Проэктирование организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в выявлении особенностей постановки и реализации целей и задач организационного проектирования.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
дать характеристику таким понятиям, как организация и проектирование организации;
охарактеризовать этапы организационного проектирования;
изучить факторы проектирования организации;
изучить элементы проектирования организации;
проанализировать процесс выбора типа организации и его организационной структуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Содержание понятий организация и проектирование организации....5
Основные понятия об организации………………………………………5
Основные понятия о проектировании организации…………………….7
Этапы организационного проектирования……………………………...13
Глава 2. Проектирование организации…………….…………………………..15
Факторы проектирования организации………………………................15
Элементы проектирования…………………………………….................19
Выбор типа организации и его организационной структуры……..…...27
Заключение……………………………………………………………........32
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Проэктирование организации.doc

— 798.50 Кб (Скачать)

    Реорганизация может иметь статус реструктуризации и реинжиниринга.

    Реструктуризация  означает изменение функций и  структуры организации, то есть набора её отдельных частей и элементов: сфер, направлений и форм деятельности подразделений, используемых ресурсов и их источников. Методов управления и прочее.

    Реинжиниринг состоит в оптимизации на принципиально новой основе внутриорганизационных процессов (технологических, информационных, управленческих и тому подобное) и преобразовании в соответствии с этим сторон деятельности организации. Это позволяет адекватно реагировать на все изменения, повышать управляемость фирм.

    Как и создание новой организации, реструктуризация и реинжиниринг требуют создания организационного проекта. /2, с. 96/

    К основным процессам, связанным с  проектированием и развитием  организации, относят структуризацию, композицию, регламентацию, ориентацию. Все они тесно взаимосвязаны и обычно вытекают друг из друга.

    Композиция  заключается в разработке общей  структурной схемы организации  и направлений её деятельности с  учётом технологических, информационных и иных взаимосвязей между ними.

    В её рамках формулируются основные требования к характеру взаимодействия и  механизму функционирования отдельных  элементов организации (цели, подразделения, число уровней управления, степень  централизации и децентрализации, способы осуществления внешних и внутренних контактов, принципы подбора и продвижения кадров, оплаты труда, материального и морального стимулирования и прочее).

    В процессе структуризации, исходя из организационных  целей, определяются внутренняя структура подразделений, задачи, стоящие перед ними в целом, рабочими местами и должностями, их полномочия, связи и тому подобное.

    Под регламентацией понимается разработка необходимых характеристик организации  и протекающих в ней процессов./4, с. 305/

    Речь  идёт о правилах, процедурах, нормативах выполнения тех или иных операций, основных функциях работников, величине их полномочий, требуемой квалификации, порядке взаимодействия между ними и так далее. Важным объектом регламентации являются информация, её содержание, периодичность поступления или предоставления.

    Регламентация может осуществляться централизованно, децентрализовано, концентрированно в  специальных подразделениях – консультационных центрах. Она обеспечивает единообразное осуществление повторяющихся производственных, управленческих или иных действий независимо от личных особенностей тех, кто их выполняет. /5, с.156/

    Её  основой является регламент (организационное  положение, предельно чётко предписывающее виды действий, условия и ограничения  их осуществления). Регламенты бывают техническими, организационными, экономическими (устанавливают рамки хозяйственной деятельности), социальными (регулируют трудовые отношения).

    Основными регламентирующими документами  в организации являются устав, положения  о ней и её подразделениях, высших должностных лицах, графики их работы, приёма посетителей, штатные расписания, должностные инструкции и другие. /10, с. 23/

    Ориентация  заключается в создании в рамках организации условий для упорядочения положения и движения людей и  материальных объектов.

    Она бывает нумерационной (шифры папок  в архиве), словесной (табличка на двери  с именем сотрудника), словесно-нумерационной (комбинация того и другого), символической (дорожный знак), графической (схемы эвакуации персонала в случае пожара), цветовой (различная окраска стен на разных этажах).

    Все перечисленные моменты создают  основу бесперебойного функционирования организации, то есть деятельности по постоянному поддержанию процессов  обмена ресурсами, энергией и информацией, как в её рамках, так и с окружением. Многие из этих процессов автономны, не зависят ни от неё самой, ни от отдельных элементов.

    Организационное проектирование исходит из следующих характеристик организации: характера деятельности; сферы деятельности; отраслевой принадлежности; отношения к власти; государственной принадлежности; степени самостоятельности; формы собственности; организационно-правовой формы; наличия юридического лица; численности работающих; времени функционирования; отношения к коммерческой деятельности (получаемой прибыли); степени формализации; отношения к бюджету; организационной структуры; построения системы управления. /11, с. 401/

    По  характеру деятельности организации могут быть общественные и хозяйственные. Общественные организации – добровольные объединения граждан, создаваемые для удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей. Это политические партии, творческие союзы, профессиональные союзы и так далее. Хозяйственные организации создаются для удовлетворения материальных и социальных потребностей человека и общества и получения предпринимательской прибыли. Это предприятия и их объединения.

    Деятельность  организаций может осуществляться в экономической, политической, социальной, военной и других сферах. В экономической сфере работают предприятия различных отраслей народного хозяйства, банки, биржи и так далее. В политической сфере заняты учреждения государственного и местного управления, политические партии и так далее. В социальной сфере действуют учреждения образования, здравоохранения, культуры, социальной поддержки населения. /7, с. 205/

      По отраслевой принадлежности различают промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые организации.

