Профессиональный отбор персонала организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Особенно остро этот вопрос стоит в отношении тех видов профессий, в которых даже небольшая ошибка, обусловленная психическими особенностями работника — неустойчивостью внимания, некоординированностыо движений, неумением быстро сориентироваться в обстановке и принять решение и т. п., — может привести к серьезной аварии и даже катастрофе, имеющей своим следствием разрушение дорогой техники и гибель людей.

Цель данной работы: рассмотреть проблему профессионального отбора, а в частности его психологические аспекты.

Содержание

Введение 3
1. Психологические аспекты профессионального отбора 4
1.1. Сущность и условия организации эффективного психологического отбора 4
1.2. Критерии профессиональной пригодности в отборе 12
2. Профессиональный отбор персонала организаций 17
2.1. Профессиональный отбор как элемент управления персоналом 17
2.2. Особенности деятельности в системах «человек — техника» 19
2.3. Особенности деятельности в системах «человек — человек» 20
2.4. Особенности деятельности в системах «человек — природа», «человек — знак», «человек — художественный образ» 22
Заключение 24
Использованная литература 25

Работа содержит 1 файл

психологические аспекты профиссионального отбора.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

       Здесь большую важность приобретает вопрос о том, как должно быть организовано упражнение, служащее средством отбора. Не исключено, что обучение навыку должно быть индивидуализировано в зависимости от индивидуальных психофизиологических качеств кандидата и, в частности, от свойств его нервной системы. В конечном счете такая индивидуализация должна стать обязательной; и не только при отборе, но и в особенности при прохождении основного курса; она необходима потому, что индивидуальные свойства нервной системы во многом определяют индивидуальный стиль работы данного человека.

       Все сказанное означает, что мысль  о «быстром», кратковременном отборе, по крайней мере сейчас, должна быть оставлена. Понятно, что исследование динамики образования навыка, тем более сравнительно сложного, не может длиться один или два дня и неизбежно займет более длительное время. Это может показаться серьезным минусом предлагаемого метода отбора, однако есть все основания думать, что этот недостаток будет компенсирован большей предсказательностью метода: если обучение продолжается год или два, то затрата в начале обучения двух или трех недель на определение индивидуальных характеристик обучаемости, несомненно, более выгодна, чем отсев  или выпуск специалистов со слабой подготовкой. Не исключено, что впоследствии мы и придем к возможности быстрого «однодневного» отбора; сейчас же следует помнить, что всякая критика тестового метода без отказа от быстрого отбора есть в настоящее время пустая критика. 7

       Итак, предсказание одной из двух важнейших  характеристик субъекта, подлежащего  испытанию с целью определения  его профессиональной пригодности  — его «учебной» характеристики, должно, вероятно, основываться на результатах, показанных или в процессе формирования у него навыка или комплекса навыков, в определенной степени моделирующего основной учебный процесс. Однако, как уже было сказано, хороший прогноз способности к обучению отнюдь не означает хорошего прогноза относительно поведения человека в действительных, а особенно экстремальных рабочих условиях. Это связано с тем, что реальная рабочая обстановка предъявляет высокие требования не только к обученности, но и к целому ряду чисто личностных качеств, из которых одни более или менее легко поддаются целенаправленному воздействию или воспитанию, а другие являются более стойкими, косными и практически не меняются под влиянием жизненного опыта субъекта. К чертам первого рода относятся главным образом морально-характерологические качества личности вместе с волевыми особенностями, такие как целенаправленность, трудолюбие, чувство долга и ответственности, решительность, мужество, настойчивость и многие другие. Эти черты можно условно обозначить как «психологические личностные качества», поскольку нейрофизиологические их основания неизвестны и едва ли будут определены в ближайшем будущем. Качества второй группы в их проявлениях в поведении человека находятся в более тесной связи с нейрофизиологическими особенностями субъекта, и связь эта, если не раскрыта еще полностью, то может быть с большим или меньшим основанием указана или предположена. Эти качества могут быть поэтому охарактеризованы как «психофизиологические качества индивидуальности». Имеются в виду такие черты личности, как эмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка, способность к сосредоточению, психическая выносливость, объем и распределение внимания, переключаемость и т. д. Все они могут быть истолкованы как более или менее близкие проявления свойств нервной системы индивида и в качестве таковых допускают более точную интерпретацию и экспериментальное определение по сравнению с «психологическими личностными качествами».

