Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:09, курсовая работа
В современных условиях развития российской экономики на отечественных предприятиях, ориентированных на производство качественной конкурентоспособной и востребованной рынком продукции, на получение максимальной прибыли как одного из существенных источников пополнения бюджета страны, исключительно важную роль играет управление, которое является сферой трудовой деятельности профессиональных менеджеров. В связи с этим менеджмент, по признанию классиков науки управления, представляет собой самостоятельный, значимый, особенный и критически важный вид трудовой деятельности, прежде всего потому, что именно этот труд в решающей степени обеспечивает успешную деятельность предприятий.
Труд менеджеров современного предприятия - это выработка и принятие тысяч возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Осуществляя на практике общие принципы и функции управления, выбирая наиболее оптимальные методы управленческой работы, менеджеры способствуют решению конкретных проблем производства, достижению успеха организации.
Глава 1. Теоретические основы организации труда руководителя на предприятии........................................5
1.1 Особенности и структура работы менеджера........................................................................5
1.2 Механизм активизации менеджера на предприятии...................................................................13Глава 2. Анализ процесса управления и деятельности руководителя..................................................................20
2.1 Анализ затрат рабочего времени менеджера на предприятии..............................................................20
2.2 Направления рационализации труда руководителя..................................................................25
2.3 Пути повышения эффективности работы менеджера на предприятии...........................................31
Заключение....................................................................35
Список использованной литературы............................37
Соде
Глава 1. Теоретические
основы организации труда руководителя
на предприятии...................
1.1 Особенности и структура
работы менеджера.....................
1.2 Механизм активизации
менеджера на предприятии...................
2.1 Анализ затрат рабочего
времени менеджера на предприятии...................
2.2 Направления рационализации
труда руководителя..................
2.3 Пути повышения эффективности
работы менеджера на предприятии...................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
В современных условиях развития российской
экономики на отечественных предприятиях,
ориентированных на производство качественной
конкурентоспособной и востребованной
рынком продукции, на получение максимальной
прибыли как одного из существенных источников
пополнения бюджета страны, исключительно
важную роль играет управление, которое
является сферой трудовой деятельности
профессиональных менеджеров. В связи
с этим менеджмент, по признанию классиков
науки управления, представляет собой
самостоятельный, значимый, особенный
и критически важный вид трудовой деятельности,
прежде всего потому, что именно этот труд
в решающей степени обеспечивает успешную
деятельность предприятий.
Труд менеджеров современного
предприятия - это выработка и принятие
тысяч возможных вариантов и нюансов управленческих
решений. Осуществляя на практике общие
принципы и функции управления, выбирая
наиболее оптимальные методы управленческой
работы, менеджеры способствуют решению
конкретных проблем производства, достижению
успеха организации.
Высокая значимость и специфика
современного менеджмента обусловливают
и особенности применяемых систем интенсификации
и рационализации труда менеджеров, которые
по своей сущности и экономическому содержанию
отражают отношения обмена результатов
труда менеджеров как наемных работников
на совокупность всех видов вознаграждения
за этот труд, предусмотренных компенсационной
политикой конкретного предприятия.
Комплексный системный
подход к исследованию рационализации
и интенсификации труда менеджеров предполагает
анализ этой проблемы в единстве трех
составляющих: материальной, социальной
и моральной. Недостаточная разработанность
названных проблем в теоретико-методологическом
и прикладном аспектах, а также необходимость
совершенствования методов и практики
интенсификации и рационализации труда
профессиональных менеджеров предопределили
выбор темы выпускной квалификационной
работы.
Вопросы интенсификации
и рационализации трудовой деятельности
менеджеров нашли отражение во многих
научных исследованиях на стыке дисциплин:
управления организацией, управления
персоналом, экономики труда, психологии
и социологии труда.
Предмет исследования —
факторы и пути повышения эффективности
труда менеджеров.
Объект исследования – управленческий
труд.
Цель выпускной квалификационной
работы состоит в исследовании теоретических
основ формирования системы интенсификации
и рационализации труда менеджеров современного
предприятия в условиях рыночной экономики
и разработке рекомендаций по ее совершенствованию.
