Разработка и реализация методов обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность контрольной работы состоит в том, что тут рассматриваются формы обучения персонала, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения сотрудников знаниями, навыками, умениями и способами общения. Профессиональное обучение - это процесс развития специфических навыков посредством специальных методов обучения. Обучение персонала обеспечивает соответствие профессиональных знаний и умений современным требованиям производства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие активных методов обучения 5
2. Значение и принципы выбора метода обучения персонала 8
3. Виды методов обучения 10
3.1. Критерии деления методов на группы 10
3.2. Традиционные методы обучения персонала 12
3.3. Активные методы обучения персонала 13
4. Разработка и реализация методов обучения 18
4.1. Первые попытки обучить сотрудников 18
4.2. Попытка навести порядок 19
4.3. Формализация обучения 19
4.4. Выявление потребностей в обучении 20
4.5. Автоматизация (от учебного центра к корпоративному университету) 21
4.6. Самообучающаяся организация 22
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

моя работа формы обуч.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

 
Круглый стол

Круглый стол - групповые обсуждения актуальных для организации проблем. Проводится с целью поделиться проблемами, своим видением вопроса, познакомить с опытом, достижениями и новациями друг друга. Не путать с совещанием, которое посвящается, как правило, обсуждению какого-либо производственного вопроса.  
Идеальное соотношение присутствующих — от 10-15, но не более 25 человек, разбирающихся в вопросе. Очень важно, чтобы мероприятие проходило действительно в режиме «круглого стола», т. е. принцип демократического обсуждения должен соблюдаться.  
Требования к ведущему: глубокие знания в своей области, общая эрудиция, независимость мышления, отсутствие конформизма, заинтересованность в получении объективного результата, полное отсутствие предвзятости, творческая жилка и общая активность. 
Достоинства метода:

  • возможность активного профессионального общения;
  • позволяет продемонстрировать умение анализировать и обобщать, логично излагать свои мысли и убеждать.

Лекция  
При использовании лекционного метода подачи материала преподаватель устно передает информацию группе, размер которой может колебаться от нескольких человек до нескольких сот и даже тысяч человек. При этом преподаватель может применять и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты, показ слайдов и видеофильмов. 
Лекционный метод не свободен от ряда недостатков даже в том случае, если лектор самую высокую квалификацию. Коммуникация во время лекционных занятий в основном является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает на вопросы слушателей. В основном обучающие слушают, смотрят и, если не доверяют своей памяти, конспектируют за лектором, практически не имея возможностей обратной связи, практики или контроля правильности понимания изложенного материала.  
Усвоение лекционного материала в значительной степени зависит от характеристик изучаемого материала (трех «С» - содержания, сложности, структурированности) и от того, насколько широко во время лекции используются наглядные средства.

Перенос знаний, полученных в ходе лекции, в практику зависит от того, насколько оно ориентированно на практику. Лекция не позволяет учитывать разный уровень знаний, профессионального опыта и способностей обучаемых, и темп предъявления материала определяется преподавателем для группы в целом. Несмотря на эти недостатки, лекции остаются наиболее часто используемым методом, поскольку это:

  • самый «привычный» метод подачи материала,
  • далеко не все преподаватели владеют другими методами подачи материала (в частности, методами активного обучения.

Эффективность обучения при лекционной подаче материала определяется целым рядом факторов: личностными особенностями преподавателя, его эрудицией, умением вызвать интерес к изучаемой теме, способностью ясно и четко изложить материал и др. Большое значение имеет и обеспеченность обучаемых учебной литературой, методическими материалами (это учебные и методические пособия, опорные схемы лекций, раздаточные материалы им т.п.)  
Плюсы лекционной подачи материала:

  • Лектор полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала. Хорошие возможности во время лекции оперативно изменить последовательность полноту раскрытия тем (или отдельных вопросов), темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей, или от их уровня квалификации.
  • Возможность охвата большой аудитории.
  • Относительно низкие финансовые затраты на одного обучающег7ося (особенно при условии большого числа слушателей).

Ограничения лекций:

  • Низкая активность слушателей, невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала.
  • Невозможность учета различий в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей.
  • Высокие требования к мастерству лектора. Далеко не каждый преподаватель всегда эмоционально разнообразен и способен добиться высокого уровня внимания и активности («включенности») слушателей на всем протяжении лекции.
  • Проведение лекционных занятий обычно жестко привязано к учебному расписанию. В случае отсутствия учащегося на занятиях ему бывает трудно восстановить пропущенный материал в полном объеме.

