Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:12, курсовая работа
Актуальность контрольной работы состоит в том, что тут рассматриваются формы обучения персонала, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения сотрудников знаниями, навыками, умениями и способами общения. Профессиональное обучение - это процесс развития специфических навыков посредством специальных методов обучения. Обучение персонала обеспечивает соответствие профессиональных знаний и умений современным требованиям производства.
Введение 3
1. Понятие активных методов обучения 5
2. Значение и принципы выбора метода обучения персонала 8
3. Виды методов обучения 10
3.1. Критерии деления методов на группы 10
3.2. Традиционные методы обучения персонала 12
3.3. Активные методы обучения персонала 13
4. Разработка и реализация методов обучения 18
4.1. Первые попытки обучить сотрудников 18
4.2. Попытка навести порядок 19
4.3. Формализация обучения 19
4.4. Выявление потребностей в обучении 20
4.5. Автоматизация (от учебного центра к корпоративному университету) 21
4.6. Самообучающаяся организация 22
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Круглый стол
Круглый
стол - групповые обсуждения актуальных
для организации проблем. Проводится с целью
поделиться проблемами, своим видением
вопроса, познакомить с опытом, достижениями
и новациями друг друга. Не путать с совещанием,
которое посвящается, как правило, обсуждению
какого-либо производственного вопроса.
Идеальное соотношение присутствующих —
от 10-15, но не более 25 человек, разбирающихся
в вопросе. Очень важно, чтобы мероприятие
проходило действительно в режиме «круглого
стола», т. е. принцип демократического
обсуждения должен соблюдаться.
Требования к ведущему: глубокие знания
в своей области, общая эрудиция, независимость
мышления, отсутствие конформизма, заинтересованность
в получении объективного результата,
полное отсутствие предвзятости, творческая
жилка и общая активность.
Достоинства метода:
Лекция
При использовании лекционного метода
подачи материала преподаватель устно
передает информацию группе, размер которой
может колебаться от нескольких человек
до нескольких сот и даже тысяч человек.
При этом преподаватель может применять
и наглядные средства обучения, используя
классную доску, плакаты, показ слайдов
и видеофильмов.
Лекционный метод не свободен от ряда недостатков
даже в том случае, если лектор самую высокую
квалификацию. Коммуникация во время лекционных
занятий в основном является односторонней,
и исключение составляют лишь ситуации,
когда лектор отвечает на вопросы слушателей.
В основном обучающие слушают, смотрят
и, если не доверяют своей памяти, конспектируют
за лектором, практически не имея возможностей
обратной связи, практики или контроля
правильности понимания изложенного материала.
Усвоение лекционного материала в значительной
степени зависит от характеристик изучаемого
материала (трех «С» - содержания, сложности,
структурированности) и от того, насколько
широко во время лекции используются наглядные
средства.
Перенос знаний, полученных в ходе лекции, в практику зависит от того, насколько оно ориентированно на практику. Лекция не позволяет учитывать разный уровень знаний, профессионального опыта и способностей обучаемых, и темп предъявления материала определяется преподавателем для группы в целом. Несмотря на эти недостатки, лекции остаются наиболее часто используемым методом, поскольку это:
Эффективность
обучения при лекционной подаче материала
определяется целым рядом факторов: личностными
особенностями преподавателя, его эрудицией,
умением вызвать интерес к изучаемой теме,
способностью ясно и четко изложить материал
и др. Большое значение имеет и обеспеченность
обучаемых учебной литературой, методическими
материалами (это учебные и методические
пособия, опорные схемы лекций, раздаточные
материалы им т.п.)
Плюсы лекционной подачи материала:
Ограничения лекций:
Мастер-класс
Мастер-класс — это комплексная форма,
где происходит не только изложение теоретического
материала, но и демонстрация конкретных
приемов и технологий. Поэтому важно, чтобы
ведущий был одновременно и хорошим лектором,
и грамотным практиком.
Как правило, мастер-класс проводит опытный,
квалифицированный, творчески мыслящий
специалист. Он показывает коллегам не готовый
результат своего труда, а поэтапно, с комментариями
и разъяснениями, объясняя и комментируя
каждый шаг. Очень важно обратить внимание
слушателей на «подводные камни», реально
преодолимые сложности, потенциально
возможные нестандартные ситуации, тем
самым раскрывая секреты своего мастерства.
По возможности все (или большинство присутствующих)
повторяют действия под контролем преподавателя,
осваивая новую технику или методику.
Очень важно соблюдать деловую, но доверительную
и благожелательную обстановку. Пусть
царит радостная атмосфера общения умных
и творческих людей, заинтересованных
и увлеченных, которые одинаково любят
свою профессию.
