Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 20:11, реферат
Мы приходим в университет за знаниями, необходимыми нам в дальнейшей жизни и учёбе. Хороший специалист залог качественного исполнения работы.
ВВедение
1 Состояние системы образования в России
2Многоуровневое профессиональное образование
3 Концепции развития образования в РФ
4 Качество образования
5 Будущее высшего образования России
6 Основы менеджмента
7 Организация системы управления
8 Стратегическое управление
9 Основы управления персоналом
10 Методы управления
11 Эффективность управления
модернизация
общего и дошкольного
приведение
содержания и структуры
развитие
системы оценки качества
Ожидается, что объём финансирования Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы из федерального бюджета составит 54,2 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет). Планируется, что ФЦПРО будет реализована в 2 этапа. В результате выполнения первого этапа (2011 - 2013 годы) будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов, социально-экономических условий.
Результатом
реализации мероприятий на
Министерство
образования и науки
4. Качество образования
В настоящее время качество образования интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. Так как именно качество образования позволяет в любой сфере деятельности ее участникам достичь максимально возможного качества этой деятельности. Приоритет качества образования нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования.
Государство хочет, чтобы были созданы условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей качественное общее образование (концепция модернизации Российского образования).
Таким образом, отечественная система образования сейчас решает целый ряд принципиальных задач:
- обеспечить новое качество
образования за счет развития
личностно ориентированного
- сохранить единство
образовательного пространства, создавая
при этом условия для развития
системы вариативного
- обеспечить равный доступ
к получению качественного
Каждый субъект
При этом качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:
-родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей;
-качество для учителей
может означать наличие
-для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом;
-для бизнеса и промышленности
качество образования
-для общества качество
связано с теми ценностными
ориентациями и более широко -
ценностями обучающихся,
При использовании в
При оценке качества образования следует выделить следующие положения:
- оценка качества не
сводится только к
- оценка качества образования
осуществляется комплексно, рассматривая
образовательное учреждение во
всех направлениях его
Гарантия качества или управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования мониторинга качества, означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого из производственных этапов, что в свою очередь, теоретически предупреждает выход некачественной продукции.
Принимая во внимание вышеупомянутые понятия, можно сказать, что следующие элементы являются частью системы мониторинга качества образования:
- установление стандарта;
- операционализация стандартов в индикаторах (измеряемые величины);
- установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов;
- сбор данных и оценка результатов;
- действия, принятие соответствующих
мер, оценивание результатов
Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг).
Образование необходимо оценивать
как результат и процесс
5. Будущее высшего образования России
6. Основы менеджмента
Когда образование мы рассматриваем
как некоторый интеллектуальный
продукт (интеллектуальный капитал
государства), то, конечно же, его
качество мы должны оценивать с позиции
государства. Если посмотреть на образование
как на услугу, то на первый план при
оценке его качества выходит позиция
потребителя. С каких позиций
на качество своего продукта (услуги) должны
сегодня смотреть образовательные
учреждения высшего и дополнительного
профессионального образования, чтобы
остаться востребованными и престижными
в условиях экономического кризиса?
Зависит ли от этого применяемый
нами для оценки качества набор критериев
и инструментов? Как это отражается
на выборе модели системы управления
качеством профессионального
Для ответа на эти вопросы посмотрим на тенденции развития системы российского профессионального образования через призму принципов менеджмента качества и проиллюстрируем взаимосвязь качества менеджмента и его результатов на примере подготовки управленческих кадров.
В высшем профессиональном образовании (ВПО) процессы коммерциализации и формирования конкурентной среды развивались не так резко. Начало им положили интенсивно создававшиеся в начале постсоветского периода коммерческие высшие школы и внебюджетная образовательная деятельность государственных вузов. Первоначально государство ограничивало количество внебюджетных студентов 25 процентами от общего годового контингента. Но трудности с бюджетным финансированием в конце 90-х побудили учредителя снять с подведомственных государственных вузов этот барьер. Таким образом, рынок пришел и в ВПО, а в вузах во весь рост встала проблема управления качеством с учетом позиции рынка.
