Проектирование систем информационного обеспечения управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы является оценка эффективности готовой информационной системы и системы, разработанной самостоятельно с указанием основных преимуществ и недостатков при использовании того или другого проектного решения.
Для достижения указанной цели определены следующие исследовательские задачи:
Анализ основных возможностей информационных систем управления.
Рассмотрение необходимости выбора определенной системы для конкретного предприятия.
Решение проблем выбора необходимого ERP-комплекса, а также выявление причин невозможности его внедрения на некоторых предприятиях.
Выделение основных требований к системе, общих для всех потребителей.
Анализ готовых информационных систем на примере конкретного ERP-комплекса.
Рассмотрение основных характеристик и возможностей примера проекта автоматизации управления предприятием.
Оценка возможностей и эффективности новой системы, разработанной самостоятельно.
Сравнение результативности готовых и новых систем управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ВО ВНЕДРЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ. 6
1.1 Необходимость выбора информационных систем. 6
1.2 Проблема выбора и причины невозможности внедрения ERP-системы на предприятии. 8
ГЛАВА 2. ВЫБОР, ТРЕБОВАНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ГОТОВОЙ ERP-СИСТЕМЫ 12
2.1 Требования к ERP системе. 12
2.2 ERP-система «КОМПАС» – многофункциональная альтернатива западных информационных систем. 15
2.3 Преимущества и недостатки готовых информационных систем управления. 16
2.4 Экономическая эффективность готовой ERP-системы. 17
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. 23
3.1 Выбор между покупкой и разработкой информационной системы. 23
3.2 Сложности при разработке собственной ERP-системы. 23
3.3 Преимущества и недостатки самостоятельной разработки информационной системы. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 72.55 Кб (Скачать)

Рассмотренные источники  экономической эффективности тесно  связаны между собой, и поэтому  не совсем правильно оценивать экономическую  эффективность системы как сумму  эффективностей подсистемы - интегральный эффект от внедрения комплексной  системы будет выше.

Если процессу внедрения  предшествуют выстраивание бизнес-процессов  компании, устранение недостатков действующей  системы и при этом учитываются возможности планируемой ERP-системы, эффект от внедрения последней будет заметно выше.

В настоящее время сложились  два основных подхода к оценке экономической эффективности:

  • на основе данных о результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельности после внедрения ERP-систем в аналогичных (подобных) компаниях;
  • на основе прогноза показателей производственно-хозяйственной деятельности конкретного предприятия после внедрения ERP-системы.

Учитывая, что предприятий, внедривших ERP-системы в полном объеме, сегодня в России практически  нет, а использование западных данных не совсем корректно (другая экономическая  среда), возможности применения первого  подхода ограниченны.

Первый подход может быть успешно применен при решении  задачи выбора пути автоматизации для  вновь создаваемых предприятий  или компаний, планирующих расширение бизнеса за счет роста доли на рынке  или расширения видов деятельности. В данном случае речь может идти об условной оценке экономической эффективности. В качестве исходной информации могут  использоваться данные о результатах  внедрения ERP-систем на российских и  западных предприятиях, уточненные с  учетом специфики создаваемого бизнеса, предполагаемых масштабов деятельности, особенностей экономической среды  и т. д. - с одной стороны, и функциональности создаваемой системы и других проектных решений - с другой.

С известной степенью приближенности для получения предварительной оценки, данные о результатах внедрения ERP-систем могут быть использованы не только для вновь создаваемых, но и для действующих предприятий. В этом случае исходные данные следует уточнить с учетом особенностей функционирования предприятий.

Для действующих предприятий  степень обоснованности ожидаемых  экономических последствий будет  выше, если оценка экономической эффективности  опирается на подход, основанный на выявлении потерь и резервов, возникающих  от принятия некачественных управленческих решений из-за недостаточного информационного  обеспечения.

Как правило, экономическая  эффективность оценивается силами привлеченных консультантов - проектировщиков  системы - при активном участии специалистов компании. Подобная оценка может быть осуществлена и собственными силами компании при условии, что она  располагает специалистами, владеющими методами анализа бизнес-процессов  и имеющими опыт построения функционала ERP-систем. Следует отметить, что  в некоторых случаях бывает полезно  привлечение независимого эксперта для участия в оценке качества и эффективности предлагаемых разработчиком  системы проектных решений.

