Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 15:10, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является разработка организационного проекта управления карьерой сотрудников на материалах группы компаний. Центральным звеном проекта является функция планирования. Основной задачей данного проекта является разработка эффективной, простой в применении и понятной каждому сотруднику внутриорганизационной системы управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением. Необходимо разработать цели, принципы, критерии, показатели эффективности, системы служебно-профессионального продвижения, описать объект и субъект управления карьерой, проанализировать современное состояние в сфере управления планирование трудовой карьерой в группе компаний.
Вопросы планирования, регулирования, контроля и реализации деловой карьеры являются составляющей частью подсистемы развития персонала, поэтому рассмотрение указных вопросов не возможно в отрыве от проблем оценки, аттестации, повышения квалификации, работы с кадровым резервом и обучения персонала. В связи с этим в данной работе будут затронуты многие аспекты управления развитием персонала организации.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие карьеры……………………………………………………….5
1.1 Определение карьеры………………………………………………………..5
1.2 Развитие карьеры…………………………………………………………….6
1.3 Оценка эффективности развития карьеры…………………………………11
Глава 2. Проблемы стоящие перед системой развития карьеры…………….14
2.1. Современное состояние проблемы………………………………………..14
2.2. Тенденции развития рассматриваемой проблемы……………………….16
2.3. Методика анализа системы управления карьерой персонала…………...18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие карьеры……………………………………………………….5
1.1 Определение
карьеры………………………………………………………..
1.2 Развитие карьеры……………………………………
1.3 Оценка эффективности
развития карьеры…………………………………
Глава 2. Проблемы стоящие перед системой развития карьеры…………….14
2.1. Современное
состояние проблемы………………………………
2.2. Тенденции
развития рассматриваемой
2.3. Методика
анализа системы управления
Введение
До 1995 года на предприятиях в России отсутствовала подсистема «управления карьерой персонала». Функцию планирования карьеры выполняли не отделы кадров, а партийные комитеты. В современных рыночных условиях «план-карьерная функция» перешла в ведение служб персонала. Выполнение этой функции не возможно без специальных форм и методов, без специальной подготовки персонала кадровых подразделений, руководителей всех уровней управления. К вопросам планирования карьеры в настоящее время обращается все большее количество предприятий, поскольку оно напрямую связано с проблемами текучести, эффективности деятельности персонала, а значит с конкурентоспособностью компании на рынке и дальнейшим развитием. Управление карьерой позволяет определить оптимальный путь совершенствования сотрудника, достичь преданности работника интересам организации, более полного раскрытия потенциала сотрудника. Особенно актуальными становятся вопросы управления карьерой молодых специалистов.
Целью данного курсового проекта является разработка организационного проекта управления карьерой сотрудников на материалах группы компаний. Центральным звеном проекта является функция планирования. Основной задачей данного проекта является разработка эффективной, простой в применении и понятной каждому сотруднику внутриорганизационной системы управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением. Необходимо разработать цели, принципы, критерии, показатели эффективности, системы служебно-профессионального продвижения, описать объект и субъект управления карьерой, проанализировать современное состояние в сфере управления планирование трудовой карьерой в группе компаний.
Вопросы планирования, регулирования, контроля и реализации деловой карьеры являются составляющей частью подсистемы развития персонала, поэтому рассмотрение указных вопросов не возможно в отрыве от проблем оценки, аттестации, повышения квалификации, работы с кадровым резервом и обучения персонала. В связи с этим в данной работе будут затронуты многие аспекты управления развитием персонала организации.
Масштабы
организации предполагают автоматизацию
указанных процессов с
Глава 1. Понятие карьеры.
1.1 Определение карьеры.
Профессиональное обучение подготавливает работников к выполнению различных производственных функций, традиционно ассоциирующихся с определенной должностью. В течение своей профессиональной жизни человек, как правило, занимает не одну, а несколько должностей. Такая последовательность должностей называется профессиональной карьерой.
Последовательность должностей, занимаемых сотрудником в одной организации, называется его карьерой в организации.
Для одних людей карьера становится результатом реализации детального долгосрочного плана, для других (исследования показывают, что таких большинство) - это набор случайностей. Очевидно, что для успешного развития карьеры недостаточно одних пожеланий сотрудника, даже если они принимают форму хорошо продуманного плана. Для продвижения по иерархической лестнице человеку необходимы профессиональные навыки, знания, опыт, настойчивость и определенный элемент везения.
Чтобы свести все эти компоненты воедино, сотруднику часто необходима внешняя помощь. Традиционно он получал эту помощь от родственников и знакомых, учебных заведений, которые заканчивал, обществ, в которых участвовал, и даже от государства, которому платил налоги. В современном мире важнейшим источником поддержки сотрудника в развитии карьеры становится организация, в которой он работает. Такое положение вещей легко объяснимо - современные организации видят в развитии своих сотрудников один из основополагающих факторов собственного успеха и поэтому искренне заинтересованы в развитии их карьеры. Не случайно планирование и управление развитием карьеры стало в последние 20 лет одной из важнейших областей управления человеческими ресурсами.