    По  отношению к власти организации могут быть правительственными и неправительственными. Правительственные организации создаются органами власти для решения свойственных им задач. Они имеют официальный статус и соответствующие права и привилегии. Это могут быть, например, научно-исследовательские учреждения, комиссии, делегации и тому подобное. Неправительственные организации создаются на инициативной основе физическими или юридическими лицами для решения частных задач и никакими особыми правами или привилегиями не обладают.

    В зависимости от государственной принадлежности различают национальные (отечественные) организации и организации, созданные с участием иностранных физических и юридических лиц (например, предприятия с иностранными инвестициями). /8, с. 503/

    По  степени самостоятельности организации могут быть головными (материнскими) и дочерними. Головные организации обладают правом независимого принятия управленческих решений, хозяйственно-финансовой самостоятельностью. Дочерние организации такой независимостью и самостоятельностью не обладают и работают под руководством головной организации.

    В зависимости от форм собственности организации могут быть частными, государственными, муниципальными и иных форм – общественных и религиозных организаций, объединений и так далее.

    В зависимости от организационно-правовых характеристик организации могут иметь форму государственного или муниципального предприятия, производственного кооператива (артель) или потребительского кооператива, хозяйственного товарищества или общества, общественной или религиозной организации, объединения или союза, учреждения, фонда.

    В зависимости от наличия юридического лица организации могут создаваться как с образованием юридического лица, так и без образования юридического лица. /12, с. 196/

    По  численности работающих различают организации малой численности (малые предприятия), средней и большой численности.

    По  времени функционирования организации могут быть постоянные, временные (сезонные), периодически действующие.

    По  отношению к коммерческой деятельности (получаемой прибыли) организации делятся на коммерческие и некоммерческие.

    В зависимости от оформления в органах власти организации могут быть как формальными (зарегистрированными в установленном порядке), так и не формальными (не нуждающимися в регистрации).

    В зависимости от отношения к бюджету различают бюджетные организации (финансируемые из государственного или местного бюджета) и небюджетные (финансирующиеся самостоятельно).

    В зависимости от организационной структуры – построения подразделений органов управления и их взаимосвязей – различают организации линейной, звёздной, кольцевой и других структур.

    В зависимости от особенностей построения и функционирования системы управления организацией, организации различаются по характеру субъектов и субъектов управления, используемым при управлении системным принципам. /15, с. 409/ 
 
 
 

    1. Этапы организационного проектирования

    Элементы  концепции формирования организаций ранее рассматривались в порядке, который мог привести в заблуждение. Анализ шёл от формулировки задач к взаимоотношениям власти и, наконец, к общей структуре организации. Это могло привести к мысли, что структура организации вырабатывается снизу вверх:  сначала прорабатываются задачи, а общая структура организации – в самом конце. Однако дело обстоит как раз наоборот. Согласно классической теории организации, с выводами которой по данному вопросу согласно большинство менеджеров, структура организации должна разрабатываться сверху вниз. Нет ничего удивительного, что последовательность разработки организационной структуры схожа с последовательностью элементов процесса планирования. Вначале руководители должны осуществить разделение организации на широкие сферы, затем поставить конкретные задачи – подобно тому, как в планировании сначала формулируются общие задачи, – а потом составить конкретные правила. /19, с. 126/

    Таким образом, последовательность действий следующая:

  1. Осуществление деления организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии. Необходимо решить какие виды деятельности должны выполняться линейными подразделениями, а какие – штабными.
  2. Установление соотношения полномочий различных должностей. При этом руководство устанавливает цель команд, если необходимо, производит дальнейшее деление на более мелкие организационные подразделения, чтобы более эффективно использовать специализацию и избежать перегрузки руководства.
  3. Определение должностных обязанностей как совокупность определённых задач и функций и поручение их выполнения конкретным лицам. В организациях, деятельность которых в значительной мере связана с технологией, руководство разрабатывает даже конкретные задачи и закрепляет их за непосредственными исполнителями, которые и несут ответственность за их удовлетворённое выполнение. /20, с. 48/

    Важно понять, что появившаяся в итоге  разработки организационная структура – это не застывшая форма, подобная каркасу задания. Поскольку организационные структуры основываются на планах, то существенные изменения в планах могут потребовать соответствующих изменений в структуре. И в самом деле, в действующих организациях к процессу изменения организационной структуры следует относиться как к реорганизации, так как этот процесс, как и все функции организации, бесконечен. В настоящее время успешно функционирующие организации постоянно оценивают степень адекватности своих организационных структур и изменяют их так, как этого требуют внешние условия. Требования внешней среды, в свою очередь, определяются в ходе планирования и контроля.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Проектирование организации

    1. Факторы проектирования организации

    Проектирование  организации можно определить как  постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных. Факторы, оказывающие влияние на этот процесс, как показали многочисленные исследования, носят ситуационный характер. Выделяется четыре группы ситуационных факторов:

  • внешняя среда, то есть всё то, что окружает организацию;
  • технология работы в организации;
  • стратегический выбор руководства организации в отношении её целей;
  • поведение работников. /4, с. 236/

Информация о работе Проэктирование организации