Для выполнения указанной
цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности и структуру
работы менеджера.
2. Изучить механизм активизации менеджера
на предприятии.
3. Проанализировать тенденции интенсификации
труда менеджера.
4. Дать анализ затрат рабочего времени
и организация труда менеджера на предприятии.
5. Выбрать пути повышения эффективности
работы.
6. Рассмотреть направления рационализации
труда менеджера на предприятии.
Информационной базой
исследования послужили опубликованные
данные и рабочие материалы, характеризующие
практический опыт отечественных и зарубежных
предприятий по разработке и применению
действующих современных систем рационализации
и интенсификации труда.
Практическая значимость
выпускной квалификационной работы определяется
тем, что на основе сравнительного анализа
действующих на отечественных предприятиях
систем рационализации и интенсификации
труда менеджеров разработаны рекомендации
по совершенствованию методов и практики
формирования этих систем, повышению их
действенности и эффективности. Эти рекомендации
могут быть использованы в практике менеджмента
в конкретных социально-экономических
условиях развития предприятий.
Выпускная квалификационная
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы
и приложений.
Глава 1.
Теоретические основы
организации труда
руководителя на предприятии
1.1
Особенности и структура
работы менеджера
Основное содержание деятельности менеджера
- это управление, руководство людьми и
это является главной особенностью профессии
менеджера. Управление выступает как важнейший
и наиболее эффективный в современном
мире способ реализации власти. В общем
случае власть - это способность и возможность
осуществлять свою волю, оказывать определяющее
влияние на поведение и деятельность отдельных
людей и их групп с использованием авторитета,
права, насилия, денег и т.д. В свою очередь,
наличие власти является необходимым
условием эффективного руководства.
Основные особенности
профессиональной управленческой деятельности
обусловлены следующим:
1. неопределенностью условий принятия
решений (дефицит информации и времени
для выработки обоснованных критериев
выбора управленческого решения);
2. высоким уровнем рисков, имеющих
значение не только для самого руководителя,
но и для подчиненного ему коллектива,
а также организации в целом;
3. повышенной ответственностью
субъекта управления за последствия принимаемых
решений. В случае негативных последствий
речь идет об ответственности не только
административной (иногда и уголовной),
но главным образом моральной;
4. положением, при котором субъект
управления является одновременно руководителем
и подчиненным;
5. особыми (повышенными) требованиями,
предъявляемыми к уровню профессионализма
субъекта управления, к знаниям, навыкам,
уровню образования и качеству воспитания,
а также к нравственным и деловым качествам
руководителя;
6. наличием значительного конфликтного
потенциала во взаимодействии руководителя
и подчиненного, руководителя и коллектива,
между руководителями, между различными
организациями. Этот потенциал требует
нейтрализации, а ситуации конфликта гармонизации
и разрешения без ущерба для участвующих
сторон;
7. весьма высокой интенсивностью
контактов субъекта управления с другими
людьми. Каждый из подобного рода контактов
требует от руководителя внимания, определенного
психического напряжения и больших затрат
энергии;
8. определяющим влиянием, которое
оказывают на содержание решений личные
качества и интересы лиц, принимающих
это решение;
9. конкурентным характером взаимодействия
интересов представителей различных звеньев
и уровней управления деятельностью организации,
которые в большинстве случаев не совпадают;
10. уникальностью управленческих
ситуаций. Каждая управленческая ситуация
существенно отличается от всех других,
несмотря на то, что существуют и так называемые
типовые и стандартные ситуации. Неповторимость
реальной, даже стандартной, ситуации
определяется уникальностью ее участников,
каждый раз новым сочетанием условий и
факторов, имеющих значение для ее разрешения.
Успешное разрешение любой управленческой
ситуации предполагает использование
руководителем своего творческого потенциала.
Для характеристики профессии менеджера
важными являются также следующие основания
общей классификации профессий:
1. Содержание труда (по предмету,
цели, средствам, способам, условиям), т.е.