Расчет экономического эффекта  не проводится или проводится поверхностно по причине того, что это тяжело, трудно и, по мнению большей части руководителей, не нужно. Для обоснования требуется подробный анализ возможных выгод, который возможен только при детальном понимании экономики компании. Необходим тщательный расчет явных и скрытых затрат на проект, что требует опыта проведения нескольких таких проектов. На это никогда нет времени и жалко денег, тем более что ответ может оказаться отрицательным: внедрять пока не надо. Гораздо проще принять решение, основываясь на предположении, что внедрение системы решит наболевшие вопросы сразу нескольких руководителей подразделений компании, а на предприятии, наконец, будет достигнут столь желанный руководителю «порядок». Но это не более чем предположение. Если же решение принято, компанию ждет масса работы. Придется создать систему измерения показателей эффективности, заложенных в обоснование проекта. Если такой системы нет, значит и экономического эффекта нет -- во всяком случае его невозможно измерить. Потом следуют тщательный выбор системы, партнера по внедрению, отбор и обучение участников проекта. Потребуется план замещения сотрудников, занятых на проекте (не стройте иллюзий – на проекте должны работать лучшие люди компании, которые никогда не вернутся на свои старые рабочие места). И это далеко не полный перечень мероприятий, которые нужно проделать до того, как приступать к внедрению -- потом заниматься этим будет некогда. Неумолимый счетчик начнет отсчет времени, оставшегося до выхода на запланированные показатели. Это пугает, но «правильное» внедрение всегда стоит дорого и дается трудно.

Оценка экономической  эффективности - необходимый этап проектирования ERP-системы, поскольку цена ошибки велика.

Экономическую эффективность  целесообразно оценивать на этапе  формирования концепции системы. Такая  оценка позволит выявить оптимальный  уровень затрат, на который следует  идти предприятию при создании и  внедрении ERP-систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.

3.1 Выбор между покупкой и разработкой информационной системы.

На сегодняшний день ни одна из стандартных информационных систем, ERP-систем не обходится без дополнительной доработки под соответствующего заказчика.

Тем не менее и в таком варианте она дешевле, технологически прозрачнее и проще во внедрении и поддержке, чем сопоставимая по масштабам система, разработанная самостоятельно. Просто в одних случаях готовое решение достаточно лишь слегка подкорректировать, а в других требуются значительные изменения. Однако если бизнес компании нетипичен для тиражируемых информационных систем, то стоимость доработок может существенно превысить стоимость разработки своими силами.

В процессе выбора между  покупкой и разработкой заказчик проходит 4 этапа [12]:

  1. Анализ бизнес-процессов компании «как есть». Этот этап необходим для получения ответа на вопрос: какие бизнес-процессы существуют в компании в настоящий момент?
  2. Проектирование бизнес-процессов «как надо». Цель этого этапа — понять, какими заказчик хочет видеть бизнес-процессы после оптимизации. Иными словами, что он получит на выходе.
  3. Выработка требований к системе, которая будет автоматизировать бизнес-процессы «как надо».
  4. Выбор поставщика (разработчика) ПО.

Даже если компания выбирает путь покупки, это не отменяет необходимости  наличия у заказчика собственной  группы сопровождения, которая занимается адаптацией системы и обеспечением ее бесперебойной работы.

3.2 Сложности при разработке собственной ERP-системы.

Организация собственного проектирования системы ориентирована на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла.

В зависимости от сложности  объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при  создании конкретной КИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Допускается объединять последовательные этапы и даже исключать некоторые из них на любой стадии проекта. Допускается также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей.

Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями-участниками, прописываются в договорах и  технических заданиях на выполнение работ [17]:

    1. Формирование требований к ERP-системе:
    • обследование объекта и обоснование необходимости создания системы;
    • формирование требований пользователей к ERP-системе;
    • оформление отчета о выполненной работе и тактико-технического задания на разработку.
    1. Разработка концепции
      • изучение объекта автоматизации;
      • проведение необходимых научно-исследовательских работ;
    • разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей;
      • оформление отчета и утверждение концепции.
    1. Разработка и утверждение технического задания.
    1. Эскизный проект.
    2. Технический проект.
    3. Рабочая документация.
    4. Ввод в действие:
      • подготовка объекта автоматизации;
      • подготовка персонала;
    • комплектация ERP-систмеы поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями);
      • строительно-монтажные работы;
      • пусконаладочные работы;
      • проведение предварительных испытаний;
      • проведение опытной эксплуатации;
      • проведение приемочных испытаний.
    1. Сопровождение.