Достоинства метода:
Мозговой штурм
Осборн говорил: «Количество идей переходит
в качество. В каждой идее есть рациональное
зерно». Мозговой штурм идеально подходит,
чтобы собрать как можно больше новых
и самых разных идей. Для этого организуется
работа в малых группах (5-6 человек).
Из кого составить группы? Для генерирования
идей приглашаются специалисты разного
профиля и опыта с подвижным, активным умом,
раскованные и смелые. Прирожденные скептики,
критиканы, нытики на первый этап не приглашаются.
Но рекомендуется приглашать красивых
и умных, энергичных и обаятельных женщин
для стимулирования умственных способностей
мужчин. И таких же мужчин для повышения
эффективности работы женского коллектива.
Допускается чай или кофе. Эффективность
метода возрастает, если руководители
принимают участие в работе групп наряду
с рядовыми сотрудниками. В течение 10-15 минут
каждая группа обсуждает конкретный вопрос
(например, какие проекты мы хотим разрабатывать
в будущем году, как привлечь новых пользователей?).
Каждый из участников предлагает свою
идею, при этом обязательно один из участников
абсолютно все идеи записывает. Очень
важно зафиксировать ВСЕ идеи. Удобно
и практично писать каждую из идей на отдельной
карточке, а потом группировать их по темам
или направлениям деятельности. Существует
жесткое правило — во время мозгового штурма
категорически запрещается обсуждать
и комментировать предлагаемые идеи. Важно
собрать их как можно больше, какими бы
нелепыми и абсурдными они не казались
на первый взгляд. После того, как время
истекло, можно начинать группировать
идеи в зависимости от их содержания. Вот
на этом этапе возможны дискуссии, обсуждения,
привлечение экспертов и пр. После того,
как в зависимости от содержания и формы
идеи отобраны и сгруппированы, дается
оценка групповой работе. Хорошо каждой
из групп дать название, присвоить номинацию,
исходя из тематики и содержания заявленных
ими идей.
Необходимо
отметить большую роль руководителя
обсуждения. 50 % успеха зависит от ведущего.
Он должен хорошо знать цели и предмет обсуждения,
быть терпеливым, благожелательным, остроумным.
От того, как он настроит аудиторию, как
будет управлять процессом генерирования
идей, зависит успех мозгового штурма.
Достоинства метода:
Практикум. Практическое занятие
Практика дает возможность закрепить
полученные теоретические знания и навыки
в ситуациях, максимально приближенных
к тем, с которыми обучающимся приходится
сталкиваться в процессе своей профессиональной
деятельности. Без практического закрепления
знаний, умений и навыков, освоенных в ходе
учебы, трудно рассчитывать на реальное
улучшение рабочего поведения и повышение
отдачи от работников. Для реализации этого
принципа наилучшие условия создает использование
методов активного обучения. Отсутствие
возможностей практического применения
полученных знаний и отработки навыков,
особенно сложных, негативно сказывается
на мотивации обучающихся и на результатах
обучения.
Возможность закрепления знаний и навыков
на практике особенно важна, когда люди
учатся выполнять сложные или ответственные
задачи, вероятность столкновения с которыми
в реальной жизни достаточно низка. Этой
цели служат практические занятия, которые
могут проводиться в разных режимах. Распределенная
практика означает, что практика перемещается
с отдыхом или другими видами деятельности.
Исследования показывают, что промежутки
между периодами практики должны постепенно
увеличиваться и по мере введения нового
материала необходимо обеспечивать повторение
старого материала. Массированная практика —
это такая практика, когда периоды переключения
на другие виды деятельности практически
отсутствуют. Ясно, что массированная
практика требует меньше времени, чем
распределенная. В этом случае процесс
закрепления обеспечивается высокой интенсивностью
практической отработки на рабочем месте
знаний, умений и навыков, полученных в результате
обучения.
Преподавателю, организующему практические
занятия, при выборе режима практики необходимо
учитывать следующее:
Для лучшего переноса знаний, освоенных обучающимися в процессе обучения, на рабочие места следует обеспечить следующие условия:
Поведенческое моделирование
Поведенческое моделирование — это относительно новый метод обучения навыкам межличностного общения и изменения установок. Преимущественно этот метод используется в рамках тренингов, предполагающих более широкое использование методов активного обучения, к которым относится и данный метод. Он учит конкретным навыкам и установкам, связанным с выполнением профессиональной деятельности, через следующие шаги:
Информация о работе Разработка и реализация методов обучения