Программа управления рисками ОАО «Мостотрест»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:31, реферат

Описание работы

В процессе своей деятельности предприниматели сталкиваются с совокупностью различных видов риска, которые отличаются между собой по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень и, следовательно, по способу их анализа и методам описания.
Как правило, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияния на деятельность предпринимателя. При этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных.

Работа содержит 1 файл

Классификация рисков ОАО.docx

— 46.16 Кб (Скачать)

Риски инфляции: Уровень инфляции напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране. В современных условиях для российской экономики характерен высокий уровень инфляции. В виду того, что «Мостотрест» осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, на него также оказывает влияние изменение уровня инфляции. Рост инфляции в стране приведет к общему росту процентных ставок.

Отрицательное влияние инфляции на финансово-экономическую деятельность может быть вызвано следующими рисками:

- риск потерь, связанных  с потерями в реальной стоимости  дебиторской

задолженности при существенной отсрочке или задержке платежа;

- риск увеличения процентов  к уплате;

- риск увеличения себестоимости  товаров, продукции, работ, услуг  из-за увеличения цены на энергоносители, транспортных расходов, заработной платы и т.п.

- риск уменьшения реальной  стоимости средств, привлеченных  на инвестиции.

Наиболее подвержены изменению  в результате влияния названных  выше финансовых рисков следующие показатели финансовой отчетности:

кредиторская задолженность  – увеличение сроков оборачиваемости;

денежные средства – уменьшение свободных денежных средств;

прибыль от основной деятельности – сокращение величины прибыли.

Риск влияния инфляции может возникнуть в случае, когда  получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности денег быстрее, чем растут номинально. Прогнозные индексы инфляции, закладываемые при формировании стартовой цены

проекта практически всегда значительно ниже реального уровня инфляции. Рост инфляции существенно влияет на финансовые результаты деятельности. Он может привести к увеличению затрат  (за счет роста цен на энергоресурсы, товарно-материальные ценности и т.п.), и, как следствие, падению прибыли и соответственно рентабельности его деятельности.

Кроме того, рост инфляции приведет к увеличению стоимости заемных  средств, что может привести к нехватке оборотных средств. При росте инфляции планирует повысить оборачиваемость оборотных средств.

Правовые риски. Факторы правовых рисков, связанных с деятельностью предприятия, по локализации делятся на две большие группы: внешние и внутренние.

Внешние факторы правовых рисков существуют самостоятельно, т.е. вне зависимости от возможностей самого предприятия. К данной категории факторов правовых рисков относятся форс-мажорные (чрезвычайные) обстоятельства, злоумышленные действия третьих лиц в форме

противоправных посягательств  на имущественные и иные защищаемые законом права и интересы, изменение  действующих или принятие новых  правовых актов, административные действия в виде запрета на платежи за границу или введения эмбарго, и др.

К правовым рискам на внешнем  рынке относятся:

1) риски, связанные с  неблагоприятным  изменением налогового и иного законодательства в странах, в которых предприятие осуществляет свою внешнеэкономическую деятельность или с организациями которых осуществляет договорные отношения;

2) риски, связанные с  применением мер административного  воздействия со стороны государственных органов иностранного государства, которые могут быть вызваны, в том числе, и политическими, экономическими либо иными причинами, не зависящими от деятельности;

3) риски, связанные с  возможными судебными процедурами,  на увеличение опасности которых могут оказать заметное влияние вероятное определенное предвзятое отношение судебного органа.

Внутренние факторы правовых рисков – это факторы, порождаемые непосредственной деятельностью и в значительной степени находящиеся в зависимости от профессионального уровня менеджмента и работников. К данной категории факторов правовых рисков следует отнести риск признания сделки недействительной, риск ненадлежащего исполнения заключенной сделки, например, получения продукции ненадлежащего качества или с опозданием, риск потерь по внутренним злоупотреблениям, риск утраты позиций на рынке и т.п.

