Проектное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

Переход на проектные методы управления связан, в первую очередь, с ликвидацией организационной системы, основанной на планово-распределительных методах управления и переходом к рыночным отношениям.

В России формируются условия широкого использования методологии управления проектами. Данный метод — эффективное средство управления в реальных российских условиях и, в то же время, проверенный инструмент реализации инвестиционных проектов необходимого качества, в установленные сроки, в рамках принятого бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
ТЕОРИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………..5
1.1. Основы проектного управления…………………………………………5
1.2. Разработка проекта………………………………………………….…..13
ПРАКТИКА ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………..24
2.1. Проблемы управления проектом…………………………………..…..24
2.2 Проектные риски……………………………………………………...…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Проектное управление - курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

   Методы  управления проектами позволяют:

  • определить цели проекта и провести его обоснование;
  • выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);
  • определить необходимые объемы и источники финансирования;
  • подобрать исполнителей – в частности, через процедуры торгов и конкурсов;
  • подготовить и заключить контракты;
  • определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы
  • рассчитать смету и бюджет проекта;
  • планировать и учитывать риски;
  • обеспечить контроль над ходом выполнения проекта.

   Управление  проектами — методология организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

   Представляет  интерес и «процессная» концепция управления проектами, получившая распространение на Западе. Суть ее состоит в том, что сложная интегрированная природа проектного управления описывается через процессы, из которых оно состоит, и их взаимосвязи. В данном случае под процессами понимаются действия и процедуры, связанные с реализацией функций управления.

   Без преувеличения можно сказать: в  сегодняшней России происходят наиболее масштабные изменения в экономике, управлении, укладе жизни. Эти изменения не только масштабны, но и беспрецедентны — ни в одной другой стране мира за столь короткий срок не происходила коренная ломка одной экономической системы и формирование другой.

   Все многообразие процессов, происходящих при этом, можно представить как совокупность социальных, технических, организационных, экономических проектов. Если научиться этими проектами управлять, а руководители, призванные принимать решения, будут прислушиваться к рекомендациям профессиональных управляющих проектами, можно утверждать, что проводимые в стране реформы будут идти успешнее.

   Вместе  с тем понятно, насколько сложно реализовать на практике систему  управления согласно современным реалиям.

   Главные области изменений в сегодняшней России, являющиеся предпосылками применения и одновременно потенциальной сферой интересов проектного управления:

  • ликвидация планово-распределительной системы, основанной на принудительном и волевом администрировании, начало формирования правовой системы регулирования; изменение отношений собственности (разгосударствление предприятий и организаций, акционирование, приватизация и др.);
  • процесс демонополизации производителей различного рода товаров и услуг;
  • изменение рынка — переход к относительному балансу предложения и платежеспособного спроса;
  • изменение организационных форм (в соответствии с изменениями отношений собственности и рынка), сопровождающееся децентрализацией управления и постепенной передачей определенных функций на места;
  • изменение производственной системы, «подстраивающейся под рынок»;
  • изменение методов и средств управления — в частности, переход на идеологию программного управления;
  • отмена государственной монополии в области внешней торговли;
  • формирование рынка инвестиционных проектов, недвижимости, ценных бумаг, подрядных и других работ;
  • создание рынка инвестиционных компаний, инжиниринговых и консалтинговых фирм, предлагающих свои услуги в области экономической, управленческой, информационной поддержки проектов;
  • появление в инвестиционной сфере первых проектно-ориентированных структур, создаваемых как на основе государственных, так и частных предприятий и компаний;
  • определенные изменения в психологии управленцев;
  • развитие новых информационных технологий;
  • активное привлечение к реализации инвестиционных проектов иностранных подрядчиков и инвесторов, которые традиционно широко используют методологию управления проектами;
  • создание новых рыночных структур, работающих с проектами (инвестиционные фонды, финансовые компании, коммерческие банки и др.), которые строят свою работу на проектной основе.

   Объективно  возрастает сложность управления экономикой в связи с увеличением числа субъектов управления, усложнением их действий, снижением уровня профессионализма управленческого персонала. Современная инвестиционная политика направлена на финансирование проектов, реализуемых в минимальные сроки и способных принести максимальную прибыль. В таких условиях новый метод становится проверенным инструментом реализации любых проектов необходимого качества, в установленные сроки, в рамках принятого бюджета.

   Вместе  с тем, имеется ряд ограничений, существенно сдерживающих распространение новой методологии как для управления крупными проектами, так и комплексными программами. К ним относятся: общий спад производства и неустойчивое функционирование экономики; недостаточная политическая стабильность (как дополнительный фактор риска); резкое сокращение государственных инвестиций и спад инвестиционной активности; устойчиво высокая инфляция; недостаточная развитость кредитно-финансовой и банковской систем, сдерживающая оборот инвестиций и капиталов; отсутствие надежной системы обеспечения гарантий и льгот для инвесторов. 

   1.2. Разработка проекта.