Каждый из этапов является довольно сложным и очень длительным при выполнении.

При изучении каждой функциональной задачи управления необходимо определить:

    • наименование задачи; сроки и периодичность ее решения;
    • степень формализуемости задачи;
    • источники информации, необходимые для решения задачи;
    • показатели и их количественные характеристики;
    • порядок корректировки информации;
  • действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;
  • действующие средства сбора, передачи и обработки информации;
  • принятая точность решения задачи;
  • трудоемкость решения задачи;
  • действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;

Самостоятельное создание ERP-системы – процесс, требующий большое количество как физических, так и материальных затрат. Выполнение каждого из этапов является обязательным. К тому же грамотных специалистов в этой области не так много и удержать их в определённой компании не так просто. По этой причине создание собственной ERP-системы является довольно рискованным делом. Риск связан, прежде всего, с возможностью перехода программистов на другое место работы. Существует абсолютная вероятность того, что с их уходом эксплуатация разработанной ими системы будет невозможна.

Организации, потерявшие свой ИТ-отдел, занятый самописной системой, обычно вынуждены переходить на тиражные продукты, что ведёт к новым расходам и временным затратам. Если неправильно спланировать работу программистов, может получиться так, что свои разработки будут препятствовать развитию и создавать дополнительные сложности. Кроме того, со временем в самописной системе копится все больше ошибок, на исправление которых уходит много времени. В давно функционирующую систему уже сложно добавлять новые функции, иногда не хватает производительности. Но переходить на новую систему компании не всегда собираются. Еще одной сложностью использования самописных систем является тот факт, что при обновлении оборудования старые программы могут отказаться работать с новыми серверами, операционными системами.

3.3 Преимущества и недостатки самостоятельной разработки информационной системы.

Самостоятельная разработка автоматизированных систем управления имеет как свои плюсы, так и  минусы. Преимуществами в данном случае являются:

  • Дешевизна. Однако, чаще всего это ошибочное суждение. Если учесть все затраты на разработку, включая рабочее время специалистов, задействованных в процессе создания системы, то вполне может оказаться, что покупка готового решения с последующей его отладкой обошлась бы в сопоставимую сумму.
  • Близость разработчиков к бизнес-процессам компании. Но всё же, часто этот фактор из положительного становится отрицательным, поскольку система настолько срастается с текущей организационной структурой компании, что утрачивает гибкость.
  • Нулевая стоимость дополнительных лицензий.

Также существуют значительные ограничения и риски при разработке новой системы:

  • Необходимость значительного увеличения численности ИТ-службы компании, так как на период разработки новой КИС существующую ИС кто-то должен поддерживать в работоспособном состоянии.
  • Отсутствие проработанного этапа бизнес-анализа. Для появления более-менее квалифицированных системных аналитиков необходимы время и значительные вложения. Без этого этапа ИС создается скорее не для выполнения требований пользователей, а становится объектом для реализации различных идей разработчиков.
  • Недостаточное документирование разработки ИС в ходе проекта. Поэтому специалисту, который будет эксплуатировать систему в дальнейшем, сложно понять, как и почему реализовано то или иное решение. Эта проблема — одна из самых критичных: продолжать разработку недокументированной ИС практически невозможно. Когда авторы уходят из компании, ИС умирает. Это приводит к тому, что в ситуации, когда достаточно было внести небольшие корректировки, приходилось переписывать все с нуля.
  • Неготовность руководства компании освободить разработчиков от всех других обязанностей на время проекта. В противном случае процесс разработки может затянуться на неопределенно долгий период.
  • Стоимость сопровождения собственной системы гораздо больше, чем расходы на внедрение и сопровождение типовой.

Информация о работе Проектирование систем информационного обеспечения управления