Психологические условия эффективного общения руководителя в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:37, реферат

Описание работы

Социально-экономические изменения в нашей стране, существование предприятий разных форм собственности, функционирование организаций в условиях рыночной экономики актуализируют проблемы повышения эффективности управления организационными процессами. В этой связи на передний план выступают психологические аспекты оптимизации процессов руководства и подчинения, обеспечения эффективного управления современным предприятием с учетом особенностей менталитета российского менеджмента.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы категории «общение» 5
1.1. Значение и сущность общения 5
1.2. Психологическая структура общения 7
1.3. Коммуникативный процесс в организации 10
2. Аналитические основы стиля управления руководителя и его влияние на коммуникацию в коллективе 15
Заключение…………………………………………………………………….....19
Список литературы………………………………………………………………21
Приложения

Работа содержит 1 файл

Психологические условия эффективного общения руководителя в коллективе.docx

— 43.30 Кб (Скачать)
Компоненты  установки Банков-

ские  работ-

ники

N=21

Управ-ляющий офисом

N=1

1. Неприятие или  непонимание индивидуальности человека 7,9 3
2. Использование себя в качестве эталона при оценке других 9,7 8
3. Категоричность  или консерватизм в оценках людей 9,3 7
4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства  при столкновении с некоммуникабельными  качествами партнёров 5,5 5
5. Стремление  переделать, перевоспитать партнёров 8,2 6
6. Стремление  подогнать партнёра под себя, сделать  его удобным 8,5 6
7. Неумение прощать  другому ошибки, неловкость, непреднамеренно  причинённые вам неприятности 6,6 4
8. Нетерпимость  к физическому или психическому дискомфорту партнёра 3,9 4
9. Неумение приспосабливаться  к партнёрам 7,2 6
  В сумме: 66,8 49
 

     Полученные  результаты позволяют подметить  основные тенденции, свойственные взаимоотношениям с партнёрами, клиентами и среди  сотрудников внутри коллектива.

     По  методике В.П. Захарова выявлен индивидуальный стиль управления персоналом в банке, он носит смешанный характер авторитарного  и демократического стиля средней  степени, что свидетельствует о  хороших лидерских качествах  управляющего, умении руководить действиями подчинённых, проявлении требовательности и настойчивости, стремлении воздействовать на коллектив силой приказа, принуждением и убеждением, личностной целеустремленности и эгоизме, а также устойчивом стремлении жить интересами коллектива, проявлять заботу о персонале, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, иногда прислушиваться к мнению работников офиса.

     Таким образом, анализ полученных в нашем  исследовании данных позволил сделать  следующие выводы:

  1. Коммуникативная толерантность (терпимость) среднего уровня свидетельствует о достаточно коммуникабельных качествах банковских работников, которые способны проявлять сдержанность, тактичность, доброжелательность в отношениях с клиентами и партнёрами, лишь изредка обнаруживая негативные эмоции по отношению к окружающими. Возможно, такая картина говорит о тщательном отборе кадров при приёме на работу.
  2. В коллективе среди банковских работников чаще проявляются такие поведенческие признаки, как категоричность в оценках людей, использование себя в качестве эталона при оценке других и частично в стремлении подогнать партнёра под себя, сделать его удобным. Эти проявления сопровождаются негативными эмоциями, что вносит незначительные конфликты в рабочую обстановку.
  3. Такие личностные качества руководительа, как целеустремлённость, требовательность, доверие, заинтересованность, настойчивость, эмпатичность, толерантность способны положительно влиять на весь рабочий процесс внутри коллектива.
  4. Комбинация авторитарного и демократического стилей управления положительно влияет на атмосферу в коллективе, коммуникации персонала с партнёрами и клиентами, а также благоприятно влияет на рабочую обстановку в целом, так как руководитель применяет гибкие методы работы с людьми и соответственно утверждает эффективный стиль управления.
 
 

     Заключение 

     Управление  организацией представляет собой сложную  работу и  особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу  в эффективную целенаправленную и производительную группу. Руководители должны признавать, что каждый работник представляет собой личность с индивидуальными  переживаниями, запросами, способностями. Поэтому крайне важно выработать наиболее эффективный стиль управления людьми для улучшения взаимопонимания  и общения в коллективе сотрудников.

     Источниками нравственно-психологических болезней трудового коллектива, негативного  поведения являются мысли и чувства  работников. Единственный путь изменения  поведения - это познание руководителем  внутреннего мира человека и овладение  перестройки его в позитивном настроении. Поэтому важное значение имеет высокая коммуникативность, стиль управления,  психологическая  компетентность руководящих кадров.

     Анализ  литературных источников позволил выявить  и изучить важные характеристики общения, благодаря которым работающий человек движется вперёд по карьерной  лестнице, осваивает новое, самореализуется. Необходимо отметить, что менеджеру  нужны знания для самооценивания и самосовершенствования личности, иметь комплекс знаний и навыков  общения с людьми, знания психологических  закономерностей функционирования коллектива, так как руководитель должен точно оценивать межличностные  и групповые отношения в организации  и уметь гармонизировать их.

     Анализ  полученных в нашем исследовании данных позволил сделать следующие  выводы:

  1. В современных условиях развития банковского рынка одним из важных вопросов является вопрос формирования лояльного, удовлетворенного клиента. Решение данной проблемы видится, прежде всего, в развитии коммуникативной компетенции персонала и руководителей при работе с клиентами.
  2. Коммуникативная толерантность (терпимость) среднего уровня свидетельствует о достаточно коммуникабельных качествах руководителей банка, которые способны проявлять сдержанность, тактичность, доброжелательность в отношениях с клиентами и партнёрами, лишь изредка обнаруживая негативные эмоции по отношению к окружающими. Возможно, такая картина говорит о тщательном отборе кадров при приёме на работу.
  3. В коллективе среди банковских руководителей чаще проявляются такие поведенческие признаки, как категоричность в оценках людей, использование себя в качестве эталона при оценке других и частично в стремлении подогнать партнёра под себя, сделать его удобным. Эти проявления сопровождаются  негативными эмоциями, что вносит незначительные конфликты в рабочую обстановку.
  4. Такие личностные качества руководителя, как целеустремлённость, требовательность, доверие, заинтересованность, настойчивость, эмпатичность,  толерантность способны положительно влиять на весь рабочий процесс внутри коллектива.

     Таким образом, способность умело строить деловые отношения, регулировать психологический климат - одни из главных признаков профессиональной пригодности менеджеров.

 

     

     Список  литературы

  1. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Модели управления. – М.: Изд-во ГРИФ УМО РФ, 2005.
  2. Анцупов А.Я., Ковалёв В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М.: Юнити-Дана, 2004.
  3. Добрович А.Р. Общение наука и искусство. – М.: Знание, 2008.
  4. Дуракова И.Б., Родин О.А., Талтынов С.М. Теория управления персоналом. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004.
  5. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М.: Менеджмент, 2002.
  6. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Высшая школа, 2008.
  7. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986.
  8. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Г.Л. Лаптева. – М.: Изд-во Инст. Психотерапии, 2010.
  9. Райгородский Д.Я. практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: изд.дом Бахрах-М, 2010.
  10. Рева В.Е. Деловое общение. – Пенза: Пенз.гос.ун-т, 2003.
  11. Социальная психология / Под ред. Проф. А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2009.
  12. Станкин М.И. Психология общения. – М.: Инст-т практической психологии, 2006.
  13. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. – Минск: Харвест, 2007.
  14. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб.: Энергоатомиздат, 2007.
  15. Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникации. – М.: Проспект, 2005.

Информация о работе Психологические условия эффективного общения руководителя в коллективе