Процессы принятия решений в организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:25, контрольная работа

Описание работы

Эффективное становление рыночных отношений в России во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики. Именно менеджмент обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации.
Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям. Решение может приниматься человеком в трех основных системах: технической, биологической и социальной.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
1.Сущность принятия решений в процессе управления............................5
2. Классификация управленческих решений..............................................9
3. Структура и содержание процесса принятия решений.......................15
4. Информационное обеспечение ,методы принятия решений..............22
Заключение..................................................................................................25
Список литературы.....................................................................................27

Работа содержит 1 файл

Контр. работа по менеджменту .doc

— 119.00 Кб (Скачать)

     4. Разработка альтернатив. Следующий этап — разработка набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы, только в этом случае решение может быть оптимальным. Однако на практике руководитель не располагает (и не может располагать) такими запасами знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Менеджеры хорошо понимают, что поиск оптимального решения очень труден, занимает много времени и дорого стоит, поэтому они  ищут не оптимальный, а достаточно хороший, приемлемый вариант , позволяющий снять проблему. Помогают отсечь заранее  непригодные альтернативы критерии выбора, определенные на предыдущем этапе.

     Наряду  с положением, когда варианты решения  проблемы заранее известны или обнаруживаются без особых трудностей, часто возникают ситуации, при которых решаемая проблема не встречалась раньше, т.е. возможные альтернативы неизвестны и их необходимо предварительно сформулировать. В таких случаях полезны коллективное обсуждение проблемы и генерирование альтернатив.

     5. Выбор  альтернативы.   Разработав   возможные   варианты решения проблемы, их необходимо оценить, т.е. сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы, и объективно проанализировать вероятные результаты их реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо иметь стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать. Такие критерии выбора установлены на этапе 3 (рис. 1.) . С их помощью и производится выбор наилучшей альтернативы.  Кроме того, при оценке  возможных вариантов решения руководитель фактически имеет дело с прогнозными оценками сравниваемых величин, а они всегда вероятностные. Поэтому очень важно учитывать фактор риска, т.е. определять вероятность осуществления каждой альтернативы. Учет фактора риска приводит к пересмотру самого понятия наилучшего решения: им является не тот вариант, который максимизирует или минимизирует некоторый показатель, а тот, который обеспечивает его достижение с наиболее высокой степенью вероятности.

     6. Согласование решения. В современных системах управления в результате разделения труда сложилось положение, при котором подготавливают, разрабатывают решение одни работники организации, принимают или утверждают — другие, а выполняют — третьи. Иначе говоря, руководитель часто утверждает и несет ответственность за решение, которого не разрабатывал; специалисты, готовившие и анализировавшие решение, не участвуют в его реализации, а исполнители не принимают участия в подготовке и обсуждении готовящихся решений. Принятие  управленческих  решений в   организации довольно  часто ошибочно рассматривается как индивидуальный, а не групповой процесс. Именно организация, а не отдельный руководитель должна реагировать на возникающие проблемы. И не один руководитель, а все члены организации должны стремиться к повышению эффективности ее работы.  Конечно,  менеджеры выбирают курс для организации, но чтобы решение было реализовано, необходимы совместные действия всех членов организации. Поэтому в групповых процессах принятия решений весьма существенную роль играет стадия согласования.

     Признание решения редко бывает автоматическим, даже если оно явно хорошее. Поэтому  руководитель должен убеждать в правильности своей точки зрения, доказывать работникам, что его решение несет выгоды и организации, и отдельным ее членам. Практика показывает, что вероятность быстрой и эффективной реализации значительно возрастает, когда исполнители имеют возможность высказать свое мнение по поводу принимаемого решения, внести предложения, замечания и т.п. Тогда принятое решение воспринимается как свое, а не навязанное «сверху». Поэтому лучший способ согласования решения состоит в привлечении работников к участию в процессе его принятия. Разумеется, этот способ не надо абсолютизировать: встречаются ситуации, когда это невозможно или нерационально и менеджер вынужден принимать решение единолично, не прибегая к обсуждениям и согласованиям, но надо помнить, что систематическое игнорирование мнения подчиненных ведет к авторитарному стилю руководства.

     7. Управление реализацией. Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы: для получения реального эффекта принятое решение должно быть реализовано. Именно это и является главной задачей данного этапа.

     Для успешной реализации решения прежде всего необходимо определить комплекс работ и ресурсов и распределить их по исполнителям и срокам, т.е. предусмотреть, кто, где, когда и действия должен предпринять и какие для этого необходимы ресурсы. Если речь идет о достаточно крупных решениях, это может потребовать разработки программы реализации решения. В ходе осуществления этого плана руководитель должен следить за тем, как выполняется решение, в случае необходимости оказывать помощь и вносить определенные коррективы.

     8. Контроль и оценка  результатов. Даже после того как  решение окончательно введено в действие, процесс принятия решений  не может считаться полностью завершенным, так как необходимо еще убедиться, оправдывает  ли оно себя. Этой цели служит этап  контроля,  выполняющий  в данном  процессе функцию обратной связи. На этом этапе производятся измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.

     Не  следует забывать, что решение  всегда носит временный характер. В связи с этим основная задача контроля — своевременно выявлять убывающую эффективность решения и необходимость в его корректировке или   принятии  нового  решения.   Кроме того,   осуществление этого этапа является источником накопления и систематизации опыта в принятии решений.

