Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:28, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в выявлении особенностей постановки и реализации целей и задач организационного проектирования.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
дать характеристику таким понятиям, как организация и проектирование организации;
охарактеризовать этапы организационного проектирования;
изучить факторы проектирования организации;
изучить элементы проектирования организации;
проанализировать процесс выбора типа организации и его организационной структуры.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Содержание понятий организация и проектирование организации....5
Основные понятия об организации………………………………………5
Основные понятия о проектировании организации…………………….7
Этапы организационного проектирования……………………………...13
Глава 2. Проектирование организации…………….…………………………..15
Факторы проектирования организации………………………................15
Элементы проектирования…………………………………….................19
Выбор типа организации и его организационной структуры……..…...27
Заключение……………………………………………………………........32
Список используемой литературы……………
Реорганизация может иметь статус реструктуризации и реинжиниринга.
Реструктуризация означает изменение функций и структуры организации, то есть набора её отдельных частей и элементов: сфер, направлений и форм деятельности подразделений, используемых ресурсов и их источников. Методов управления и прочее.
Реинжиниринг состоит в оптимизации на принципиально новой основе внутриорганизационных процессов (технологических, информационных, управленческих и тому подобное) и преобразовании в соответствии с этим сторон деятельности организации. Это позволяет адекватно реагировать на все изменения, повышать управляемость фирм.
Как и создание новой организации, реструктуризация и реинжиниринг требуют создания организационного проекта. /2, с. 96/
К основным процессам, связанным с проектированием и развитием организации, относят структуризацию, композицию, регламентацию, ориентацию. Все они тесно взаимосвязаны и обычно вытекают друг из друга.
Композиция заключается в разработке общей структурной схемы организации и направлений её деятельности с учётом технологических, информационных и иных взаимосвязей между ними.
В
её рамках формулируются основные требования
к характеру взаимодействия и
механизму функционирования отдельных
элементов организации (цели, подразделения,
число уровней управления, степень
централизации и
В процессе структуризации, исходя из организационных целей, определяются внутренняя структура подразделений, задачи, стоящие перед ними в целом, рабочими местами и должностями, их полномочия, связи и тому подобное.
Под
регламентацией понимается разработка
необходимых характеристик
Речь идёт о правилах, процедурах, нормативах выполнения тех или иных операций, основных функциях работников, величине их полномочий, требуемой квалификации, порядке взаимодействия между ними и так далее. Важным объектом регламентации являются информация, её содержание, периодичность поступления или предоставления.
Регламентация может осуществляться централизованно, децентрализовано, концентрированно в специальных подразделениях – консультационных центрах. Она обеспечивает единообразное осуществление повторяющихся производственных, управленческих или иных действий независимо от личных особенностей тех, кто их выполняет. /5, с.156/
Её основой является регламент (организационное положение, предельно чётко предписывающее виды действий, условия и ограничения их осуществления). Регламенты бывают техническими, организационными, экономическими (устанавливают рамки хозяйственной деятельности), социальными (регулируют трудовые отношения).
Основными регламентирующими документами в организации являются устав, положения о ней и её подразделениях, высших должностных лицах, графики их работы, приёма посетителей, штатные расписания, должностные инструкции и другие. /10, с. 23/
Ориентация
заключается в создании в рамках
организации условий для
Она бывает нумерационной (шифры папок в архиве), словесной (табличка на двери с именем сотрудника), словесно-нумерационной (комбинация того и другого), символической (дорожный знак), графической (схемы эвакуации персонала в случае пожара), цветовой (различная окраска стен на разных этажах).
Все
перечисленные моменты создают
основу бесперебойного функционирования
организации, то есть деятельности по
постоянному поддержанию
Организационное проектирование исходит из следующих характеристик организации: характера деятельности; сферы деятельности; отраслевой принадлежности; отношения к власти; государственной принадлежности; степени самостоятельности; формы собственности; организационно-правовой формы; наличия юридического лица; численности работающих; времени функционирования; отношения к коммерческой деятельности (получаемой прибыли); степени формализации; отношения к бюджету; организационной структуры; построения системы управления. /11, с. 401/
По характеру деятельности организации могут быть общественные и хозяйственные. Общественные организации – добровольные объединения граждан, создаваемые для удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей. Это политические партии, творческие союзы, профессиональные союзы и так далее. Хозяйственные организации создаются для удовлетворения материальных и социальных потребностей человека и общества и получения предпринимательской прибыли. Это предприятия и их объединения.