Мастер-класс  
Мастер-класс — это комплексная форма, где происходит не только изложение теоретического материала, но и демонстрация конкретных приемов и технологий. Поэтому важно, чтобы ведущий был одновременно и хорошим лектором, и грамотным практиком.  
Как правило, мастер-класс проводит опытный, квалифицированный, творчески мыслящий специалист. Он показывает коллегам не готовый результат своего труда, а поэтапно, с комментариями и разъяснениями, объясняя и комментируя каждый шаг. Очень важно обратить внимание слушателей на «подводные камни», реально преодолимые сложности, потенциально возможные нестандартные ситуации, тем самым раскрывая секреты своего мастерства. По возможности все (или большинство присутствующих) повторяют действия под контролем преподавателя, осваивая новую технику или методику.  
Очень важно соблюдать деловую, но доверительную и благожелательную обстановку. Пусть царит радостная атмосфера общения умных и творческих людей, заинтересованных и увлеченных, которые одинаково любят свою профессию.  
Достоинства метода:

  • практическое обучение персонала;
  • установление дружественных неформальных контактов между членами коллектива;
  • возрастает мотивация обучения.

Мозговой штурм

 
Осборн говорил: «Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно». Мозговой штурм идеально подходит, чтобы собрать как можно больше новых и самых разных идей. Для этого организуется работа в малых группах (5-6 человек).  Из кого составить группы? Для генерирования идей приглашаются специалисты разного профиля и опыта с подвижным, активным умом, раскованные и смелые. Прирожденные скептики, критиканы, нытики на первый этап не приглашаются. Но рекомендуется приглашать красивых и умных, энергичных и обаятельных женщин для стимулирования умственных способностей мужчин. И таких же мужчин для повышения эффективности работы женского коллектива. Допускается чай или кофе.  Эффективность метода возрастает, если руководители принимают участие в работе групп наряду с рядовыми сотрудниками. В течение 10-15 минут каждая группа обсуждает конкретный вопрос (например, какие проекты мы хотим разрабатывать в будущем году, как привлечь новых пользователей?). Каждый из участников предлагает свою идею, при этом обязательно один из участников абсолютно все идеи записывает. Очень важно зафиксировать ВСЕ идеи. Удобно и практично писать каждую из идей на отдельной карточке, а потом группировать их по темам или направлениям деятельности. Существует жесткое правило — во время мозгового штурма категорически запрещается обсуждать и комментировать предлагаемые идеи. Важно собрать их как можно больше, какими бы нелепыми и абсурдными они не казались на первый взгляд.  После того, как время истекло, можно начинать группировать идеи в зависимости от их содержания. Вот на этом этапе возможны дискуссии, обсуждения, привлечение экспертов и пр. После того, как в зависимости от содержания и формы идеи отобраны и сгруппированы, дается оценка групповой работе.  Хорошо каждой из групп дать название, присвоить номинацию, исходя из тематики и содержания заявленных ими идей.

Необходимо  отметить большую роль руководителя обсуждения. 50 % успеха зависит от ведущего. Он должен хорошо знать цели и предмет обсуждения, быть терпеливым, благожелательным, остроумным. От того, как он настроит аудиторию, как будет управлять процессом генерирования идей, зависит успех мозгового штурма.  
Достоинства метода:

  • метод весьма прост, эффективен, даже если участники не очень компетентны и малоопытны;
  • не требует предварительного обучения участников, кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения, знать предмет обсуждения;
  • это коллективный метод решения задач, поэтому здесь срабатывает системный эффект и увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект «коллективного ума») и возможности развивать идеи друг друга;
  • с помощью этого метода можно наглядно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое из них правильно, но только для своих конкретных условий;
  • можно научить робких и застенчивых, снять страх у нерешительных и с низкой самооценкой сотрудников — они будут здесь говорить свое мнение, не боясь ошибиться;
  • можно научить сотрудников слушать своих коллег, уважать и свое, и чужое мнение, психологически сблизить группу и сдружить;
  • можно научить персонал позитивной критике. Недостатки метода мозгового штурма:
  • он не пригоден для решения сложных проблем и трудных задач;
  • не имеет критериев оценки силы решений;
  • отсутствует четкий алгоритм целенаправленного движения от слабого к сильному решению;
  • затруднительно определить авторство лучших идей. Имеет смысл этот щекотливый вопрос оговорить до начала штурма;
  • процессом решения необходимо искусно управлять, чтоб он шел по направлению к сильным решениям, практичным идеям.