К правовым рискам предприятия на внутреннем рынке следует отнести:

1) риски, связанные с  изменением валютного законодательства:

В связи с тем, что предприятие в незначительной степени осуществляет экспорт и импорт продукции, риски изменения валютного регулирования следует считать незначительными;

2) риски, связанные с  изменением налогового законодательства:

Изменение налогового законодательства, в части увеличения налоговых  ставок или изменения порядка и сроков расчета и уплаты налогов, может привести к уменьшению чистой прибыли общества;

3) риски, связанные с  изменением правил таможенного  контроля и пошлин:

В соответствии с тем, что  предприятие в незначительной степени осуществляет экспорт и импорт продукции, риски изменения правил таможенного контроля и пошлин следует считать незначительными;

4) риски, связанные с  изменением судебной практики  по вопросам, связанным с деятельностью предприятия (в том числе по вопросам лицензирования), которые могут негативно сказаться на результатах его деятельности, а также на результаты текущих судебных процессов, в которых

участвует предприятие:

Риски, связанные  с деятельностью предприятия

Риски, связанные с текущими судебными процессами, в которых  участвует предприятие: у предприятия отсутствуют судебные процессы, участие в которых может существенно отразиться на финансово-хозяйственном состоянии.

Риски, связанные с отсутствием  возможности продлить действие лицензии предприятия на ведение определенного вида деятельности либо на использование объектов, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы): риск, связанный с отсутствием возможности продлить действие лицензии, в настоящее время отсутствует. Предприятие не использует объекты, нахождение которых в обороте ограничено.

Риск, связанный с ответственностью предприятия по долгам третьих лиц, в том числе дочерних обществ: риск, связанный с ответственностью предприятия по долгам третьих лиц, в том числе дочерних обществ, отсутствует.

Риски, связанные с возможностью потери потребителей, на оборот с которыми приходится не менее чем 10 процентов общей выручки от продажи продукции (работ, услуг) предприятия: потребителями продукции (работ, услуг) Предприятия, на оборот с которыми приходится не

менее 10% общей выручки, являются субъекты Российской Федерации. Риск, связанный с возможностью частичной потери этих потребителей – снижение объемов выполняемых подрядных работ в условиях экономического и финансового кризиса, является существенным.

Иные риски, связанные  с деятельностью предприятия:

а) при существующих взаимоотношениях участников подрядного рынка предприятие не защищен от риска взыскания субподрядчиками задолженностей за выполненные ими работы и применения санкций за несвоевременную оплату выполненных работ в арбитражном порядке, несмотря на то, что причиной задолженности являются неплатежи заказчиков за выполненные предприятием работы. В то же время вероятность взыскания задолженностей и применения санкций к заказчикам со стороны предприятия низка, так как обычно в роли заказчиков выступают структуры, выполняющие чисто технические функции и не имеющие достаточных собственных активов, сопоставимых с размерами задолженностей;

б) инвестиционный, отражающий состояние вложений предприятия в уставные капиталы хозяйственных обществ. Предприятие имеет в собственности пакеты акций (долей) в уставном капитале предприятий

различного профиля. Размеры  этих пакетов колеблются от ста до нескольких процентов, и целесообразность их приобретения обосновывается производственной или экономической необходимостью. Вместе с тем сохраняется положение, при котором в ряде случаев произведенные инвестиции не приносят значительных доходов, однако инвестиционный риск неизбежен, так как предприятие, инвестируя свои средства в приобретение акций (долей) других предприятий и отказываясь от

определенной части материальных благ сегодня, обоснованно надеется укрепить свою конкурентоспособность в будущем.

В число рисков российского  сектора инфраструктурного строительства  в целом и Мостотреста в частности, на наш взгляд, входят следующие. 

Сильная зависимость  от инвестиционного климата в  России. Практически все проекты строительства транспортной инфраструктуры России за последние 5 лет выполнялись по инициативе и за счет государственного финансирования, и только треть приходилась на частные инвестиции.  Программа развития транспортной системы 2010-2015 гг. предполагает, что 59% запланированного финансирования будет происходить за счет внебюджетных источников. Приток частных инвестиций тесно связан с государственной поддержкой.  Поэтому,  мы считаем,  что любое ухудшение экономической ситуации в стране, за которым последует сокращение государственных инвестиций,  будет приводить к резкому сокращению объемов частного финансирования и отказу частных компаний от участия в реализации новых проектов,  что выльется в рост незавершенного строительства.  В подтверждение этому достаточно посмотреть на выполнение программы по развитию транспортной системы в период 2005–2009 гг. В 2009  г.  правительство объявило о сокращении объемов финансирования программы,  за которым последовал резкий отток частных инвестиций в сектор. Если в период 2005-2008  гг.  план финансирования выполнялся в среднем на 94%,  то в 2009  г.  план был

выполнен только на 79%.