характеристика объекта труда;
2. Характер требований к психике
человека, т.е. характеристика субъекта
труда.
По объекту труда профессию
менеджера следует отнести к числу профессий,
ориентированных на взаимодействие «человек-
человек». Вместе с тем менеджер может
руководить и группой людей, профессионально
ориентированных на взаимодействие «человек
- живая природа» (инженеры, механики),
«человек - знаковая система» (редакторы,
чертежники), «человек - художественный
образ» (артисты, телеведущие).
По целям профессия менеджера
- преобразующая, причем объектом преобразования
выступает социальная реальность (различные
ее аспекты).
По средствам труда менеджер
относится преимущественно к числу профессий
умственного труда, используются при необходимости
средства обработки информации - вычислительная
и организационная техника.
По условиям труда профессия
менеджера относится, скорее, к числу профессий,
связанных с работой в микроклимате, близкому
к комфортному, нередко в условиях повышенной
ответственности за жизнь и здоровье людей.
Профессия менеджера требует
высококвалифицированного труда и длительной
дорогостоящей подготовки кадров, наиболее
высокой степени активности и уровня ответственности
человека, а также требующая сочетания
у человека многих качеств, прежде всего
коммуникативных и организационных.
По мере повышения уровня
должностного положения менеджера характер
требований к психофизическим особенностям
человека изменяются от относительной
профессиональной пригодности (отсутствие
необходимых качеств может компенсироваться
мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной
пригодности, для которой необходимы определенные
природные данные (качества лидера, организаторские
способности и т.д.).
Труд менеджера с повышением
его должностного положения изменяется
также от самостоятельного (в пределах
задачи предоставляется простор для самостоятельного
выбора приемов работы) до свободного
творческого труда (характерен для «топ-менеджеров»
- работник самостоятельно выбирает не
только приемы деятельности, но и задания).
Важная особенность профессии
менеджера заключается в том, что он может
руководить работой групп людей, профессия
которых связана с иными:
1. целями (гностическими профессиями
- эксперт, ревизор; изыскательскими - научный
работник);
2. объектами (взаимодействие «человек
- живая природа» - инженер, механик и др.;
«человек- человек»- врач, учитель, продавец
и др.);
3. средствами (ручного труда - представители
ремесел; машинно-ручного труда - машинист,
водитель; с применением автоматизированных
систем - оператор);
4. условиями - с работой в необычных
условиях (пожарный, водолаз), с экстренными
и экстремальными ситуациями (сотрудники
МВД, МЧС и др.);
5. степенью квалификации (профессии
с простым квалифицированным трудом, профессии,
не требующие специальной подготовки);
6. характером труда (автоматический
труд - строго регламентированный, с однотипными
мелкими операциями в течение дня, задания
и приемы однообразны, в частности рабочий-сборщик;
полуавтоматический труд - действия не
всегда строго регламентированы, перечень
заданий и приемов однообразен, но возможно
разнообразие в ритме и стиле, в частности
машинистка; шаблонный исполнительский
труд - задания и приемы разнообразны,
но строго оговорены инструкциями, в частности
швея).
Существует четыре типа
профессии управленца (менеджера организации):
1. руководитель. Его основная деятельность-
управление конкретным коллективом людей
(организацией), принятие управленческих
решений для решения практических задач
в рамках своей компетенции;
2. консультант в области управления.
Здесь его деятельность также связана
с решением практических задач, однако
она ограничивается консультированием,
т.е. подготовкой и представлением руководителю
(организации) конкретных советов по решению
проблем в области социального управления.
Принятие решения с учетом полученного
совета остается за руководителем. Он
же несет и всю полноту ответственности
за принятое решение;
3. ученый в области управления. Суть
его основной деятельности - научные исследования,
направленные на поиск и формирование
знаний в области управления, изучение
закономерностей социального управления,
выявление, объяснение, обоснование и
прогнозирование событий и явлений в сфере
менеджмента;
4. преподаватель менеджмента. Смысл
деятельности преподавателя заключается
в обучении, передаче знаний в области
управления, руководстве самообразованием
менеджеров, управленческом просвещении.
