Разработка и приятие управленческих решений на предприятии в условиях неопределенности и риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении признаков, характеризующих процесс принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Целью практической части курсовой работы является выявление и анализ проблем конкретного предпрития, а также разработка и принятие решений по их ликвидации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. РАЗРАБОТКА И ПРИЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА 7
1.1. Анализ внешней среды и ее влияние на реализацию альтернатив 8
1.2. Условие неопределенности и риска при разработке решений 11
1.3. Приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска 23
2. РАЗРАБОТКА И ПРИЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА (НА ПРИМЕРЕ ПТРУП «БРЕСТПРОМТАРА») 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа содержит 1 файл

Управл решения в усл неопред.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

    Инвентарный риск – риск обесценивания товарных запасов компании в результате снижения цен на морально устаревшие образцы.

  1. Инвестиционный риск – риск обесценивания капиталовложений в результате действий органов государственной власти и управления.
  2. Инфляционный риск – это, во-первых, риски, вызванные непредвиденным ростом издержек производства, вследствие инфляционного процесса, и, во-вторых, риск обесценивания активов или доходов в результате роста цен.
  3. Курсовой риск –риск, возникающий из-за колебания рыночной стоимости валют.
  4. Риск морального износа – вероятность того, что товар полностью или частично утратит свою потребительную стоимость до того, как он выработает свой ресурс или придет в негодность в результате физического износа. Этот вид риска наиболее высок у наукоемкой машиностроительной продукции и является одним из факторов быстрого развития лизинга этой продукции.
  5. Некоммерческий риск – риск, которому подвергаются капиталовложения в связи с наносящими им ущерб решениями государственных органов власти, а также политическими и военными событиями.
  6. Нормальный риск – в производстве и хозяйственной деятельности это обстоятельство, исключающее материальную ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей. К нормальному риску относится, например, изыскание и опробование новых, оправданных в данных обстоятельствах приемов работы при условии, что полезные результаты не могли быть достигнуты при помощи обычных средств и что были приняты все доступные меры для предотвращения ущерба.
  7. Риск потребителя – вероятность приемки партии продукции, доля дефектных изделий в которой имеет значение, устанавливаемое планом выборочного контроля как неприемлемое.
  8. Предпринимательский риск – опасность возникновения не предусмотренных проектным замыслом материальных и финансовых потерь, убытков в ходе проведения предпринимательской деятельности, осуществления сделок. Количественно предпринимательский риск оценивается вероятностью определенной величины или определенного уровня ущерба, прогнозируемого на основе расчета, экспертных оценок, накопленного опыта. Оценка предпринимательского риска должна обязательно предшествовать решению о целесообразности данного вида предпринимательства.
  9. Страновой риск – риск, связанный с инвестициями в данной стране и одинаковый для всех компаний (например инфляционный риск, риск возникновения социальной нестабильности).
  10. Товарный риск – риск приобретения товара низкого качества – потребительский риск; риск, связанный с преодолением трудностей освоения производства товаров надлежащего качества, пользующихся спросом и способных выиграть в конкурентной борьбе – риск производителя.
  11. Хозяйственный риск – риск в коммерческой, производственной деятельности из-за недостатка информации, которая не гарантирует в таких условиях полного и однозначного достижения положительного результата; неотъемлемый компонент рыночной экономики. Предприниматель в условиях хозяйственного риска должен уметь выбирать из набора альтернативных вариантов, оценивая их с позиций приемлемого оправданного уровня риска. Количественная оценка уровня хозяйственного риска – обязательный элемент технико-экономического обоснования любого проекта, идеи. Дополненная качественными оценками количественная величина хозяйственного риска позволяет дать интегральную оценку последствиям реализации конкретного предпринимательского решения.

    Обобщая различные виды рисков, их можно  сгруппировать по признаку происхождения на чистые и спекулятивные виды, по структурному признаку – на имущественные, торговые, производственные и финансовые. По объективности происхождения – на вынужденные и не вынужденные риски.