Планирование карьеры состоит в определении целей профессионального развития сотрудника и путей, ведущих к их достижению. Реализация плана развития карьеры предполагает, с одной стороны, профессиональное развитие сотрудника, т.е. приобретение требуемой для занятия желаемой должности квалификации, а с другой - последовательное занятие должностей, опыт работы на которых необходим для успеха в целевой должности. Во многих больших организациях есть стандартные карьерные лестницы, которые ведут к постам генерального директора, его заместителей и других высших руководителей, а также ключевых функциональных специалистов. К таким организациям относится, в частности, ИСТ ЛАЙН. В то же время многие организации, такие, как, например, консалтинговые фирмы, придерживаются жесткого принципа "up or out" ("вверх или долой"): или сотрудник переходит на новую иерархическую ступень в заранее предусмотренные сроки (как правило, раз в два или три года), или же он должен компанию покинуть. Однако подобную практику нельзя считать применимой повсеместно.
1.2 Развитие карьеры.
Развитием карьеры называют те действия, которые предпринимает сотрудник для реализации своего плана и профессионального продвижения.
Планирование и управление развитием карьеры требует от работника и от организации (если она поддерживает этот процесс) определенных дополнительных (по сравнению с рутинной профессиональной деятельностью) усилий, но в то же время предоставляет целый ряд преимуществ как самому сотруднику, так и организации, в которой он работает. Для сотрудника это означает:
• повышение конкурентоспособности на рынке труда.
Организация получает следующие преимущества:
Осознание этих и других преимуществ побудило руководство многих организаций создать формальные системы управления развитием карьеры своих сотрудников. Одной из наиболее распространенных моделей управления этим процессом стала модель партнерства по планированию и развитию карьеры (см. рис. 1).
Партнерство предполагает сотрудничество трех сторон - работника, его руководителя и отдела человеческих ресурсов. Работник несет ответственность за планирование и развитие собственной карьеры или, говоря языком современного управления, является владельцем этого процесса. Руководитель выступает в качестве наставника или спонсора сотрудника. Его поддержка необходима для успешного развития карьеры, поскольку он распоряжается ресурсами, управляет распределением рабочего времени, аттестует сотрудника.
Отдел
человеческих ресурсов играет роль профессионального
консультанта и одновременно осуществляет
общее управление процессом развития
карьеры в организации.
После приема на работу специалисты по человеческим ресурсам проводят обучение нового сотрудника основам планирования и развития карьеры, разъясняют принципы партнерства, ответственность и возможности участвующих в нем сторон. Обучение преследует две основные цели: 1) сформировать заинтересованность сотрудников в развитии карьеры и 2) предоставить им инструменты для начала управления собственной карьерой.
Следующим этапом является разработка плана развития карьеры. Сотрудник должен определить собственные профессиональные интересы и методы их реализации, т.е. должность (должности), которую бы он хотел занять в будущем. После этого ему нужно сопоставить собственные возможности с требованиями к интересующим его должностям и определить, является ли данный план развития карьеры реалистичным, и если да, то продумать, что ему необходимо для реализации этого плана. На данном этапе сотрудник нуждается в квалифицированной помощи со стороны отдела человеческих ресурсов и собственного руководителя прежде всего для определения своих возможностей и недостатков, а также методов развития. Многие организации проводят специальное тестирование для выявления сильных и слабых сторон своих сотрудников, результаты которого оказывают существенную помощь в планировании карьеры. Участие руководителя в процессе планирования карьеры позволяет не только провести определенную проверку на соответствие реальности карьерных ожиданий сотрудника, но и вовлечь руководителя в процесс развития карьеры данного сотрудника с самого начала и тем самым заручиться его поддержкой.
Реализация плана развития карьеры зависит прежде всего от самого сотрудника. При этом необходимо иметь в виду весь набор условий, делающих это возможным:
•
заметное положение в организации.
Для продвижения в
Итак, в организациях, работающих в устойчивых формах, условия карьерного развития известны и включают в себя:
Важнейшим компонентом процесса управления развитием карьеры является оценка достигнутого прогресса, в которой участвуют все три стороны: сотрудник, руководитель, отдел человеческих ресурсов. Оценка проводится периодически, как правило, один раз в год (часто вместе с аттестацией сотрудника, хотя в последнее время многие организации стремятся разделить эти события) в ходе встречи сотрудника и руководителя, а затем подтверждается отделом человеческих ресурсов. Оценивается не только прогресс в реализации плана, но и реалистичность самого плана в свете произошедших за минувший год событий, эффективность его поддержки со стороны руководителя и организации в целом. Результатом обсуждения становится скорректированный план развития карьеры.