С каждым из указанных типов профессии
управленца связаны специфичные требования
к профессиональной подготовке и индивидуальным
качествам специалиста. Так, для руководителя
особенно важны лидерские качества, свободное
владение управленческим инструментарием
на практике. Для ученого в области управления
- творческие способности, склонность
к анализу, обобщению информации, к поиску
новых знаний в сфере научного управления.
Для преподавателя менеджмента - его способности
методиста и дидактика, умение заинтересовать
учащихся решением проблем управления,
направить его самостоятельное обучение,
навыки передачи знаний.
Любая профессия требует опыта
и мастерства, по мере профессионального
роста человек может расширять сферу своих
профессиональных интересов или искать
новые сферы приложения своих способностей
и знаний, специализироваться в более
узких или новых областях. Так, ротация
управленцев высшего звена управления
является основой для формирования так
необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров»
(высшего менеджмента). В качестве более
широкой сферы приложения сил и способностей
менеджера федерального уровня можно
рассматривать, в частности, руководство
межведомственной комиссией. Как более
узкая сфера деятельности управляющего
крупным предприятием может выступать
руководство федеральной целевой программой.
В связи с реформированием
экономики России до настоящего времени
возникают новые области, в которых требуется
квалифицированное управление, в их числе
риск-менеджмент, антикризисное управление,
создание единой системы благотворительности,
разработка и внедрение новых социальных
идей (связанных с экологией, распространением
здорового образа жизни и т.д.).
Роль менеджера в организации
- направляющая, формирующая, структурирующая,
и в целом организующая. Деятельность
менеджера направлена на то, чтобы работники
стали не просто арифметической суммой
людей со своими проблемами и интересами,
но сплоченным коллективом, нацеленным
на созидание, на выполнение общественной
задачи, чтобы проявились все позитивные
эффекты социальной организации, ради
которых люди и объединятся в ней, чтобы
организация стала действительно организацией.
Структурирующее воздействие
менеджера касается работников организации,
самой организации, ее связей с внешним
миром и даже фрагментом внешнего мира,
представляющего собой сферу деятельности
организации.
Менеджер организации (руководитель)
выполняет также многообразные иные, дополняющие
друг друга функции.
Функции менеджера:
- Административные;
- Организаторские;
- Профессионал, прогностические;
- Общественный деятель;
- Преподавательские;
- Психологические;
- Воспитательные;
Руководитель (менеджер) организации
использует свои административные полномочия
для достижения целей организации, действует
в строгом соответствии с нормативно-правовыми
актами, участвует в реализации кадровой
политики.
В роли организатора руководитель
проявляет способность квалифицированно
определить предпосылки и цели деятельности,
подобрать исполнителей, распределить
между ними функции в соответствии с их
способностями, опытом и склонностями,
поставить перед ними задачи, распределить
ответственность, правильно расставить
акценты в деятельности, выделить необходимые
ресурсы, а затем координировать деятельность
подчиненных.
Роль профессионала (специалиста)
в деятельности руководителя связывается,
прежде всего, с его знаниями и опытом
в конкретной области практической деятельности,
способностью сформулировать критерии
оценки деятельности, осуществить ее планирование,
провести инструктаж, анализировать ход
выполнения решения, наконец, в случае
необходимости самостоятельно эффективно
осуществить профессиональную деятельность,
решить конкретную профессиональную задачу,
показав личный пример подчиненному.
Руководитель в роли преподавателя
(педагога) должен проявить способность
обучить подчиненного необходимым приемам
и навыкам труда, этике профессии, подходам
к разрешению возможных конфликтов интересов
взаимодействующих сторон, использованию
специфичных форм и методов в конкретной
сфере профессиональной деятельности,
передать ему свои знания и опыт.
Выполнение руководителем роли
психолога означает его деятельность,
направленную на сплочение коллектива,
учет особенностей психики подчиненного
в процессе общения, обмена информацией
с подчиненным, при постановке целей и
задач деятельности перед подчиненным
и коллективом в целом, при распределении
обязанностей, при оценке результатов
труда, при определении мер поощрения
и наказания.
