Распределение полномочий в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить особенности распределение полномочий в организации
Задачи:
Изучить и проанализировать теоретический материал по теме.
Провести практическое исследование о распределении полномочий в организации.
Сделать выводы.
Объект исследования: гостиничный комплекс «Гранд охота»
Предмет исследования: Изучить особенности распределение полномочий в организации ОАО «Родник»

Содержание

В В Е Д Е Н И Е…………………………………………………………………….3
Глава 1. ПОНЯТИЯ ДЕЛЕГИРОВАНИЕ , ПОЛНОМОЧИЯ И ИХ ВИДЫ……………………………………………………………………………….4
Глава 2. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ…………………………………………………………………14
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ..................................................................25
З А К Л Ю Ч Е Н И Е.......................................................................................33
Список литературы……………………………………………………….……..35
Приложения…………………………………………………………………..….36

Работа содержит 1 файл

курсовая. Распределение полнмочий в организации.docx

— 70.77 Кб (Скачать)

 

Недостатки  централизации состоят в том, что она закрывает пути получения  преимуществ децентрализации, и  наоборот.

Факторы, влияющие на соотношение централизации  и децентрализации. Среди них можно выделить следующие:

величина  затрат (что может быть выражено в деньгах, престиже или мерах  субъективного свойства);

степень унификации. Желаемый уровень единообразия может быть более эффективно достигнут с помощью укрепления централизации;

размеры предприятия. На крупных предприятиях решения  принимаются большим числом руководителей  разного уровня, которые сложно координировать. Там, где полномочия рассредоточены, решения принимаются более оперативно;

философия менеджмента. Руководители могут предпочитать авторитарную структуру управления, где все  решения принимаются высшим руководством, или децентрализованную систему, где руководители всех уровней по своему усмотрению определяют сферу полномочий;

наличие подходящего  руководителя. При отсутствии менеджеров требуемого уровня целесообразно сосредоточить  полномочия в высших звеньях управления;

использование приемов контроля. Чем выше возможности  контролирования, тем большей степени  децентрализации можно достичь;

характер  деятельности организации. Если осуществляемые коммерческие операции распространяются на большие географические районы, то потребуется и большая степень  децентрализации;

влияние внешней  среды. Имеются в виду, например, политика правительства в области  ценообразования, доходов или какие-либо ограничения на использование рабочей  силы. Эти причины могут уменьшить  степень децентрализации управления организацией, но их четкое формулирование может содействовать решению  проблемы.

 

Рассматриваемые ниже принципы делегирования полномочий  являются основополагающими для правильного делегирования полномочий. Несоблюдение их на практике может привести к тому, что делегирование будет неэффективным, организация нежизнеспособной, а процесс управления значительно затруднится.

Поскольку смысл  полномочий заключается в предоставлении управляющему некоего инструмента для внесения соответствующего вклада в дело достижения целей предприятия, то полномочия, делегируемые индивидуальному управляющему, должны быть достаточными для обеспечения возможности достижения ожидаемых результатов. Слишком много управляющих стремится разделить и дефинировать полномочия по объему делегируемых или приобретаемых прав, вместо того чтобы вначале понять те цели, которые необходимо достигнуть, а только затем определить свободу действий, необходимую для этого. Только так управляющий способен делегировать полномочия в четком соответствии с предъявляемыми им потом требованиями к подчиненному. Часто руководитель имеет представление о том, что необходимо сделать, но не задумывается над тем, располагает ли подчиненный необходимыми для этого полномочиями. Порой он просто не хочет признать, что выполнение задачи требует предоставления большей свободы действий подчиненному, также нечетко представляет себе ожидаемые результаты. Поэтому нет ничего удивительного, что на предприятиях получило распространение ошибочное представление о делегировании "ответственности".

Делегирование в соответствии с ожидаемыми результатами предполагает, что цели установлены, а планы разработаны, что они доведены до сведения подчиненных и поняты ими, что введены соответствующие должности, которые будут способствовать выполнению поставленных задач. Кроме того, данный тип делегирования указывает на то, что планирование является необходимой предпосылкой для осуществления любых стоящих перед управляющими целей и что на практике все функции управляющего сливаются в единый вид деятельности

Структурное деление — это группировка видов деятельности, обеспечивающая достижение поставленных целей, и управляющий каждого из подразделений должен обладать полномочиями, необходимыми для координации действий этого подразделения с предприятием в целом. Исходя из этого, принцип функциональной дефиниции означает, что: чем яснее определены ожидаемые от управляющего или структурного подразделения результаты, чем четче и полнее определены направления их деятельности и делегированные организационные полномочия, чем яснее осознаны должностные и информационные взаимосвязи с другими управляющими и подразделениями — тем больший вклад способны внести эти управляющие и структурные подразделения в реализацию целей предприятия. Несоблюдение данного принципа способно вызвать путаницу и неразбериху в вопросе о том, что именно и от кого именно следует ожидать. Данный принцип (который относится и к делегированию и к структурному делению), будучи концептуально весьма простым, зачастую трудно применим на практике. Четкое определение содержания работы и делегирование необходимых для ее выполнения полномочий в большинстве случаев требуют терпения, высокого интеллекта и ясного представления о целях и планах. Ясно, что весьма непросто дать определение содержания работы, если у руководителя нет четкого представления о том, какие результаты он хочет получить.

