Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:12, курсовая работа
Актуальность контрольной работы состоит в том, что тут рассматриваются формы обучения персонала, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения сотрудников знаниями, навыками, умениями и способами общения. Профессиональное обучение - это процесс развития специфических навыков посредством специальных методов обучения. Обучение персонала обеспечивает соответствие профессиональных знаний и умений современным требованиям производства.
Введение 3
1. Понятие активных методов обучения 5
2. Значение и принципы выбора метода обучения персонала 8
3. Виды методов обучения 10
3.1. Критерии деления методов на группы 10
3.2. Традиционные методы обучения персонала 12
3.3. Активные методы обучения персонала 13
4. Разработка и реализация методов обучения 18
4.1. Первые попытки обучить сотрудников 18
4.2. Попытка навести порядок 19
4.3. Формализация обучения 19
4.4. Выявление потребностей в обучении 20
4.5. Автоматизация (от учебного центра к корпоративному университету) 21
4.6. Самообучающаяся организация 22
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Содержание
Введение
Всё больше российских компаний начинают уделять внимание обучению своих сотрудников. С одной стороны, кажется, что каждый специалист, устраиваясь на работу, уже имеет необходимое образование, однако не всё так просто. Во-первых, в нашем мире всё настолько быстро изменяется, что регулярно требуется обновление имеющихся профессиональных знаний, а во-вторых, не всегда базовое образование гарантирует наличие необходимых практических знаний и навыков, ведь неслучайно раньше говорили, что приходя на работу после института ты должен забыть всё, чему тебя учили в ВУЗе и начинать учиться заново на практике.
Обучение
персонала для большинства
Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость повышения конкурентоспособности и проведение организационных изменений требуют опоры на хорошо спланированную и четко организованную работу по обучению персонала. При этом дело не ограничивается передачей работникам тех или иных знаний и развитием у них необходимых навыков. В ходе обучения работникам может быть передана информация о текущем состоянии дел и о перспективах развития организации. Кроме того, обучение призвано повышать уровень трудовой мотивации, приверженности персонала своей организации и включенности в ее дела.
Несмотря
на очень сложное финансовое положение
большинства российских организаций
в период перехода к работе в условиях
рыночных отношений, расходы, связанные
с обучением персонала, начинают
рассматриваться как приоритетные и необходимые.
Все больше организаций проводит широкомасштабное
обучение персонала разных уровней, понимая,
что именно обученный, высококвалифицированный
персонал и будет решающим фактором в
выживании и развитии предприятия.
Исходя из этого целью контрольной работы является теоретическое изучение и сравнение различных методов обучения персонала, чтобы в дальнейшем успешно применить их в практике обучения персонала компании.
Актуальность
контрольной работы состоит в том, что
тут рассматриваются формы обучения персонала,
целенаправленно организованный, планомерно
и систематически осуществляемый процесс
овладения сотрудников знаниями, навыками,
умениями и способами общения. Профессиональное
обучение - это процесс развития специфических
навыков посредством специальных методов
обучения. Обучение персонала обеспечивает
соответствие профессиональных знаний
и умений современным требованиям производства.
Предмет исследования: рассмотреть существующие формы обучения персонала.
Целью исследования: является провести анализ форм обучения персонала, выяснить их плюсы и недостатки.
Формы обучения
Видео ( -курсы, -тренинги)
Зрелищность
и динамизм видеосюжетов улучшают запоминание
и повышают мотивацию к обучению. В западной
практике видеокурсы используются давно
и успешно, а первые отечественные учебные
видеофильмы по различным профессиональным
проблемам появились лишь в конце 90-х и находятся
сейчас в зачаточном состоянии. Учебные
кино- и видеофильмы могут демонстрироваться
как с использованием видео, так и компьютерной
техники.