    Анализ  видов и групп рисков приводит к одному выводу: риском можно и нужно управлять. Управление риском – это и правильное прогнозирование наступления рискового события, и решение идти на рискованные действия или нет, и способность принимать соответствующие меры для снижения степени риска. При этом под степенью риска принято понимать размер наиболее вероятного экономического ущерба, который может понести фирма (организация, учреждение) в результате тех или иных действий, осуществляемых в соответствии с принятым управленческим решением.

    Управление  риском можно рассматривать и как совокупность методов и инструментов минимизации риска, процедуры уменьшения различного рода рисков, с которыми предприниматель, менеджер сталкивается в своей деятельности. Уменьшение рисков достигается за счет использования различных методов анализа и мониторинга рисков, их хеджирования и страхования.

    Руководители  по отношению к риску. Индивидуальные черты личности руководителя обусловливают  его большую или меньшую склонность к риску. В соответствии с индивидуальной склонностью к риску в менеджменте выделяют следующие категории руководителей:

    "предприниматель"  – руководитель, вкладывающий собственный  капитал организации при определенной  степени риска, приемлемой для  данной организации;

    "инвестор" – руководитель, вкладывающий капитал, сформированный преимущественно за счет привлеченных средств, и стремящийся к минимизации степени риска;

    "спекулянт"  – руководитель, идущий зачастую  на повышенный, но заранее просчитанный  риск;

    "игрок"  – руководитель, готовый идти  на не вынужденный риск при наличии определенной возможности выигрыша по сравнению с альтернативными вариантами.

    Все выделенные нами выше категории руководителей  принимают управленческие решения  с учетом реальной степени риска.

    Однако, следует сказать и о другой категории руководителей, "авантюристах", которые готовы рисковать даже при наличии кажущейся выгоды, без учета реально существующей степени риска. Последствия такой "смелости", как правило, не заставляют себя долго ждать: либо предприятие терпит крах, либо более высокие управленческие инстанции (совет директоров, собрание акционеров, вышестоящий руководитель) отстраняют таких "менеджеров" от руководящей работы.

    Профессиональный  менеджер должен уметь выводить ситуацию из состояния неопределенности, правильно  оценивать риск и принимать эффективное управленческое решение.

    Наиболее  сложной является задача преодоления  неопределенности условий принятия управленческого решения. Для ее решения могут использоваться такие  методы как проверка устойчивости, корректировка параметров проекта и экономических нормативов, формализованное описание ситуации неопределенности. Рассмотрим эти методы в порядке повышения их точности.

    Метод проверки устойчивости предполагает заблаговременную разработку сценариев для различных  вариантов развития управленческой ситуации. По каждому сценарию выполняется оценка показателей доходности, потерь (убытков) и эффективности.

    Проект  относится к устойчивым и эффективным  в том случае, когда соблюдаются  интересы всех участников, а неблагоприятные  последствия компенсируются за счет имеющихся запасов или покрываются страховыми выплатами. Предельным значением проекта считается то значение, при котором чистая прибыль приобретает нулевое значение. Одним из методов расчета предельного значения проекта является определение точки безубыточности.

    Чем меньше значение точки безубыточности по сравнению с номинальными, тем  выше устойчивость проекта.

    Метод корректировки параметров проекта  и экономических нормативов основан  на замене их проектных значений и  экономических нормативов на ожидаемые. Данный метод реализуется посредством выполнения следующих операций:

    увеличивается продолжительность всех работ по реализации проекта на среднюю величину возможных временных задержек;

    стоимость проекта увеличивается на величину, обусловленную возможными ошибками разработчиков проекта, пересмотром управленческих и технических решений в процессе реализации проекта, а так же другими непредвиденными расходами.

    учитываются такие неблагоприятные факторы  реализации проекта как непредвиденные отказы оборудования, нарушения технологии при выполнении работ, срыв графиков поставки сырья и материалов, штрафы и иные санкции за нарушение договорных обязательств и т.п.;

    в состав затрат включаются возможные  потери от незастрахованных видов риска;

    на  случай ухудшения финансовой ситуации увеличиваются норма дисконта и требуемая внутренняя норма доходности.

    Метод формализованного описания ситуации неопределенности является наиболее точным из рассматриваемых  методов. Он включает следующие этапы:

  1. формализованное представление условий реализации проекта, затрат, результатов и показателей эффективности его реализации;
  2. преобразование описанных на первом этапе показателей проекта в информацию о вероятностях отдельных условий или показателях эффективности или интервалах их возможных изменений;
  3. расчет показателей ожидаемой эффективности проекта в целом.