Скалярный принцип относится к цепочке прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективнее процесс принятия решений и коммуникация.

Данная шкала  описывается Файолом как:

«...цепочка  руководителей от высшего управляющего до низших. Линия полномочий — это путь, по которому проходят (через каждое звено в цепочке) все коммуникации от высшего управляющего к низшим и наоборот. Это обусловливается как потребностями в поддержании связи, так и принципом единоначалия, однако он не всегда является кратчайшим. В крупных концернах, и особенно в правительственных, он порой угрожающе длинен».

Ясное понимание  скалярного принципа — есть необходимое условие для нормального функционирования организации. Подчиненные должны знать, во-первых, кто делегирует им полномочия, а во-вторых, на чье усмотрение они должны передавать решение проблем, выходящих за рамки их полномочий. И хотя командная цепочка вполне может использоваться самостоятельно для передачи только информации, отказ от нее при принятии решений приводит к нарушению системы принятия решений и подрыву самой системы управления.

Принцип уровня полномочий вытекает из совокупности принципа функциональной дефиниции и скалярного принципа. На каждом организационном уровне имеются полномочия для принятия решений в рамках компетенции предприятия. Принцип уровня полномочий означает, что: сохранение эффективности делегирования требует, чтобы решения в пределах полномочий отдельных сотрудников принимались ими, а не переадресовывались на высшие организационные уровни. Другими словами, на каждом уровне управляющие должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий, а на усмотрение своего руководства передавать решение лишь тех вопросов, которые выходят за рамки их компетенции. Часто высшие управляющие, утверждая, что прекрасно понимают всю важность делегирования полномочий вниз дают понять, что гораздо большую тревогу они испытывают в связи с распространением  среди подчиненных практики делегирования "вверх". Иначе говоря, как указал в беседе с авторами один из управляющих высокого звена, часто случается, что, поручив решение той или иной проблемы своим подчиненным, высшие управляющие через несколько дней или недоль обнаруживают, что вопрос вновь передан на их усмотрение. Очевидно, что во избежание этого необходимо не допускать повторной переадресации проблем вверх. Если право принятия решения делегировано должным образом, то руководителю нe следует поддаваться искушению принять решение самому. Подчиненные обычно быстро уясняют, кто из руководителей охотно принимает решения за них.

Если исходить из принципа уровня полномочий, то становится ясным, что, если управляющие хотят  добиться эффективности делегирования  и тем самым снять с себя определенную часть нагрузки по принятию решений, они должны быть уверены, что  полномочия ясны подчиненному, что он их четко осознает.

Одним из основных принципов управления является принцип единоначалия, который формулируется следующим образом: чем полнее взаимосвязь подчинения подчиненного с руководителем, тем меньше вероятность получения им противоречивых указаний и тем выше чувство персональной ответственности за результаты работы. При рассмотрении вопроса делегирования полномочий предполагалось, что (за исключением случаев обязательного разделения полномочий) право свободы действия в определенной области деятельности передается подчиненному только одним руководителем. Несмотря на то, что подчиненный может в принципе получить полномочия от двух или более руководителей и соответственно быть подотчетен им всем, существенные трудности, с которыми сопряжена работа в подчинении двух или более руководителей, очевидны. Поскольку принимаемое обязательство по существу носит персональный характер, делегирование несколькими руководителями полномочий одному человеку часто приводит к противоречиям как в полномочиях, так и в ответственности. Принцип единоначалия весьма полезен для внесения ясности в систему взаимосвязей полномочия — ответственность. Так, президент фирмы обычно не распределяет сбытовую деятельность между подразделениями сбыта, производства, по связям с общественностью, финансов, бухгалтерского учета и кадров, если ими не руководит одни человек. Вместо этого, поскольку сбыт является своего рода связующим видом деятельности, руководство этой работой поручается управляющему по сбыту. Если же для руководства сбытовым подразделением президент вместо одного управляющего назначает некий исполнительный комитет, то единоначалия уже не будет. Заставить каждого ответственного работника сбытового подразделения подчиняться не одному управляющему, а каждому из членов комитета — значит вызвать неразбериху и нарушить эффективность работы.