Роль воспитателя предполагает
помощь работнику со стороны руководителя
в понимании традиций организации, в осознании
общественно значимых целей деятельности
организации. Весьма важным является также
формирование у работника чувства служебного
долга, усвоение им элементов корпоративной
культуры. Руководитель помогает подчиненному,
с одной стороны, проникнуться духом организации,
а с другой - укрепить его гражданские
позиции.
Роль представителя организации
(общественного деятеля) - подписывает
от имени организации документы, представляет
организацию во внешней среде, в вышестоящих
организациях, взаимодействует со средствами
массовой информации, принимает посетителей
организации, в целом, как теперь принято
говорить, осуществляет связи с общественностью,
принимает совместно с общественными
организациями решения по социальным
вопросам, участвует в конференциях и
иных общественных мероприятиях.
Следует иметь в виду также,
что во всех случаях главенствующей для
руководителя (менеджера) остается роль
организатора.
Таким образом, основным содержанием
деятельности менеджера является управление
людьми. Целью деятельности менеджера
является обеспечение максимально эффективной
совместной деятельности людей.
Профессия менеджера ориентирована
на взаимодействие «человек – человек»,
это профессия преимущественно умственного
труда, преобразующая социальную действительность,
требующая квалифицированного труда,
высокой активности и ответственности
человека. На высших уровнях управления
требуется абсолютная профессиональная
пригодность. Менеджер может руководить
группами людей, профессия которых имеет
различные цели, связана с разными объектами,
средствами, условиями и характером труда,
степенью квалификации.
Основными видами профессиональной
деятельности менеджера организации являются:
управленческая, организационная, экономическая,
планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая,
проектно-исследовательская, диагностическая,
инновационная, методическая, консультационная,
образовательная.
Акцент на одну или несколько
из своих ролей менеджер делает в зависимости
от своего образования, индивидуального
профессионального опыта работы в соответствующей
сфере, от продолжительности работы в
конкретной должности, от уровня управления.
1.2
Механизм активизации
менеджера на предприятии
Менеджер - это член организации, осуществляющий
управленческую деятельность и решающий
управленческие задачи. С полной ответственностью
можно утверждать, что менеджеры являются
ключевыми людьми в организации.
Однако не все менеджеры играют одинаковую
роль в организации, не все менеджеры занимают
одинаковую позицию в организации, задачи
решаемые различными менеджерами далеко
не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые
отдельными менеджерами, тоже не идентичны.
Это связано с тем, что в организации существует
иерархия, с тем, что в организации выполняются
различные функции, и наконец, с тем, что
существуют различные виды управленческой
деятельности.
Организация не может существовать
без менеджеров, и для этого существует
ряд причин:
- менеджеры обеспечивают выполнение
организацией ее основного предназначения;
- менеджеры проектируют и устанавливают
взаимодействие между отдельными операциями
и действиями, выполняемыми в организации;
- менеджеры разрабатывают стратегии
поведения организации в изменяющемся
окружении;
- менеджеры обеспечивают служение
организации интересам тех лиц и учреждений,
которые контролируют организацию;
- менеджеры являются основным
информационным звеном связи организации
с окружением;
- менеджеры несут формальную ответственность
за результаты деятельности организации;
- менеджеры официально представляют
организацию в церемониальных мероприятиях.
Исходным условием, объективной
основой и конструктивным инструментом
становления профессионального менеджера
является потенциал его самоорганизации.
Это совершенно естественно, поскольку,
собираясь организовывать других, профессионал,
прежде всего обязан организоваться сам.
В таком смысле самоорганизация менеджера
является прообразом модели организации,
которую он будет реализовывать во взаимодействии
со своими подчиненными, отдавая себе
в этом отчет или нет. Понятие самоорганизации
включает не только осознанные, но и инстинктивные,
а возможно, и иные начала, что требует
более подробного определения ее сущности,
содержания и форм реализации. Вместе
с тем наиболее контрастно самоорганизация
менеджера проявляется в стиле руководства,
которое реализуются менеджером на практике.
