного»
решения; различные подходы к решению выявленной
проблемы могут быть рассмотрены на равных
основаниях. В дискуссии по разбору различных
вариантов решений следует проанализировать
предлагаемые в них методы управленческого
воздействия, оценить их приемлемость
и эффективность в предложенных условиях.
Процесс выработки решений составляет
сущность метода разбора практических
ситуаций, и этот процесс часто является
не менее важным, чем само решение. Основное
назначение метода - закрепление и углубление
знаний, выработка алгоритмов анализа
типичных ситуаций, позволяющих быстро
узнавать аналогичные ситуации в практике
своей работы и принимать по ним наиболее
действенные решения, а также активизация
обмена опытом между слушателями. Особенно
хорошо этот метод зарекомендовал себя
при обучении руководителей разного уровня.
Изучение образцов управленческих решений
на примере успешной или неуспешной деятельности
конкретных руководителей позволяет примерить
на себя их опыт, освоить те подходы, которые
могут оказаться более успешными в тех
условиях, где работают слушатели, соотнести
их ошибки и просчеты, успехи и достижения
со своей практикой. Метод можно использовать
для проверки понимания слушателями уже
пройденного материала, оценки его усвоения,
определения умения применять полученные
знания на практике. Если же обучающимся
для анализа и разбора предлагаются реальные
проблемы организации, то это позволяет
приблизить процесс обучения к профессиональной
деятельности слушателей и получить реальную
практическую отдачу от реализуемых учебных
программ. Подготовка ситуации для дальнейшего
анализа — трудоемкий процесс, требующий
описания деятельности конкретной организации
(история, структура, кадровый состав,
данные финансовой отчетности, описание
внешней среды и т.п.). Во время разработки
практической ситуации определяется ее цель,
формулируется проблема, определяется
структура проблемы, перечень вопросов,
по которым готовится описание ситуации.
Опыт показывает, что указание реально
существующих учреждений и организаций
лучше, чем выдуманные случаи.
Обучающимся дается письменное описание
проблемы или ситуации, требующей анализа,
их просят выявить основную проблему (или
проблемы), проанализировать предложенную
информацию и выработать наиболее эффективное,
с их точки зрения, решение. Описание ситуации
может быть различного объема (от одной
страницы до сотен), разной может быть и
степень детализации при описании ситуаций,
предлагаемых для анализа, может меняться
степень насыщенности информацией, не относящейся
прямо к предмету анализа. При групповой
работе за индивидуальным рассмотрением
следует этап группового обсуждения, а затем
презентация результатов группового обсуждения.
Если над анализом ситуации работало несколько
подгрупп, то каждая из них готовит собственную
презентацию. После этого преподаватель
комментирует прозвучавшие выводы и предложения
и подводит итог работы. Предварительно
обучающимся задается ряд вопросов для
анализа и обсуждения практической ситуации.
Чаще всего эти вопросы направлены на пояснение
того, какую оценку ситуации, рассматриваемых
в ней проблем, действующих лиц, их поведения
в данной обстановке, принимаемых решений
дают обучающиеся, каковы возможные последствия
развития предложенных ситуаций и т.п.
Результаты работы могут быть представлены
в письменном виде (если решение представляется
как индивидуальное) или в форме устной
презентации от лица группы (если использовался
этот вариант) с подготовкой наглядных
материалов (если это необходимо), разделением
функций между участниками группы (содоклады)
в зависимости от задач, решаемых ими в ходе
анализа проблемы. При анализе практических
ситуаций у обучающихся наиболее часто
встречаются следующие ошибки:
Примерные вопросы для анализа:
Порядок работы над практической ситуацией:
Достоинства метода:
Недостатки метода:
Ролевые игры
Ролевые
игры - относятся к методам активного обучения.
Это метод становится все более популярным
при обучении руководителей разных уровней
и кандидатов (резерв) на занятие руководящих
должностей. Чаще всего ролевые игры используют
в ходе тренингов различного рода.
Особенно полезны ролевые игры при обучении
навыкам межличностного общения, поскольку
предполагают воспроизведение ситуаций,
близких по своему содержанию к тем, в которые
слушатели попадают в процессе межличностного
взаимодействия с коллегами, руководством
и подчиненными.