Плюсы видеообучения:
Ограничения видеофильмов:
Деловая игра
Деловые
игры — это такая форма обучения, когда
отработка учебной тематики происходит
на основе ситуаций и материала, моделирующих
те или иные аспекты профессиональной
деятельности слушателей. Деловые игры
широко применяются для подготовки ответственных
решений в областях управления, экономики,
долгосрочного планирования, распределения
прав между различными структурными подразделениями
организации, — словом, там, где изобилует
неопределенность, конфликтность, когда
математические методы неприемлемы из-за
невозможности формализовать социально-психологические
факторы поведения людей, когда решение
надо получить быстро, когда опытная проверка
дорога.
Деловая игра — это имитация деятельности.
Она отличается от мозгового штурма открытой
соревновательностью, необходимостью
практического результата, волей к победе.
Цели деловых игр:
Деловая
игра предполагает наличие определенного
сценария, правил работы и вводной
информации, определяющей ход содержания
игры.
Проведение игры проходит три этапа: подготовка,
непосредственное проведение и разбор
хода игры и подведение итогов.
Подготовка к проведению игры. Задачи,
решаемые преподавателем, меняюся на разных
этапах игры. В период подготовки его основные
функции - введение слушателей в игру, в роли,
которые им предстоит играть. Важно создание
такой атмосферы, в которой всем захочется
работать инициативно и творчески.
При проведении игры команды могут работать
в параллельном режиме или по очереди, можно
назначить основную команду и команду-дублера,
которая будет выступать при определенных
обстоятельствах. Обязательно заранее
готовятся необходимые исходные данные,
раздаточный материал для каждой команды.
Проведение деловой игры. В ходе самой
игры преподавателю необходимо наблюдать
за ходом игры, поддерживать творческий
дух, соревновательную обстановку и обеспечить
вовлеченность слушателей в активную работу.
Разбор хода деловой игры. Этот этап очень
важен. Разбор игры — это общая оценка
проведенной работы и оценка действий
команд или отдельных участников игры.Времени
на анализ игры должно быть выделено столько,
чтобы все желающие имели возможность
выступить с оценкой собственного вклада,
высказать суждения, мнения о действиях
своей команды, других команд, дать предложения
о возможных изменениях, которые могли бы
позитивно сказаться на конечных результатах.
Желательно, чтобы все слушатели участвовали
в обсуждении. Преподаватель должен отслеживать,
чтобы обсуждение велось в доброжелательном
стиле, следует избегать общих оценок,
неконкретных и излишне резких. Особенно
интересен и содержателен разбор игр, когда
при ее проведении используется видеозапись.
Дискуссия (групповое
обсуждение)
Дискуссия
(от латинского «рассмотрение, исследование) —
это коллективное обсуждение какого-либо
спорного или важного вопроса с целью нахождения
истины или достижения лучшего взаимопонимания.
В известном смысле групповые дискуссии
являются скорее дидактическим приемом,
чем методом обучения. Этот прием широко
используется в других комплексных формах
обучения (семинары, разбор практических
ситуаций, деловые и ролевые игры и пр.)
Однако дискуссии или групповые обсуждения
могут применяться и самостоятельно. Например,
в Гарвардской школе бизнеса групповые
дискуссии среди слушателей являются
основным методом обучения. Дискуссии
по заданной тематике проводятся в небольших
группах обучающихся (от 4 до 10 человек).
Дискуссии позволяют максимально полно
использовать опыт слушателей, способствуя
лучшему усвоению изучаемого ими материала.