И это во многом определяет как результат
его деятельности, так и результат функционирования
всей организации в целом.
Механизм самоорганизации
генетически свойственен любому человеку.
Такой механизм является основой обеспечения
существования, построения и проведения
действий, формирования мировоззрения
и осуществления необходимого для человека
взаимодействия. Обеспечивая собственное
существование, ставя и достигая те или
иные цели, каждый из нас сначала самостоятельно
организуется и только затем (в силу этой
самоорганизации) целенаправленно мобилизует
и использует собственные возможности
построения взаимодействий с окружающими.
Самоорганизация в этом смысле характеризует
личность как конструктивно сложившегося,
адекватно мыслящего, само обеспечивающегося
и целенаправленно развивающегося субъекта,
готового к эффективному взаимодействию
с окружающими.
Первичная самоорганизация
проявляется уже в неосознанных инстинктах,
которые не только обеспечивают функционирование
важнейших систем, например организацию
дыхания, но и становятся прообразом разработки
и осуществления целенаправленных, осознанных
действий. Именно сознание, обеспечивая
не только отбор, анализ, повторение, совершенствование,
но и выработку принципиально новых процедур
поведения личности, определяет необходимость,
возможность, открытость и развитие самоорганизации.
Оно становится конструктивной основой
самоорганизации существования, ресурсом
самореализации и инструментом позиционирования
личности в обществе.
Осуществляя руководство
в организации, он широко и разнообразно
использует этот подход, ставя себя на
место того или иного из своих подчиненных,
проецируя, таким образом, собственную
самоорганизацию на их поведение. В конечном
счете, это приводит к построению определенной
модели формирования и взаимодействия
самоорганизации менеджера, условно представляющейся
следующим образом (рис. 1).Рисунок 1. Формирование
самоорганизации менеджера.
Развитие конструктивной
самоорганизации позволяет менеджеру
быстрее и реальнее проявить себя, оформить
и закрепить свой статус, обеспечить прозрачный
механизм собственного взаимодействия
с другими работниками и организацией
в целом. На этапах воспитания, обучения,
становления и адаптации работника данные
задачи ставятся и решаются руководством,
администрацией, организацией. В последующем
модернизация состава и содержания конструктивных
составляющих и эмоциональных побуждений
в значительной степени переходит к самому
менеджеру. Адекватное понимание и эффективное
осуществление этих процессов требуют
четкого представления состава и содержания
самоорганизации менеджера.
Сущность самоорганизации менеджера,
характеризующаяся индивидуальным подходом
и персональным позиционированием и развитием,
необходимо раскрывается и детализируется
ее содержанием.
Итак, самоорганизация менеджера
сегодня подразумевает спектр составляющих,
из которого выделяются следующие наиболее
важные позиции:
- исследование и формирование собственных
представлений;
- осмысление и обеспечение удовлетворения
потребностей;
- накопление, систематизация и развитие
необходимых знаний;
- оценка, освоение и совершенствование
деловых качеств;
- обучение конкретным организационным
навыкам и процедурам;
- овладение культурой взаимоотношений
в организации и обществе;
- достижение уровня развития личности,
адекватного данной организации;
- получение и закрепление формального
и неформального статуса.
К обеспечении удовлетворения
потребностями, связано со стимулами и
мотивами менеджера. Говоря о стимулировании
менеджеров, надо учитывать и такое понятие
как мотивация труда. Мотивация определяется
двумя понятиями: потребность и вознаграждение.
Потребности бывают первичные и вторичные.
К первичным относятся физиологические
потребности человека: еда, вода, одежда,
жилище, отдых и т.п. Вторичные потребности
являются по своему характеру психологическими:
потребности в привязанности, уважении,
успехе.
При стимулировании труда как
предоставлении работнику вознаграждения
за труд, которое он использует для удовлетворения
своих потребностей, необходимо учитывать,
что разные люди по- разному подходят к
этому вопросу, определяя для себя различные
ценности. Так, для человека высокого материального
достатка лишнее время для отдыха может
быть более значимо, чем дополнительный
заработок, который он получил бы за сверхурочную
работу.