Бюрократизация  увеличивает расходы строителей.  Федеральная программа развития транспортной системы России слабо адаптирована к изменениямвнешних условий,  возникающих в процессе реализации проекта.   Недостаточная гибкость проектной документации к изменениям внешних условий оставляет проблему излишней бюрократизации процедур корректировки нерешенной и не позволяет обеспечить своевременное выявление недостатков и сбоев для достижения необходимых результатов.  Поэтому как Мостотрест,  так и любая другая строительная компания могут испытывать трудности со своевременным выполнением условий контрактов,  а следовательно,  нести дополнительные расходы, не поддающиеся калькуляции.

Фиксированная стоимость  контракта –  риск доходности.  Государственные тендеры на строительство проектов в России,  как правило,  предполагают фиксированный объем оплаты за его выполнение,  что,  на наш взгляд,  создает определенные риски для строительных компаний.  Например,  рост стоимости строительных материалов приведет к снижению доходности проекта. Несмотря на то,  что в России существует закон (94-ФЗ),  который позволяет пересматривать стоимость контракта,  процесс пересмотра связан с определенными бюрократическими сложностями. Мостотрест предварительно изучает проекты до момента участия в тендере, что позволяет минимизировать возможные риски.

Доля владения ИТС и ТСМ не предоставляет  полного контроля. Мостотрест владеет 51%  ИТС и 50.1%  ТСМ и не обладает полным контролем над компаниями,  что,  на наш взгляд,  несет определенные корпоративные риски.  Например, в случае конфликта интересов между акционерами, Мостотрест может столкнуться с трудностями при у тверждении документов, требующих не менее 2/3  голосов акционеров.

Риски индустрии

Уменьшение государственных  инвестиций в инфраструктурные проекты.

Бизнес компаний отрасли  в значительной степени зависит  от инвестиций государства в инфраструктурные проекты, так как государственные  структуры в большинстве случаев  выступают в них в качестве заказчиков. Однако в среднесрочной  перспективе мы считаем риск снижения госинвестиций минимальным. Например, выделенные в Инвестиционный фонд средства не удалось освоить и на треть  ни в 2006, ни в 2007 году: в 2006 году было использовано около 9 млрд руб., в 2007-м, по прогнозу министра финансов, будет использовано не более 20-30 млрд руб.

Рост конкуренции 

Все инфраструктурные компании на российском рынке имеют оборот меньше $1 млрд (оборот самой крупной  из них, Мостотреста, немного меньше $600 млн). В случае, если компании не будут  создавать альянсы и между  ними начнутся ценовые войны, это  может помешать им получить доступ к крупным проектам.

Непрозрачность  отрасли 

Строительство инфраструктурных объектов – традиционно одна из самых закрытых отраслей. Из всех компаний отрасли только Мостотрест планирует  вести отчетность по стандартам МСФО.

Специфические риски компании

Зависимость от крупных  проектов

Две трети доходов Мостотреста  в 2006 году приходятся на 13 проектов, при  этом 5 из них составили около 50% доходов  компании, а два крупнейших проекта  – лот №1 КАД и строительство  вантового моста в Серебряном бору – около 30%. Это говорит о  большой зависимости компании от крупных проектов. В текущем году она планирует начать работы по строительству  метрополитена в Нижнем Новгороде.

Зависимость от изменений  цен на сырье 

По данным компании, затраты  на сырье составляют 44% себестоимости  работ. Это означает, что результаты компании сильно зависимы от изменения  цен на материалы.

Риск невыполнения прогнозов по маржевому доходу. Если приобретение Мостотреста менеджментом Северстальтранса было предпринято с целью перепродажи, основной их задачей станет увеличение оборота компании. В этом случае может пострадать ее доходность, и тогда наши прогнозы по марже могут оказаться чрезмерно оптимистичными.

Риски ключевых проектов. Неопределенность вокруг трех ключевых проектов, на долю которых приходится примерно 40% совокупного портфеля Группы, формирует дополнительные риски для будущих доходов Мостотреста. Так, первоначально старт работ на первом участке автодороги Москва–Санкт-Петербург планировался на лето 2010 года, однако проект не запущен до сих пор. Работы на участке 4-го транспортного кольца пока идут полным ходом, но мэр Москвы неоднократно высказывался о нецелесообразности строительства данного объекта, и мы не можем исключать внезапного пересмотра параметров проекта. Сроки строительства ЖД ветки Нарын-Лугокан, которое планировалось завершить в 2012 году, вероятно, будут пересмотрены.

Информация о работе Программа управления рисками ОАО «Мостотрест»