В этом особенность групповых дискуссий:
не преподаватель рассказывает слушателям
о том, как должно быть, что является правильным,
а сами слушатели вырабатывают доказательства,
обоснования принципов и подходов по схеме,
предложенной преподавателем. Например,
слушателям дается описание конфликтной
ситуации при взаимодействии руководителя
и подчиненного; или группе предлагается
найти ошибки, допущенные руководителем;
либо указать качества, отличающие успешного
руководителя; либо важнейшие рычаги воздействия
на подчиненных, имеющиеся у руководителя
и т.п. На обсуждение вопросов, предложенных
для обсуждения. Выделяется определенное
время (обычно от 5 до 20 мин.), в течение которого
группа должна подготовить аргументированный
развернутый агент. Чтобы обсуждение было
успешным, участники должны придерживаться
определенных правил, которые обычно устанавливаются
преподавателем. Среди тем для групповых
дискуссий предпочтение следует отдавать
таким, которые, с одной стороны, тесно
связаны с изучаемым материалом, а с другой
-позволяют слушателям максимально полно
использовать свой личный практический
опыт. Групповые обсуждения особенно эффективны
для изучения и проработки сложного для
восприятия материала, формирования нужных
установок. Данный метод обеспечивает
хорошие возможности для обратной связи,
подкрепления, практики, мотивации и переноса.
Дистанционное обучение
Дистанционное обучение становится все
более популярным и завоевывает все
больше сторонников. В последние годы
все большее развитие получает онлайновое
обучение, когда студент и преподаватель,
находясь далеко друг от друга, получают
возможность взаимодействовать в режиме
реального времени. Это революционной
подход к образованию, но он может быть реализован
только в регионах с хорошо развитой телекоммуникационной
инфраструктурой.
При дистанционном обучении обязательно
используются теоретическая часть и практические
задания. Каждый курс заканчивается тестами,
интегрированными в программу, иногда —
видеосюжетами по теме обучения. Такая
интерактивность способствует лучшему
усвоению материала.
Дистанционное обучение, основанное на использовании
компьютеров, обеспечивает высокую степень
поддержки, немедленную обратную связь,
повышая мотивацию обучения. Кроме того,
такое обучение отличает высокая структурированность
учебного материала, что облегчает усвоение
и дает большие возможности для установления
взаимосвязей с уже имеющимися знаниями.
Программное или компьютерное обучение
позволяет персоналу довольно быстро
усваивать учебный материал. Зарубежные
исследования показывают, что компьютерное
обучение возможно сокращение времени
обучения на 50-30 % и упрочение запоминания
материала на 80 % по сравнению с другими методами.
Несмотря на то, что обучающие программы
довольно дороги, они быстро окупаются,
поскольку данный метод допускает тиражирование
и может быть использован при подготовке
большого числа сотрудников. Эффективность
обучения зависит от размера шага обучения.
Под размером шага обучения имеется в виду
размер порции предъявляемого материала.
Чем меньше порция предъявляемого материала,
тем эффективнее обучение. Также эффективность
обучения повышается, если обучаемый имеет
возможность сам контролировать размер
шага. Размер шага обучения зависит от многих
факторов: предварительное знакомства
обучаемого с метериалом, его опытом в данной
области, логичность изложения темы, структирированность
изучаемого материала, ограничения во времени
и т.д.
Достоинства дистанционного обучения:
Ограничения дистанционного обучения:
Конференция
Цель конференций — глубокое изучение
опыта, его теоретическое осмысление и выработка
практических рекомендаций.
Конференции отличаются от совещаний и семинаров
тем, что они:
Доклады
выступающих, как правило, являются
итогом серьезного изучения и обобщения
передовой практики. Конференция разрабатывает
и принимает рекомендации, которые включают
в себя все лучшее, передовое, накопленное
за период ее подготовки. К сожалению, на практике
зачастую научно-практические конференции
превращаются в обычные отчетно-информационные
мероприятия. Интересная форма повышения
квалификации (но малораспространенная!) —
заочная конференция. Отличается она от обычной
конференции тем, что сообщения специалистов
публикуются в специальных информационных
бюллетенях, на страницах местных изданий
и пр. Несомненные преимущества подобной
формы: возможность привлечения к обсуждению
проблемы максимального числа специалистов.
Очень важно при организации заочной конференции
заранее четко оговорить конкретную проблему,
требования к печатному материалу и сроки
их предоставления.
Достоинства конференций:
Информация о работе Разработка и реализация методов обучения