    Реализация  рассмотренных нами методов позволяет  менеджеру преодолеть условия неопределенности ситуации при разработке и принятии управленческого решения, перевести  ее в разряд ситуаций риска с известной вероятностью наступления тех или иных событий в процессе разработки и реализации управленческого решения. 

 

Глава 2

разработка  и приятие управленческих решений на предприятии  в условиях неопределенности и риска (на примере Птруп «Брестпромтара»)

 

    Описание предприятия. Производственно-торговое республиканское  унитарное предприятие "Брестпромтара" занимается производством тары и  деревянных изделий, оптовой торговлей  широким ассортиментом товаров. Предприятие организует повторное использование тары, осуществляет сбор картонной и стандартной деревянной тары, гофротары, тароматериалов, их ремонт, переработку и поставку потребителям. Осуществляет производство новой тары. Расположено по адресу г. Брест ул. Красногвардейская, 12, 1

    Управленческие  решения могут приниматься применительно  к любой сфере деятельности организации: управлению персоналом, управлению финансами, управлению производственными процессами, в том числе и управлению маркетинговой службой.

    Целью написания практической части является ликвидация неудовлетворительной работы предприятия посредством разработки и принятия управленческого решения в сфере маркетинговой составляющей деятельности фирмы.

    Анализ  макроокружения показал, что на предприятие  оказывается влияние со стороны правовых органов в сфере обязательного лицензирования деятельности и сертифицирования продукции. Это влияние ощущается в повседневной деятельности, но не несет в себе негативного воздействия и снижения результативности деятельности. Затраты, понесенные предприятием в ходе осуществления перечисленных мероприятий, относятся на снижение прибыли.

    Большее по сравнению с предыдущими параметрами  влияние оказывает развитие научно-технического прогресса и достижения современных технологий. Это выражается в разработке современных материалов и технологий их производства. Этот процесс снижает конкурентоспособность традиционных материалов и технологий и вытесняет их с рынка.

    Изучение  конкурентной среды позволило выявить  тот факт, что непосредственные конкуренты, т.е. производители аналогичной продукции не оказывают сильного воздействия на потребителей, рыночные сегменты поделены приблизительно пропорционально. У предприятия существует собственный круг постоянных потребителей в виде крупных промышленных предприятий и организаций.

    На  предприятии обнаружена проблема. Под  проблемой понимается критическое  рассогласование между желаемым и реальным состоянием. В данном случае это хорошо налаженное производство и плохо поставленный сбыт, тогда как при хорошем производстве не должен отставать и сбыт, чтобы иметь возможность инвестировать свободные финансовые ресурсы в еще большее расширение производства или его усовершенствование.

    Осознание проблемы состоит в установлении факта ее существования по результатам  контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и ее менеджеров.

    Структурировать проблему позволяет процесс построения дерева проблем. Дерево проблем приведено на рисунке 3.3.1.

    

Рис. 3.1. Дерево проблем

    По  результатам работы по выявлению  проблемы, перед персоналом предприятия  была поставлена цель – увеличить  объемы сбыта готовой продукции  в течение шести месяцев и повышение потребительского предпочтения именно в сторону продукции.

    Поставленная  цель отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым к целям: она ясна и понятна исполнителям, она измеряема количественными методами, она имеет сроки реализации, она согласовывается с глобальной целью деятельности всей организации.

    Далее автор работы рассмотрит процесс принятия управленческого решения по решению выявленной проблемы и устранению неудовлетворительных результатов работы.

    Согласно  приведенным материалам о проделанной работе по выявлению проблем, выявлена наиболее важная для стратегического развития предприятия проблема. Она связана с перестройкой принципов работы маркетингового подразделения фирмы. В рамках решения данной проблемы можно выделить несколько направлений ее решения. С одной стороны, это изменение методологического подхода к организации службы маркетинга на предприятии, а с другой стороны, это изменение влияния человеческого фактора на решение проблемы.

Информация о работе Разработка и приятие управленческих решений на предприятии в условиях неопределенности и риска