   После формирования определенного числа  альтернативных идей проекта специалист — аналитик проекта должен выполнить  предварительную экспертизу и исключить из дальнейшего рассмотрения заведомо неприемлемые. Причины, по которым идея может быть отклонена, имеют весьма общий характер. Например:

  • недостаточный спрос на продукцию проекта или отсутствие его реальных преимуществ перед аналогичными видами продукции;
  • чрезмерно высокая стоимость проекта (имеется в виду не только экономическая, но и социальная или, например, экологическая);
  • отсутствие необходимых гарантий со стороны заказчика проекта (или правительства); чрезмерный риск;

   В процессе формирования инвестиционного замысла проекта должны быть получены ответы на следующие вопросы:

  • цель и объект инвестирования, место (район) размещения;
  • продукция проекта — характеристика и объем выпуска;
  • срок окупаемости;
  • доходность проекта;

   ♦ назначение, мощность и основные характеристики объекта 
инвестирования;

   ♦ предполагаемые источники и схема финансирования.

   Цели  и задачи проекта должны быть четко  сформулированы, т. к. только при этом условии может быть проработан следующий  шаг — формирование основных характеристик проекта. К числу таковых можно отнести:

  • наличие альтернативных технических решений;
  • спрос на продукцию проекта;
  • продолжительность проекта - в том числе его инвестиционной фазы,
  • оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги) проекта;
  • перспективы экспорта продукции проекта;
  • сложность проекта;
  • исходно-разрешительная документация;
  • инвестиционный климат в районе реализации проекта;

   ♦ соотношение затрат и результатов проекта.

   Если  проект достоин дальнейшего рассмотрения, определяют состав сведений, которые потребуются для его разработки, включая:

  • детальный маркетинг;
  • инженерно-геологические изыскания;   
  • оценку окружающей среды и местных источников сырья;
  • политическую обстановку в регионе, республике, стране;
  • социокультурную характеристику населения.

   Начальная фаза имеет принципиальное значение для потенциального инвестора (заказчика, кредитора). Им выгоднее потратить деньги (часто немалые) на изучение вопроса  «быть или не быть проекту» и при  отрицательном ответе отказаться от идеи, чем начать бесперспективное дело.

   Итак, на данном этапе инвестор (заказчик, кредитор) должен определить:

  • инвестиционный замысел (идею) проекта;
  • цели и задачи проекта;
  • как проект выглядит (в общих чертах);

   ♦ предварительно проанализировать осуществимость проекта;

   Если  идея проекта оказалась приемлемой, можно приступить к более детальной проработке, осуществляемой методами проектного анализа.

   Цель  проектного анализа — определить результаты (ценность) проекта.

   Результаты  и затраты по проекту можно определить (для одного вида ресурсов и одного вида продукции) следующим образом:

  • Прирост объема продукции проекта
  • Прирост объема ресурсов на производство

   Принято различать следующие виды проектного анализа:

  • организационный (институциональный);
  • социальный;
  • экономический.
  • финансовый;
  • коммерческий;
  • технический;
  • экологический;

   До  принятия решения об осуществлении  проекта необходимо рассмотреть  все его аспекты на протяжении всего проектного цикла.

   Содержание  контроля проекта состоит в определении  результатов деятельности на основе оценки выполнения работ и сравнения с планируемыми показателями.

   Система контроля проекта представляет собой  часть общей системы управления проектом, между элементами (подсистемами) которой имеются обратные связи и возможность изменения ранее заданных показателей. То есть при любом нарушении хода выполнения проекта формируется ответное воздействие, направленное на уменьшение возникшего отклонения от плана с учетом изменений в окружающей среде.

   Обычно  вследствие непредсказуемых изменений внешнего окружения проекта и непредвиденных обстоятельств в самой организации длительность выполнения проекта, фактическая стоимость, а иногда и технология выполнения работ, составляющая основу процесса, отличаются от запланированных. На практике только 5% проектов реализуются в соответствии с первоначальными планами. Чем сложнее и технологичнее проект, тем чаще возникает необходимость перепланирования, и тем большая нагрузка ложится на систему управления проектом, на ее подсистемы планирования и контроля.

   Кроме того, с течением времени могут  измениться и потребности, для удовлетворения которых разрабатывался проект. Первоначальный план может оказаться несостоятельным из-за различных факторов, например, из-за сдвига сроков начала проекта, пересмотра условий финансирования, изменения потребностей, неточного планирования зависимостей между работами, временных оценок и ресурсных ограничений для работ, задержки в передаче рабочей документации или отсутствия необходимого оборудования у подрядчиков, непредвиденных технических затруднений или изменений внешних условий.

   Тем не менее, все основные элементы проекта должны контролироваться руководством. Менеджер должен определить процедуру и установить последовательность сбора данных через определенные интервалы времени, производить анализ полученных данных, анализировать текущие расхождения фактических и плановых показателей и прогнозировать влияние текущего состояния дел на выполнение оставшихся объемов работ и т. д.

   Система управления проектом должна обеспечивать корректирующие воздействия там и тогда, где и когда они необходимы. Например, если происходит задержка окончания отдельных работ, то, например, ускорить их выполнение можно за счет перераспределения трудовых ресурсов и оборудования. Если же задерживается поставка проектной документации, увеличиваются затраты на материалы и оборудование, субподрядчики срывают директивные сроки, то необходимо пересмотреть план проекта. Коррекция плана может быть ограничена пересмотром параметров работ, а может потребовать разработки совершенно новой сетевой модели, начиная с текущего состояния и до момента окончания проекта.

Информация о работе Проектное управление