Поскольку ответственность, будучи взятым на себя обязательством, не может быть делегирована, то ни один руководитель не может за счет делегирования освободиться от ответственности за деятельность подчиненных, так как именно он делегирует полномочия и распределяет обязанности. Подчиненные, приняв поручение и получив необходимые для его выполнения полномочия, несут полную ответственность перед руководителями за свою деятельность; руководители же в свою очередь несут всю ответственность за организационную деятельность подчиненных.

Поскольку полномочия есть право выполнять порученную работу, а ответственность — это  обязательство выполнить ее, то отсюда логически вытекает, что полномочия должны соответствовать ответственности. Из этого очевидного обстоятельства вытекает следующий принцип: ответственность за те или иные действия не может превышать предполагавшуюся объемом делегированных полномочий, но и не должна быть меньше ее. Данное соответствие не носит математического характера, оно скорее пространственно-временного порядка, поскольку и полномочия, и ответственность касаются выполнения одной и той же задачи. Например, президент фирмы может поручить закупку сырья и оборудования, а также наем работников вице-президенту по производству. Последний может осуществлять эту работу лишь в случае предоставления ему достаточной для выполнения этих задач свободы действий. Вместе с тем не следует наделять подчиненных и большими, чем того требуют их обязанности, полномочиями. Зачастую управляющие спрашивают с подчиненных за работу, для осуществления которой те не имеют необходимых полномочий, что, конечно, в корне неправильно. Бывает и так, что подчиненному делегируются достаточные для тех или иных действий полномочия, но контроль за их правильным использованием отсутствует. Однако в данном случае имеет место лишь неэффективное руководство, что не имеет никакого отношения к принципу соответствия полномочий и ответственности.

Говорят, что  управляющие порой получают полномочия на осуществление таких действий, за которые они не могут нести ответственности; так, управляющий по сбыту наделен полномочиями продавать товары, но не может заставлять людей приобретать их. Вместе с тем управляющий по сбыту имеет полномочия по использованию определенных материальных и людских ресурсов для максимально широкого сбыта товаров, поэтому в соответствии здесь должны быть его ответственность как руководителя за правильное управление персоналом и материальными ресурсами и имеющиеся у него полномочия по сбыту.

 

 

 

Глава 3. Практическая часть.

 

3.1 Характеристика предприятия.

Характеристика  торгового предприятия: ОАО «Родник».

Правовая  форма: Объектом исследования курсовой работы является открытое акционерное общество «Родник» .

Вид деятельности: ОАО «Родник». Это предприятие общественного питания, занимающееся продажей своей готовой продукции.

Краткая история: В настоящее время ОАО «Родник» является самостоятельным предприятием, которое реализует собственную готовую продукцию в сфере общественного питания. Предприятие является розничным. Целью общества является получение прибыли посредством реализации продукции.

 

 

3.2 Иследование распределения полномочий в организации.

 

Процесс делегирования  полномочий и ответственности на предприятии должен осуществляться на базе определенной организационной  структуры.

Организационную структуру ОАО «Родник» можно отнести к линейно-функциональной .

В основе линейно-функциональной структуры лежит линейный тип  организации. В соответствии с ним  на всех уровнях управления выделяются линейные руководители. Они наделены правом единоличного управления деятельностью  своих подразделений и несут  полную ответственность за результаты их функционирования.

Проанализируем распределение задач, полномочий и ответственности в ОАО «Родник» на основании типовых должностных инструкций каждого работника данного предприятия, то есть между отдельными звеньями данной организационной структуры компании.

Генеральный директор торгового предприятия, представляющий предприятие ОАО«Родник» управляет предприятием, отдает приказы и распоряжения, ведет переговоры, является представителем интересов предприятия перед другими физическими и юридическими лицами, подписывает договора с поставщиками. Основной обязанностью директора является бесперебойная работа ресторана, направленная на выполнение планов предоставления предприятием услуг общественного питания, при условии соблюдения предприятием стандартов и отсутствии претензий со стороны посетителей.

В торговом предприятии ОАО «Родник» нет отдела кадров, все вопросы связанные с вопросами по кадрам решает генеральный директор, который в свою очередь может делегировать часть своих дел исполнительному директору.

Исполнительный  директор занимается оценкой всего персонала предприятия, кадровым учетом, который включает в себя приемы, увольнения, социальное страхование, разработку штатного расписания. Он так же, выполняет работу, связанную с наймом, отбором, обучением персонала. Таким образом, можно сделать вывод, что работа, выполняемая исполнительным директором достаточно трудоемкая и тяжелая, так как он занимается организацией труда работников всего торгового предприятия, и вся ответственность за выполненную работу ложиться на него.

Информация о работе Распределение полномочий в организации