В 90-х на неустойчивом
и непрогнозируемом рынке
Административная реформа
2004 года и принятый в конце
2006 года Федеральный Закон «Об
автономном учреждении» в
7. Организация системы управления
Существующая система управления образованием в России является симбиозом административной системы бывшего СССР и элементов рыночной экономики переходного периода и в 90-х гг. претерпела ряд реформ на федеральном уровне. Среди наиболее крупных реформ отметим следующие:
– объединение Госкомитета по профтехобразованию, Министерства народного образования и Госкомитета РФ по высшему образованию в единое Министерство образования РФ;
– переход на многоуровневую
систему профессионального
– бурное развитие негосударственного
высшего и среднего профессионального
образования, что привело к созданию
334 лицензированных
1. Иерархия управления образованием не доведена до логического завершения на региональном и муниципальном уровнях в части финансирования и управления всеми видами учебных заведений. На региональном уровне это касается высших и средних учебных заведений (вуз – ссуз) федерального подчинения; на муниципальном уровне – учебных заведений среднего и начального профессионального образования (ссуз – ПТУ), финансируемых из регионального бюджета. Фактически такие компоненты, как власть и деньги, права и обязанности, поделены весьма неравнозначно по уровням иерархии с концентрацией их преимущественно на федеральном и региональном уровнях, что приводит к бюрократизации управления, снижению гибкости и оперативности и росту затрат на управление.
2. На федеральном уровне в Министерстве образования РФ сосредоточено финансирование и управление высшими учебными заведениями (580 государственных плюс 334 лицензированных негосударственных вузов) и 2584 средними профессиональными учебными заведениями (ссуз) федерального подчинения. Теория управления рекомендует нормы управляемости: на нижнем уровне – не более 40 объектов. Это приводит к необходимости создания главных управлений в Министерстве образования и других министерствах РФ, но и они не в силах эффективно осуществлять не только текущее планирование (1-5 лет), но и стратегическое управление. В 90-х гг. ситуация усложнилась глубоким экономическим кризисом в стране, резкой дифференциацией регионов по качеству жизни населения и разделением их по отношению к бюджету на "дотационные" и "доноры", развитием платного коммерческого образования в вузах и ссузах и изменением их отраслевой специализации в пользу гуманитарно-экономических специальностей. Поэтому система управления образованием находится на низком уровне управляемости и требует реформирования для повышения общей эффективности.
3. В 90-х гг. сложилась практика лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений высшего и среднего профессионального образования по линии МО РФ, а лицензирование общеобразовательной и начальной профессиональной подготовки – по линии региональных органов образования. Это необходимая мера для внедрения ГОС РФ, барьера на пути "псевдообразовательных" учебных заведений и контроля стандартов качественного образования. Попробуем оценить затраты на реализацию этой целевой задачи для высшего и среднего образования России. Орентировочные затраты на одну специальность составляют 21 000 руб. (зарплата начальника УМО вуза – 12 000 руб., командировочные расходы – 6 000 руб., взнос в УМО Министерства за экспертизу – 3 000 руб.). В стране имеется 580 госвузов; допустим, в каждом подлежат лицензированию 15 направлений и специальностей – всего 8 700. В 334 негосударственных вузах лицензируются в среднем 3 специальности – всего 1 002; 2 584 средних профессиональных учебных заведения лицензирует также по 3 специальности – всего 7 752. Общая сумма затрат получается путем умножения числа специальностей (17 454) на расчетные затраты на одну специальность (21 000 руб.), что в итоге составляет 366,5 млн. руб. каждые 5 лет, или 73,3 млн. руб. в год. По сумме это годовой бюджет 15 учебных заведений (техникум, небольшой вуз).
8. Стратегическое управление
Сфера образования представляет собой сложную организационно-
экономическую систему, стратегическое управление которой является
крайне важной и достаточно сложной задачей. Для успешного развития в
долгосрочной перспективе
крупные образовательные