Работа с персоналом, эволюция стратегического подхода к управлению персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Каким бы большим или малым не было производства, функция управления персоналом на нем – главное в деятельности; это – мозг всего управления, его центральная нервная система. В сегодняшней обстановке всеобщей конкуренции от руководства требуется нечто большее, чем простое выполнение функций планирования, организации деятельности и т.д. Более чем когда-либо нынешние руководители должны заботиться именно об эффективности управления кадрами, чтобы их организация работала как можно производительнее, чем ее конкуренты.

Содержание

Глава 1. Работа с персоналом

1. 1. Персонал как объект управления в организации 4 - 5
1. 2. Работа с персоналом – главная функция отдела кадров 6 - 9
Глава 2. Эволюция стратегий психологического подхода к управлению персоналом
2. 1. Основные подходы к управлению персоналом 10 - 13
а). Экономический подход
б). Органический подход
в). Гуманистический подход
2. 2. Эволюция стратегий психологического подхода 14 -17
2. 3. Новая парадигма управления

Работа содержит 1 файл

псих.менедж.Работа с перс,эволюц.стратег.подх.к упр.перс.docx

— 44.70 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение                                                                                                              2 - 3 

     Глава 1. Работа с персоналом

        

         1. 1. Персонал как объект управления в организации                                    4 - 5 

    1. 2. Работа с персоналом – главная функция отдела кадров                       6 - 9 

         Глава 2. Эволюция стратегий психологического подхода к управлению персоналом

      2. 1.   Основные подходы к управлению персоналом                      10 - 13

     а). Экономический подход

     б). Органический подход

     в). Гуманистический подход 

     2. 2. Эволюция стратегий психологического  подхода                                14 -17 

     2. 3. Новая парадигма управления                                                                       18 

     Заключение                                                                                                     19 - 20    

     Список  использованной литературы                                                                   21 
 
 
 

     Введение  

     Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно  трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике – от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека – превращение его из «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

           Американцы, к примеру, привыкшие к резким поворотам  судьбы, к конкуренции, подобную ситуацию определяют словом «вызов» (challenge). По их понятию, каждый вызов таит в себе для личности, организации, страны как возможности, так и угрозы. Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни нынешних поколений вызовом, нам, кроме всего прочего, нужно овладевать новым знанием, научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента. С легкой руки американцев это английское слово стало сегодня известно практически каждому образованному человеку. В упрощенном понимании, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – по-русски «управление» - функция, вид (поведения других людей) деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

           Сегодня эта деятельность превратилась в профессию, область  знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. «Дженерал Моторс», например, неизменно присутствует  в первой дюжине самых крупных экономических субъектов мира. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие их них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значительные решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления. В зрелой экономике не менее важен и малый бизнес. Но каким бы большим или малым не было производства, функция управления персоналом на нем – главное в деятельности; это – мозг всего управления, его центральная нервная система. В сегодняшней обстановке всеобщей конкуренции от руководства требуется нечто большее, чем простое выполнение функций планирования, организации деятельности и т.д. Более чем когда-либо нынешние руководители должны заботиться именно об эффективности управления кадрами, чтобы их организация работала как можно производительнее, чем ее конкуренты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Работа с персоналом 

    1. 1. Персонал как объект управления в организации

     «Персонал» (от латинского personalis —личный) - это «весь личный состав работающих, постоянные и временные специалисты и обслуживающие их деятельность рабочие и служащие», «совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация», «совокупность сотрудников организации, работающих по найму при наличии трудовых отношений с работодателем, обычно оформленных трудовым договором (контрактом). Качественные характеристики персонала: наличие конкретных знаний и профессиональных навыков в определенной сфере деятельности; определенные профессиональные и личные интересы, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации; наличие психологических, интеллектуальных, физических качеств для конкретной профессиональной деятельности».

     Персонал  различают по категориям (руководители, специалисты, служащие, рабочие); по профессиям, специальностям и квалификационным признакам.

     Персонал  составляет основу любой организации. Люди являются создателями организаций, определяют их цели, выбирают методы, осуществляют функции, направленные на реализацию целей.

     Персонал  является важнейшим ресурсом, используемым всеми без исключения организациями, и в этом качестве персонал нуждается  в управлении.

     Управление  персоналом, без сомнения, имеет  ключевое значение для успеха любой  организации.

     В последнее время в отечественной  литературе сделано несколько попыток  сформулировать категорию «управление персоналом».

     Субъектами  управления персоналом являются должностные лица, непосредственно занятые этим видом деятельности, а именно: руководители всех уровней, службы персонала, органы трудовых коллективов общественных организаций, действующих на предприятии.

     К внешним факторам, которые имеют влияние на деятельность по управлению персоналом в организации, относятся:

     - государство (принимает законы, регулирующие  сферу трудовых отношений);

     - ассоциация предпринимателей (вырабатывает  рекомендации в области управления);

     - профсоюзы (занимаются вопросами  организации труда)

     - собственники предприятий (устанавливают  свои «правила игры»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. 2.  Работа с персоналом – главная функция отдела кадров

     Основным  структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел  кадров, на который возложены функции  по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.

     Однако, отделы кадров не являются ни методическими, ни информационными, ни координирующими центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления персоналом. Для решения социальных проблем в организациях создаются службы социального исследования и обслуживания.

     Службы  управления персоналом, пока, имеют  низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют  целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормативных условий его работы.

     Если  раньше, в условиях командно-административной системы, эти задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация.

     Создавшаяся в нашей стране ситуация изменение  экономической и политической систем одновременно несут как большие  возможности, так и серьезные  угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.

     Управление  персоналом в такой ситуации приобретает  особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающие воздействие на людей:

     Первый  – иерархическая структура предприятия (организации), где основное средство воздействия – это отношения власти-подчинения, давления на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

     Второй  – культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей, совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

     Третий  – рынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже  продукций и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и  покупателя.

     Эти факторы воздействия – понятия  достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. От того, какому из них отдается приоритет, зависит облик экономической  ситуации в организации.

     Главное внутри предприяти – работники, а  за пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающих к потребителю, а не к начальнику, к прибыли, а не к расточительству, к инициатору, а не к бездумному исполнителю, перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет на второй план, уступая место культуре и рынку.

     Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации  труда и заработной платы, отдела охраны труда  техники безопасности…  Задачи новых служб заключаются  в реализации кадровой политики по  управлению трудовыми ресурсами  в организации. В связи с этим они начинают расширять круг своих  функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным движением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов.

     Основу  концепции управления персоналом организации  в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.

     Управление  персоналом в такой ситуации приобретает  особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.

     При переходе к рынку происходит медленный  отход от иерархического управления к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности. Поэтому необходима разработка совершенно новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации – работники, а за пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающих к потребителю, а не к начальнику и прибыли.

     Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация  их эффективного использования, профессионального  и социального развития.

     Концепция управления персоналом основывается на представлении о месте человека в организации. Можно выделить 3 основных аспекта.

  • Экономический – дал начало использованию трудовых ресурсов. Ведущее место осталось технологиям.

          - Единство руководства

          - Строгая иерархия

Информация о работе Работа с персоналом, эволюция стратегического подхода к управлению персоналом