Практикум. Практическое занятие

 
Практика дает возможность закрепить  полученные теоретические знания и навыки в ситуациях, максимально приближенных к тем, с которыми обучающимся приходится сталкиваться в процессе своей профессиональной деятельности. Без практического закрепления знаний, умений и навыков, освоенных в ходе учебы, трудно рассчитывать на реальное улучшение рабочего поведения и повышение отдачи от работников. Для реализации этого принципа наилучшие условия создает использование методов активного обучения.  Отсутствие возможностей практического применения полученных знаний и отработки навыков, особенно сложных, негативно сказывается на мотивации обучающихся и на результатах обучения. 
Возможность закрепления знаний и навыков на практике особенно важна, когда люди учатся выполнять сложные или ответственные задачи, вероятность столкновения с которыми в реальной жизни достаточно низка. Этой цели служат практические занятия, которые могут проводиться в разных режимах. Распределенная практика означает, что практика перемещается с отдыхом или другими видами деятельности. Исследования показывают, что промежутки между периодами практики должны постепенно увеличиваться и по мере введения нового материала необходимо обеспечивать повторение старого материала. Массированная практика — это такая практика, когда периоды переключения на другие виды деятельности практически отсутствуют. Ясно, что массированная практика требует меньше времени, чем распределенная. В этом случае процесс закрепления обеспечивается высокой интенсивностью практической отработки на рабочем месте знаний, умений и навыков, полученных в результате обучения. 
Преподавателю, организующему практические занятия, при выборе режима практики необходимо учитывать следующее:

  • при обучении конкретным рабочим навыкам рассредоточенная практика обычно оказывается более эффективной, чем массированная, и с точки зрения приобретения навыков, и с точки зрения их закрепления;
  • продолжительность занятий и перерывы между ними должны устанавливаться с учетом состава группы обучающихся, их образовательного уровня, а также исходя из характера заданий или навыков, подлежащих освоению. Слишком большой перерыв между занятиями приводит к забыванию материала, что влечет за собой необходимость повторения и повышает общую продолжительность обучения. Слишком редкие и слишком короткие перерывы между занятиями могут вызвать накопление умственной и физической усталости обучающихся, что значительно снижает эффективность усвоения;
  • чем менее значимым для обучающихся является материал, подлежащий изучению, тем менее подходит массированная практика, более эффективной будет серия кратких практических занятий.

Для лучшего  переноса знаний, освоенных обучающимися в процессе обучения, на рабочие места следует обеспечить следующие условия:

  • сходство между содержанием обучения и содержанием профессиональной деятельности, что позволяет уже в ходе занятий теснее увязывать изучаемый материал с практическим опытом, установками и ценностями слушателей;
  • избы точность обучения, то есть знания и навыки, освоенные в ходе обучения, должны быть несколько шире того, что потребуется в реальной рабочей ситуации. Избыточное обучение или избыточное освоение новых знаний и навыков необходимы, если знания являются очень важными, но применяются редко. Другая ситуация, в которой избыточное обучение оказывается полезным, — это переобучение сотрудников или обучение новым навыкам, которые будут использоваться в уже хорошо освоенной деятельности.

 
Поведенческое моделирование

Поведенческое моделирование  — это относительно новый метод обучения навыкам межличностного общения и изменения установок. Преимущественно этот метод используется в рамках тренингов, предполагающих более широкое использование методов активного обучения, к которым относится и данный метод. Он учит конкретным навыкам и установкам, связанным с выполнением профессиональной деятельности, через следующие шаги:

  • предъявление «поведенческой модели» (примера для подражания, идеала) профессионального поведения, которое предлагается освоить;
  • практика обучающихся, когда им в учебных или рабочих ситуациях предлагается максимально точно воспроизвести предложенную 2поведенческую модель«;
  • обеспечение обратной связи и подкрепления, свидетельствующих о степени успешности овладения соответствующими моделями поведения.

Информация о работе Разработка и реализация методов обучения