     Проблема  контроля управленческих решений весьма актуальна, особенно для крупных  бюрократических организаций. Можно  принять немало разумных и полезных решений, но без рационально организованной системы контроля исполнения они  останутся в «недрах делопроизводства» и не дадут ожидаемого эффекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Информационное обеспечение,  методы принятия  решений

      Современное общество живет в эпоху информатизации. Под информатизацией общества понимается повсеместная реализация мер, обеспечивающих возможность своевременного получения и использования полной и достоверной информации во всех областях знаний и видах человеческой деятельности. Предполагается, что информатизация общества повысит обоснованность и эффективность принимаемых на всех уровнях управления решений, а следовательно, и уровень развития науки и экономики и, в конечном счете, качество жизни людей.

    Информационное  обеспечение менеджмента заключается в создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации, необходимой для принятия обоснованных решений.

    Небывалый рост объемов информационных потоков  и развитие современной микропроцессорной  техники, интегрированных сетей  связи, новых информационных технологий привели к бурному подъему  индустрии переработки информации и появлению новой науки — информатики. Информатикаэто научно-практическое направление исследований, занимающееся анализом информационных процессов. Предметом информатики как науки является информационная технология.

    Информационная технология - это система методов и средств получения, передачи, обработки, хранения и распространения информации. По  сути, под информационной технологией на практике понимается технологическое применение компьютеров и других технических средств обработки и передачи информации.

    Информация  очень разнообразна по содержанию и  в зависимости от вида деятельности, в которой используется, может  классифицироваться  (правда, довольно условно) как научная, производственная, экономическая, медицинская, демографическая, юридическая и т.д. Каждый из видов информации имеет свою смысловую ценность, требования к точности, достоверности и оперативности отражения фактов, определенные формы представления и фиксации на физическом носителе, а следовательно, и свои технологии обработки.

    Современная компьютерная технология обработки  информации требует ее определенной формализации. Информация, представленная в формализованном виде, получила название «данные». Информация может  находиться в статическом или  динамическом состоянии.

    Статическое состояние информации связано с ее более или менее длительным организованным хранением и накоплением в базах данных. Под базой данных понимается вся необходимая для решения определенного класса задач информация, записанная на машинных носителях и организованная по определенным правилам, обеспечивающим удобство хранения, поиска и преобразования данных.

    Динамическое  состояние информации - это ее движение в процессах коммуникации по каналам связи в виде информационных потоков.

    Для современного менеджмента характерно применение высокоэффективной внутрифирменной системы информации, основанной на новейшей компьютерной технике, объединенной с помощью системы связи в единую внутрифирменную сеть.

    В процессе разрешения сложных проблем  с целью усиления способности менеджеров к принятию обоснованных и объективных решений могут применяться различные научные методы их разработки и оптимизации, которые принято делить на два основных класса: метод моделирования и методы экспертных оценок.

    Методы  моделирования (называемые также методами исследования операций) базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач.

    Разработка  и оптимизация решения конкретной проблем методами моделирования - довольно сложная процедура, которая может быть представлена последовательностью основных этапов: постановка задачи; определение критерия эффективности анализируемой операции; количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию; построение математической модели изучаемого объекта (операции); количественное решение модели и нахождение оптимального решения; проверка адекватности модели и найденного решений анализируемой ситуации; корректировка и обновление модели.

    Методы  экспертных оценок. При разработке и обосновании многих решений, которые полностью или частично не поддаются количественному анализу, значительный эффект приносят  методы экспертных оценок. Информация, полученная от экспертов, в целях минимизации погрешностей и влияния субъективного фактора врабатывается с помощью специальных логических и математических процедур и преобразуется в форму, удобную для выбора решения.

    Для подготовки и проведения экспертизы формируется организационная группа, обеспечивающая условия для эффективной  работы экспертов. Основные задачи этой группы: постановка проблемы, определение цели и задач экспертизы; разработка процедуры проведения экспертизы; отбор, проверка компетентности и формирование группы экспертов; проведение опроса экспертов и получение их оценок; обработка, формализация и интерпретация полученной информации.

    Между рассмотренными методами разработки и  оптимизации решений на практике довольно трудно установить четкие границы, так как разрешение комплексных  проблем современного менеджмента  требует и комплексного использования различных  логических, статистических, математических и эвристических приемов. Области применения методов принятия решений зависят в основном от характера решаемых проблем и условий принятия решений. 

                                      

    Заключение

    Решение – это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

    Принятие  управленческого решения в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.

      На характер принимаемых решений огромное значение оказывает степень полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения). В рыночной экономике менеджер обязан учитывать уровень риска как важнейший фактор принятия решений. Риск есть вероятность того, что предприниматель или организация в результате неудачного решения понесет ущерб в виде дополнительных расходов или неполученных доходов.

    Комплексный характер проблем современного менеджмента  требует и комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.

    Принятие  решения – не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации. Даже после того как решение принято и реализовано процесс принятия решения не может считаться полностью завершенным. Не следует забывать, что решение всегда носит временный характер, поэтому необходим этап контроля и оценки результатов решения, выполняющий функцию обратной связи и позволяющий своевременно корректировать и применять новые решения.

Информация о работе Процессы принятия решений в организациях