Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:37, реферат
Социально-экономические изменения в нашей стране, существование предприятий разных форм собственности, функционирование организаций в условиях рыночной экономики актуализируют проблемы повышения эффективности управления организационными процессами. В этой связи на передний план выступают психологические аспекты оптимизации процессов руководства и подчинения, обеспечения эффективного управления современным предприятием с учетом особенностей менталитета российского менеджмента.
Введение 3
1. Теоретические основы категории «общение» 5
1.1. Значение и сущность общения 5
1.2. Психологическая структура общения 7
1.3. Коммуникативный процесс в организации 10
2. Аналитические основы стиля управления руководителя и его влияние на коммуникацию в коллективе 15
Заключение…………………………………………………………………….....19
Список литературы………………………………………………………………21
Приложения
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы категории «общение» 5
1.1. Значение и сущность общения 5
1.2. Психологическая структура общения 7
1.3. Коммуникативный процесс в организации 10
2. Аналитические основы стиля управления руководителя и его влияние на коммуникацию в коллективе 15
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения
Введение
Социально-экономические
изменения в нашей стране, существование
предприятий разных форм собственности,
функционирование организаций в
условиях рыночной экономики актуализируют
проблемы повышения эффективности
управления организационными процессами.
В этой связи на передний план выступают
психологические аспекты
Эффективное общение в коллективе - это взаимодействие, происходящее между его участниками в процессе общения и направленные от личности к личности. Межличностные взаимодействия всегда структурны и включают простейшие эмоциональные переживания; через включение оценочных отношений в связи с нормами и нормативными критериями формируются убеждения и убежденность личности.
Процессы
демократизации и гуманизации общества
обусловили подход к личности как
активному субъекту социальных отношений.
В контексте указанных
Новые
социально-экономические и
Цель
исследования - исследовать влияние
индивидуально-психологических
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы понятия «общение»;
- проанализировать стиль управления руководителя и его влияние на коммуникацию в коллективе на примере ОСБ № 270 г. Рубцовска.
Работа
состоит из введения, основной части,
заключения, списка литературы.
1.
Теоретические основы
категории «общение»
1.1.
Значение и сущность
общения
Общение
является одним из важнейших понятий
в психологии. Вне общения невозможно
понять и проанализировать процесс
личностного становления
Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.
В психологической науке имеется несколько подходов к пониманию сущности общения между людьми:
- общение — процесс передачи информации от одного субъекта к другому при помощи различных коммуникативных средств и механизмов. Целью общения выступает достижение взаимопонимания (А.Г. Ковалев);
- общение есть взаимодействие людей, а передача информации является лишь необходимым условием, но не сутью общения (А.А. Леонтьев);
- общение есть процесс взаимоотношений людей в коллективе, в ходе которого складываются коллективистские свойства группы (К.К. Платонов);
- общение — это и обмен информацией, и взаимодействие людей, и их взаимоотношения (Б.Д. Парыгин)[12, с. 31 - 35].
Такое внимание к общению свидетельствует о важности оценки учёными его роли. Противоречия в точках зрения косвенно указывают на сложную взаимосвязь общения с другими, неразрывно связанными психологическими явлениями — взаимоотношениями, взаимодействием и с самой деятельностью, на сложность «выкристаллизации» сущности самого общения в этих взаимосвязях.
Фундаментальным,
универсальным и комплексным
явлением, связывающим людей в
общностях, являются социально-психологические
взаимосвязи. Они — единство взаимоотношений,
общения и взаимодействия людей.
Проявление активности любого компонента
этой триады неизбежно сказывается
на других, а их взаимосвязанная
активность усиливает любой из них.
Это означает, например, что построение
общения в единстве с решением
задач взаимодействия и взаимоотношений
повышает его эффективность. Но это
означает и другое — каждый компонент
этой триады специфичен: взаимоотношения
— позиционно-психологические
Общение,
как это видно из данного определения,
неразрывно связано с деятельностью
людей. Это признают все психологи,
рассматривающие общение с
Другие
психологи общение считают
Таким
образом, несмотря на некоторые различия,
авторы всех точек зрения признают связь
между деятельностью и общением, хотя
и раскрывают ее по-разному. Понятно, что
в жизни коллектива или малой группы, в
которой люди находятся в постоянном непосредственном
контакте, общению принадлежит очень важная
роль[11, с. 119 - 120].
1.2.
Психологическая структура
общения
Общение,
как комплексное
Мотивационно-целевой компонент представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения членов малой группы могут быть:
а) потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении;
б) потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение;
в) потребности, вытекающие из совместно решаемых задач. Соотношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.
Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности, управление совместными действиями, оказание по мощи и влияние на товарищей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.
Коммуникационная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности члены малой группы, как уже отмечено выше, обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т.д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:
- если в кибернетических устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения она не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;
- в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами в общении людей оно сочетается с отношением друг к другу;
- характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;
- коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке»;
- в условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Социальный характер коммуникативных барьеров проявляется в различном толковании одних и тех же понятий, событий, что порождается социальными, политическими, национальными, профессиональными различиями людей, их мировоззренческими взглядами и убеждениями. Психологический характер коммуникативных барьеров проявляется в том, что они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся людей (застенчивость, скрытость, «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между ними особого рода психологических отношений: неприязни, недоверия и т.п. В этом случае четко выступает связь между общением и отношением.
Информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух видов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах.
Коммуникация (общение) бывает вербальной и невербальной[1, с. 81-84]. Вербальная коммуникация осуществляется с помощью речи, слова которой кодируют и декодируют информацию: коммуникатор в процессе говорения кодирует (воплощает ее в речь), а реципиент в процессе слушания декодирует (воспринимает, усваивает) эту информацию. Посредством речи участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Невербальная коммуникация осуществляется, прежде всего, с помощью жестов, мимики, пантомимы.
Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.
Перцептивная
сторона общения выражена в процессе
восприятия друг друга партнерами по
общению, изучении ими друг друга
и взаимной оценке. Это связано
с восприятием внешнего облика, поступков,
действий человека и их истолкованием.
Взаимная социальная перцепция при
общении очень субъективна, что
проявляется и в не всегда правильном
понимании целей партнера по общению,
его мотивов, отношений, установок
на взаимодействие и др. Это сильно
сказывается на достижение взаимопонимания
и соответственно согласия, одобрения,
принятия, разделения этих целей, мотивов,
установок, что позволяет не просто
«согласовывать действия», но и устанавливать
особого рода отношения: близости, привязанности,
выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии,
любви. Впрочем, в зависимости от
восприятия, может быть и противоположное.
Все эти особенности общения
важно понимать каждому члену
группы и рационально использовать
общение для реализации своих
интересов в согласии с интересами
группы и решения стоящих в
жизни и деятельности задач.
Информация о работе Психологические условия эффективного общения руководителя в коллективе