       Несмотря  на значительное различие между двумя этими группами личностных качеств, обе они играют весьма значительную, а подчас, вероятно, решающую роль в обеспечении той характеристики субъекта, которая непосредственно связана с «боевой» или «рабочей» его эффективностью и которую мы обозначаем термином «надежность», имея в виду прежде всего «сохраняемость», стабильность, устойчивость выполнения индивидом заданных ему функций. Важность качеств, относящихся к «психологической» группе, трудно переоценить: опыт изучения огромного числа экстремальных ситуаций военного и мирного времени показывает, что черты морального и социального облика человека и его характерологические особенности сплошь и рядом оказываются теми факторами, которые решающим образом влияют на успешность работы человека в самых тяжелых и необычных положениях. Поэтому не учитывать этих качеств при отборе персонала, в частности, для выполнения тех функций, которые связаны с опасностью, риском, возникновением непредвиденных угрожающих ситуаций и т. д., было бы неправильно. Однако ясно, что определение этих качеств вряд ли может производиться путем применения каких-то специальных приемов отбора; основную роль здесь должно играть компетентное суждение лиц, длительное время связанных с кандидатом в профессиональном отношении.

       Что касается качеств «психофизиологической» группы, то и они сами, и в особенности свойства нервной системы, функцией которых они являются, несомненно, поддаются экспериментальному определению и количественному изучению. Поэтому введение методов их определения в систему отбора для тех профессий, в которых они имеют существенное значение, кажется возможным и весьма желательным. Нужно сказать, однако, что в проблеме свойств нервной системы человека, а в еще большей степени в проблеме их психофизиологических проявлений, далеко не все вопросы являются решенными.

    1.2. Критерии профессиональной  пригодности в  отборе

       В основе принятия экспертного решения  в профотборе лежит оценка профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность  — это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека в овладении какой-либо профессиональной деятельностью. В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям, в том числе по показателям физической подготовленности; по данным образовательного ценза или конкурсным экзаменам; с помощью психологического обследования (психологический отбор); с учетом некоторых показателей, отражающих социальное лицо претендента (социальный отбор); с учетом достигнутого уровня профессиональной адаптации и др.

       В процессе отбора можно выделить несколько  взаимосвязанных этапов. 8

       1. Психологическое изучение профессии  с целью выявления требований  к человеку. При этом должна  быть раскрыта внутренняя структура  деятельности и дан не просто  перечень психических и психомоторных процессов, находящихся под наибольшей нагрузкой, а целостная картина их взаимосвязи и воплощения в профессиональной эффективности. Такое изучение (профессиография) завершается подробной характеристикой профессии — профессиограммой и психограммой.

       2. Выбор психодиагностических методов  исследования, в том числе тестов, в наибольшей мере характеризующих  те психические процессы и  профессиональные действия, в отношении  которых надлежит оценивать профессиональную  пригодность. 

       3. Психодиагностика — психологическое изучение претендентов на овладение профессией, оценка их общего развития, направленности на овладение данной профессией, степени развития у них качеств, наиболее важных для успехов в овладении профессией, и оценка способности выполнения ими элементов целостной деятельности в различных условиях.

       4. Психологический прогноз успешности  обучения и последующей деятельности  на основе сопоставления сведений  о требованиях профессии к  человеку и полученных психодиагностических  данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств (с учетом времени, отводимого на обучение); вероятности адаптации к профессии; возможности появления экстремальных воздействий.

       Среди медицинских критериев профессиональной пригодности особое внимание обращается на ряд противопоказаний, которые  могут предопределять снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью. К ним относятся противопоказания в отношении психического здоровья; в отношении состояния нервной системы; по основным анализаторным системам (слух, зрение); по состоянию сердечно-сосудистой и дыхательной систем; по состоянию опорно-двигательного аппарата и мышечной системы; по ЛОР-органам и в частности по вестибулярной функции; по речевой функции и др. В определенных профессиях могут предъявляться особые требования к тактильной чувствительности, остроте зрения и цветоощущению, барофункции и многим другим медицинским показателям. В некоторых случаях учитываются антропометрические показатели и физическая тренированность (например, рост, сила или выносливость и др.).9

       Отбор по данным образовательного ценза проводится в целом ряде видов профессионального труда. Оценка профессиональной пригодности при этом определяется особенностями учебной или трудовой деятельности, в отношении которой проводится отбор, а также наличием соответствующего конкурса претендентов.

       Социальный  отбор предусматривает изучение автобиографии, характеристик с места работы или учебы и др. Соответствующее внимание при этом может быть уделено беседе по определенной программе, проведению специального сочинения на тему, при обсуждении которой претендент способен показать свою социальную зрелость и соответствующие познания. При необходимости жесткого отбора возможно также изучение претендента в процессе выполнения им специальных трудовых и общественных поручений.