Деятельность
организаций может
По отраслевой принадлежности различают промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые организации.
По отношению к власти организации могут быть правительственными и неправительственными. Правительственные организации создаются органами власти для решения свойственных им задач. Они имеют официальный статус и соответствующие права и привилегии. Это могут быть, например, научно-исследовательские учреждения, комиссии, делегации и тому подобное. Неправительственные организации создаются на инициативной основе физическими или юридическими лицами для решения частных задач и никакими особыми правами или привилегиями не обладают.
В зависимости от государственной принадлежности различают национальные (отечественные) организации и организации, созданные с участием иностранных физических и юридических лиц (например, предприятия с иностранными инвестициями). /8, с. 503/
По степени самостоятельности организации могут быть головными (материнскими) и дочерними. Головные организации обладают правом независимого принятия управленческих решений, хозяйственно-финансовой самостоятельностью. Дочерние организации такой независимостью и самостоятельностью не обладают и работают под руководством головной организации.
В зависимости от форм собственности организации могут быть частными, государственными, муниципальными и иных форм – общественных и религиозных организаций, объединений и так далее.
В зависимости от организационно-правовых характеристик организации могут иметь форму государственного или муниципального предприятия, производственного кооператива (артель) или потребительского кооператива, хозяйственного товарищества или общества, общественной или религиозной организации, объединения или союза, учреждения, фонда.
В зависимости от наличия юридического лица организации могут создаваться как с образованием юридического лица, так и без образования юридического лица. /12, с. 196/
По численности работающих различают организации малой численности (малые предприятия), средней и большой численности.
По времени функционирования организации могут быть постоянные, временные (сезонные), периодически действующие.
По отношению к коммерческой деятельности (получаемой прибыли) организации делятся на коммерческие и некоммерческие.
В зависимости от оформления в органах власти организации могут быть как формальными (зарегистрированными в установленном порядке), так и не формальными (не нуждающимися в регистрации).
В зависимости от отношения к бюджету различают бюджетные организации (финансируемые из государственного или местного бюджета) и небюджетные (финансирующиеся самостоятельно).
В зависимости от организационной структуры – построения подразделений органов управления и их взаимосвязей – различают организации линейной, звёздной, кольцевой и других структур.
В
зависимости от особенностей построения
и функционирования системы управления
организацией, организации различаются
по характеру субъектов и субъектов управления,
используемым при управлении системным
принципам. /15, с. 409/
Элементы концепции формирования организаций ранее рассматривались в порядке, который мог привести в заблуждение. Анализ шёл от формулировки задач к взаимоотношениям власти и, наконец, к общей структуре организации. Это могло привести к мысли, что структура организации вырабатывается снизу вверх: сначала прорабатываются задачи, а общая структура организации – в самом конце. Однако дело обстоит как раз наоборот. Согласно классической теории организации, с выводами которой по данному вопросу согласно большинство менеджеров, структура организации должна разрабатываться сверху вниз. Нет ничего удивительного, что последовательность разработки организационной структуры схожа с последовательностью элементов процесса планирования. Вначале руководители должны осуществить разделение организации на широкие сферы, затем поставить конкретные задачи – подобно тому, как в планировании сначала формулируются общие задачи, – а потом составить конкретные правила. /19, с. 126/
Таким образом, последовательность действий следующая:
Важно
понять, что появившаяся в итоге
разработки организационная структура
– это не застывшая форма, подобная каркасу
задания. Поскольку организационные структуры
основываются на планах, то существенные
изменения в планах могут потребовать
соответствующих изменений в структуре.
И в самом деле, в действующих организациях
к процессу изменения организационной
структуры следует относиться как к реорганизации,
так как этот процесс, как и все функции
организации, бесконечен. В настоящее
время успешно функционирующие организации
постоянно оценивают степень адекватности
своих организационных структур и изменяют
их так, как этого требуют внешние условия.
Требования внешней среды, в свою очередь,
определяются в ходе планирования и контроля.
Глава 2. Проектирование организации
Проектирование
организации можно определить как
постоянный поиск наиболее эффективного
сочетания организационных