Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:37, реферат
Социально-экономические изменения в нашей стране, существование предприятий разных форм собственности, функционирование организаций в условиях рыночной экономики актуализируют проблемы повышения эффективности управления организационными процессами. В этой связи на передний план выступают психологические аспекты оптимизации процессов руководства и подчинения, обеспечения эффективного управления современным предприятием с учетом особенностей менталитета российского менеджмента.
Введение 3
1. Теоретические основы категории «общение» 5
1.1. Значение и сущность общения 5
1.2. Психологическая структура общения 7
1.3. Коммуникативный процесс в организации 10
2. Аналитические основы стиля управления руководителя и его влияние на коммуникацию в коллективе 15
Заключение…………………………………………………………………….....19
Список литературы………………………………………………………………21
Приложения
1.3.
Коммуникативный процесс
в организации
Коммуникационный процесс сложен. Он состоит из ряда этапов, которые взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Каждый из этапов необходим для того, чтобы мысли и идеи одного индивида стали понятны другому[14, с. 56-60].
Особого внимания заслуживают межличностные коммуникации, которые зависят от множества факторов. Изучение влияния различных факторов, таких, как, обратная связь, статусные различия, стиль управления, компетентность, доверие и совместимость работников, культурные различия и многие другие, позволяет изучать процессы межличностных коммуникаций.
Для
того чтобы обеспечить четкие и эффективные
коммуникации в организации, необходимо
знать и предотвращать
Итак,
коммуникации – это передача информации
от одного человека к другому, один
из способов доведения индивидом
до других людей идей, фактов, мыслей,
чувств и ценностей. Цель коммуникации
– добиться от принимающей стороны
точного понимания
Отправитель – это любой индивид (сотрудник), имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации.
Получатель – индивид, воспринимающий сообщение получателя.
Отсюда
образуется двусторонний коммуникативный
процесс, который представляет собой
способ, посредством которого сообщение
отправителя достигает
1.
Рождение идеи, которую хотел
бы передать получателю
2. Кодирование, то есть, идея зашифровывается с помощью подходящих слов, диаграмм, других символов, используемых для передачи информации. На этом этапе отправитель определяет способ передачи, наиболее адекватный порядок слов и символов.
3.
Передача. После того как определена
форма сообщения,
4.
Получение. На четвертом шаге
инициатива переходит к
5.
Декодирование сообщения.
6.
Принятие сообщения. После
7.
Использование информации. Использование
информации получателем,
8.
Обеспечение обратной связи –
присутствует, когда получатель
демонстрирует реакцию на
Двусторонние коммуникации, возникающие при наличии обратной связи, предполагают диалог получателя и отправителя. В результате получается развертывающаяся игровая ситуация, в которой отправитель может (и должен) корректировать свое следующее послание в соответствии с полученным ответом. Отправитель всегда нуждается в обратной связи и должен прилагать все силы к ее установлению.
Коммуникации в организации классифицируются по следующим видам [2, с. 244-248]:
1.
По субъектам и средствам
2. По форме общения:
3. По каналам общения:
Информация по каналам передается по вертикали – сверху вниз, снизу вверх, а также в горизонтальной плоскости.
4.
По организационному признаку (по
пространственному
5. По направленности общения:
2. Аналитические
основы стиля управления
руководителя и его
влияние на коммуникацию
в коллективе
В
исследовании мы использовали психодиагностические
методики, в частности, методику для
определения стиля управления персоналом
В.П. Захарова и методику для изучения
коммуникативной установки
В.В. Бойко.
В
исследовании участвовало 22 банковских
работника ОСБ № 270 г. Рубцовска. Из
них: 1 управляющий офисом – 4,5%, 1 главный
руководитель- 4,5%, 3 экономиста – 13,6%, 5
кассиров – 22,7%, 1 специалист ГРК – 4,5%,
1 руководитель по рекламе – 4,5%, 10 кредитных
экспертов – 45,7%.
Все специалисты банка с высшим профессиональное
образованием.
Методика В.П. Захарова позволяет выявить индивидуальный стиль управления у руководителя офиса [8, с. 336-340] (Приложение 1).
Методика
В.В. Бойко позволяет изучить
(Приложение 2).
Согласно обработанным данным, мы получили следующие результаты по методикам.
По
методике В.П. Захарова мы выявили, что
показатели по коллективу банковских
работников имеют среднюю степень
коммуникативной толерантности 66,6
баллов; индивидуальные же показатели
коммуникативной толерантности
среди банковских работников имеют
следующие показатели: у 18 человек
– 81,8% средний уровень и у 4 работников
– 18,2% высокий уровень (таблица 2.1). У
руководителя офиса выявлен средний уровень
индивидуальной коммуникативной толерантности.
Таблица 2.1
Анализ
степени толерантности у
Уровни коммуникативной толерантности | Баллы | Количество | Процент |
Низкий уровень | 81-135 | - | - |
Средний уровень | 36-80 | 18 | 81,8 |
Высокий уровень | 0-35 | 4 | 18,2 |
Кроме
этого, данная методика позволила выявить
признаки негативной коммуникативной
установки в отношениях с окружающими
людьми, так среднегрупповые
Таблица 2.2
Анализ признаков негативной коммуникативной установки в отношениях с окружающими людьми
№ | Показатели | Максимум баллов | Полученные баллы | Уровень негативной коммуникативной установки |
1. | Завуалированная жестокость | 20 | 25 | Высокий уровень |
2. | Открытая жестокость | 45 | 36 | Средний уровень |
3. | Обоснованный негативизм | 5 | 18 | Высокий уровень |
4. | Брюзжание | 10 | 9 | Средний уровень |
5. | Негативный опыт общения | 20 | 12 | Низкий уровень |
Всего: | 100 | 100 |
Кроме этого, нами были получены данные по некоторым поведенческим признакам, свидетельствующими об общем уровне коммуникативной толерантности, которая сопровождается в общении со стороны людей различными эмоциями (таблица 2.3).
Таблица 2.3
Анализ
поведенческих признаков у
Информация о работе Психологические условия эффективного общения руководителя в коллективе