       Отбор должен сочетать прогноз успешности обучения с более длительным прогнозом последующей трудовой деятельности. В связи с этим личностный подход и оценка общественного лица претендента на какую-либо профессиональную деятельность (например, оценка умения руководить, работать в коллективе и т. п.) является не менее важным компонентом психологического отбора, чем, например, исследование психомоторных способностей или способностей к широкому распределению внимания и т. п.

       Наиболее  сложной, спорной и наименее изученной  частью в исследованиях профессиональной пригодности является оценка интеллектуальных способностей. Однако существующие тесты характеризуют отнюдь не способности, тем более в отношении интеллектуальной деятельности, а отражают в некоторой мере наличный уровень развития знаний, умений и навыков. Что же касается способностей, то о них можно судить только на основании длительного, пролонгированного изучения тех или иных психологических показателей с учетом их динамики на фоне высокой мотивации к выполнению, а также индивидуально-типологических черт и ряда других нетестовых параметров.

       Тот факт, что при определении профессиональной пригодности оценивается уровень  наличной подготовки, не снижает в  ряде случаев возможности вероятностного прогноза успехов в обучении и  деятельности. Особенно эффективный  прогноз может быть проведен в профотборе к профессиям, обучение которым проводится в ограниченные сроки и при очень высоких материальных затратах. Дело в том, что начиная обучение с более высокого уровня развития тех или иных психических, психомоторных или физических качеств и наличия соответствующих знаний и навыков, абитуриент имеет важные преимущества в овладении навыками и знаниями, имеющими сходство с наличными. Так, люди, обладающие способностью быстрого переключения и широкого распределения внимания (баскетболист, шофер), в большинстве случаев легче овладевают навыками пилотирования самолетом Среди лиц, не имеющих такого опыта, некоторые могут в потенции обладать самыми блестящими способностями, которые еще не раскрылись.

       Критерии  профессиональной пригодности в  психологическом отборе могут охватывать такие черты личности, как честность, справедливость, принципиальность, чувство коллективизма, смелость, решительность, настойчивость, готовность взять на себя ответственность в трудный момент и др. В ряде профессий особое значение имеют организаторские способности, умение планировать работу, руководить, требовать. Во всех случаях особое значение имеет степень осознанности и прочности мотивации к избранной профессии. В большом количестве профессий операторского профиля особую роль играют также эмоциональная устойчивость и некоторые психические и психомоторные качества. 10

       В психологическом отборе большую  важность имеет также достаточный  объем применяемых методик, позволяющий  оценить исследуемые качества под  разными ракурсами и на разных уровнях, что помогает также определить возможности компенсации и выбора индивидуального стиля деятельности для обследуемых. Хотя условия отбора предопределяют обычно применение экспресс-методов, совершенно необходимо в проводимых тестах оценивать не только конечный результат выполнения задания, но и динамику, неоднократно повторяя измерения. Это необходимо, поскольку индивидуальная динамика формирования двигательных навыков может ввести в заблуждение эксперта, если число измерений будет недостаточным. В определении профессиональной пригодности ценную информацию можно извлекать из так называемых «нетестовых параметров», среди которых наиболее важны сведения о прошлом профессиональном и спортивном опыте, о возрасте испытуемых, анамнестические данные об их школьных и профессиональных интересах, сведения о физической подготовленности, данные о социальном положении и др.

       Оценивая  профессиональную пригодность в  профотборе, многие авторы ориентируются  прежде всего на поиск лиц с  высоким уровнем развития некоторых качеств, наиболее важных Для достижения успехов в обучении и деятельности (подход по максимуму), другие, напротив, стараются главным образом выявить и устранить лиц с низкими показателями по профессионально важным качествам (подход по минимуму). Выбор подхода во многом зависит от конкурса претендентов и сложности профессии. Более эффективным является второй подход, так как характеристики подавляющего большинства технических объектов рассчитаны на обслуживание их не особо одаренными лицами, а людьми, способности которых не ниже некоторого среднего уровня. Выявление лиц с показателями «ниже среднего» уровня позволяет вероятностно прогнозировать их неудачи в обучении и деятельности и рекомендовать им специальную психофизиологическую тренировку или выбор другой профессии. При реализации «подхода по минимуму» минимально допустимые показатели тестов обычно определяются размерами конкурса, но в ряде случаев они могут быть четко определены только требованиями профессии.11

Информация о работе Профессиональный отбор персонала организаций