Активизация менеджера
с помощью оплаты его труда в зависимости
от эффективности работы предприятия
может приводить к разнообразным качественным
эффектам при определенных сочетаниях
количественных параметров ситуации.
Так, в некоторых случаях активизация
усилий менеджера обходится для собственника
дороже, чем согласие на низкий уровень
интенсивности менеджера.
Поиск оптимальных соотношений между
материальной заинтересованностью и профессиональным
развитием менеджера представляет собой
весьма сложную и важную задачу. Асимметрия
информации в треугольнике «работник
– менеджер – собственник» создает предпосылки
для нежелательного снижения производительности
труда работников и менеджеров, снижения
эффективности использования средств
собственника:
-формирование, развитие и рациональное
использование профессионального потенциала
каждого менеджера и организации в целом;
-обеспечение преемственности
профессионального опыта и культуры организации;
-достижение взаимопонимания между
организацией и менеджером по вопросам
его развития и продвижения;
-планирование профессионального
развития (учебы, стажировок и др.), процедур
оценки и должностного перемещения (повышения,
ротации) менеджеров, а также карьерного
процесса по предприятию в целом, в том
числе разработка организационного пространства
в соответствии с целями и возможностями
предприятия, потребностями и способностями
персонала (при этом разработка не должна
ограничиваться только организационным
проектированием, а активно включать формализацию
других карьерных векторов – построение
квалификационной сетки, статусной лестницы);
-организация процессов обучения
(в том числе основам самоуправления карьерой),
оценки, адаптации и профессиональной
ориентации, конкурсов на замещение вакансий
менеджеров.
Полагают что, плата за труд
менеджера состоит из пяти составляющих:
оклада, льгот, краткосрочных стимулов,
долгосрочных стимулов и привилегий.
Величина оклада менеджера
обычно зависит от значимости работы человека
для организации и от того, насколько хорошо
человек выполняет свои обязанности. Как
и для других видов труда, значимость работы
человека обычно определяется путем исследования
труда, обзора окладов и корректировки
на основе этого уровня зарплаты. Оклад
— краеугольный камень платы за труд менеджера:
ведь остальные элементы обычно наслаиваются
на него, причем льготы, стимулы и привилегии
обычно распределяются в некоторой пропорции
от базового оклада менеджера.
Остальные четыре элемента
— это льготы, краткосрочные и долгосрочные
стимулы и привилегии. Краткосрочные стимулы
придуманы для того, чтобы награждать
менеджеров за достижение краткосрочных
целей (обычно в рамках одного года).
Цель долгосрочных стимулов — наградить
человека за работу в течение длительного
промежутка времени (например, за увеличение
доли рынка или нечто подобное). Привилегии
начинаются там, где кончается сфера льгот.
В связи с той ролью, которую
играют руководители и менеджеры в определении
прибыльности отдельных подразделений
и корпорации в целом, большинство работодателей
выплачивают им значительные поощрения
и премии.
Долгосрочные поощрительные
схемы внедряются с целью мотивировать
и вознаградить руководство за многолетний
рост и процветание компании, а также придать
долгосрочную перспективность управленческим
решениям. Если принимать во внимание
только краткосрочные цели, менеджер,
например, может увеличить прибыльность
предприятия, сократив расходы на содержание
оборудования, что могло бы отрицательным
образом сказаться через два-три года.
Нематериальное стимулирование
менеджмента, в отличие от социального
пакета, позволяет не только удерживать
сотрудников в компании, но и мотивировать
их на достижение поставленных задач.
Среди наиболее распространенных
нематериальных стимулов можно выделить:
- признание профессионализма менеджера
собственниками бизнеса;
- доверие и делегирование полномочий;
- известный бренд компании;
- стабильно развивающийся бизнес;
- долгосрочные перспективы в карьере;
- обучение;
- корпоративную культуру.
Информация о работе Пути интенсификации и рационализации труда специалиста