Игровые ситуации обычно моделируют или
воспроизводят реальные или типичные
рабочие ситуации, где несколько обучающихся
играют определенные роли (например, начальника
и подчиненного, сотрудника организации
и клиента) в определенных обстоятельствах,
стараясь добиться решения поставленной
учебной задачи. Участие в ролевых играх
может предваряться специальным инструктированием
со стороны преподавателя (тренера), которое
задает основные условия, в которых разворачивается
игроваяситуация.
Возможности ролевых игр:
Семинар
Как правило, семинар завершает лекционное
предъявление некоторой логически завершенной
порции материала, темы. Цель семинара —
проверить усвоение материала лекций
и помочь слушателям лучше разобраться
в содержании изучаемой темы.
Главное в семинаре — диалог между обучающимися
и преподавателем, который позволяет с разных
сторон рассмотреть материал, соотнести
его с опытом и знаниями, уже имеющимися
у слушателей. Семинары предполагают большую
активность слушателей и двустороннюю
коммуникацию во время семинарских занятий.
Эффективность семинара зависит, прежде
всего, от умения преподавателя создать
в ходе занятия такую обстановку, такой
психологический микроклимат, который
побуждает слушателей к активному участию
в работе.
Плюсы семинарских занятий:
Ограничения семинаров:
Тренинг
Под тренингами понимается такое обучение,
в котором теоретические блоки материала
минимизированы и основное внимание уделяется
практической отработке навыков и умений.
В ходе проживания или моделирования специально
заданных ситуаций обучающиеся получают
возможность развить и закрепить необходимые
навыки, освоить новые модели поведения,
изменить отношение к собственному опыту
и подходам, ранее применяемым в работе.
В тренингах обычно используются разнообразные
методы и техники активного обучения: деловые,
ролевые и имитационные игры, разбор конкретных
практических ситуаций и групповые дискуссии.
Тренинг — тот метод, который способен
наиболее оперативно реагировать на все
внешние и внутренние изменения. Он обеспечивает
более интенсивное и интерактивное обучение
и, кроме того, ориентирован в первую очередь
на получение практических навыков, необходимых
в повседневной работе, на обмен опытом
между слушателями, что позволяет получить
результат, обладающий высокой практической
ценностью, и экономит время и ресурсы сотрудников
и организации в целом. Начиная с середины
80-х годов в СССР все более широкое распространение
стали приобретать тренинги навыков делового
общения для разных категорий работников
с использованием видеозаписи как средства
обратной связи. Тренинг делового общения
направлен на развитие слушателей не только
эффективных навыков межличностного общения,
но и на повышение общего уровня их компетентности
в коммуникативной сфере. Особое значение
обучение навыкам эффективного делового
общения имеет для тех категорий работников,
для которых успех в выполнении должностных
обязанностей определяется именно эффективностью
в сфере межличностных взаимодействий.
Обычно в ходе тренингов делового общения
рассматриваются следующие темы:
Тренинг
является очень эффективным методом
обучения персонала, если основной целью
его является овладение конкретными
навыками или умениями, необходимыми
для выполнения должностных функций,
или их развитие.
Несомненный плюс тренинга в том, что он повышает
мотивацию персонала. Во время тренинга
происходит не только передача знаний,
что, безусловно, очень важно, но и определенная
эмоциональная зарядка людей. Пробуждается,
актуализируется потребность применить
новые знания на практике, т.е. побудительные
мотивы деятельности существенно возрастают.
Обычно после хорошо проведенного тренинга
3-4 месяца сотрудники находятся в состоянии
эмоционального подъема. В связи с этим
желательно разработать тренинговую программу
таким образом, чтобы в среднем тренинг
проходил примерно раз в квартал.
Сегодня не вызывает сомнения то, что качественный
тренинг, разработанный с учетом потребностей
организации, способен дать весомые результаты.
Однако в ожидании реальных изменений
в поведении сотрудников необходимо понимать,
что умение, навык формируется не менее
чем после 21 повторения и сохраняется при
регулярной практике! К тому же существует
ряд причин, которые препятствуют закреплению
навыков тренинга:
Таким
образом, теряются до 80% приобретенных в ходе
тренинга знаний. В связи с этим очень важным
является обеспечение поддержки изменений
после окончания тренинга — посттренинговое
сопровождение персонала (что пока еще
большая редкость!). Посттренинговое сопровождение
(целый комплекс мероприятий и занятий,
с актуализацией тем прошедшего тренинга)
направлено на поддержание, закрепление
и усиление тренинговых эффектов.
Информация о работе Разработка и реализация методов обучения