Процессы принятия решений в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является анализ, рассмотрение процесса принятия решений для более глубокого понимания его сущности. В работе будут рассмотрены типы решений, принимаемых управляющими, используемые способы, научные методы повышения эффективности этого процесса и основные факторы, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений, а также будет предложено решение практического задания, касающееся оптимизации структуры управления предприятием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Процессы принятия решений в организации 4
2. Практическая часть контрольной работы 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная работ.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

     Существует  два метода принятия решений:

     - платежная матрица – один из  методов статистической теории; метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Исследования показывают, что в случае установления точных значений вероятности, методы дерева решений и платежной матрицы обеспечивают принятие более качественных решений, чем традиционные подходы;

      - дерево решений – используется  для выбора из имеющихся вариантов  наилучшего направления действий. Это схематическое представление  принятия решений. Метод можно  использовать применительно к  сложным ситуациям, когда результат принимаемого решения влияет на последующие действия.

     Прогнозирование – способ определения будущего на основе использования как накопленного прошлого опыта, так  и текущих  допущений насчет этого будущего. Существуют неформальные методы (вербальной информации, письменной информации, промышленного шпионажа), качественные методы (мнение жюри, совокупное мнение сбытовиков, ожидания потребителя, экспертные оценки), количественные методы (анализ временных рядов, каузальное).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Практическая часть контрольной работы.  

     На  основе анализа предложенных данных необходимо осуществить оптимизацию структуры управления предприятием в целях ее адаптации к стабильным целям организации и обеспечения максимальной экономичности и эффективности. В качестве объекта исследования выступает машиностроительное предприятие, структура управления которого представлена на Рис. 2. Численность работающих на предприятии составляет 4020 человек, сменность работы предприятия – 2,0.

Директор  завода
Главный инженер Центральная бухгалтерия ОТК        ООТиЗ          ОК                 1-й отдел    ПЭО         АСУП  Юр.бюро Заместитель директора  по производству Заместитель директора  по общим вопросам
Начальник ПДО  
Бюро  КСУКП ОТБ ОГК                      ОГТ (инструментальный цех)                      ЦЗЛ                    ЭМО (ремонтно-механический цех)              ОКС Цехи 1,2,3,4, литейный участок ОМТС                      ОВК                         ФБС                          ХО             Транспортный цех Участок хозяйственного двора 
 

Рис. 2. Структура управления предприятия 

     На  основании анализа представленной структуры можно сделать вывод  о наличии собственно линейных и  функциональных звеньев. Аппарат управления (без руководства) предприятия состоит  из 20 подразделений. Штатное расписание приведено на Рис. 3.

     Данная  структура будет неэффективна. В подчинении Директора находится 11 подразделений, в то время как Начальникам этих подразделений подчиненными оказываются от 1 до 6 отделов.

     Структура аппарата должна быть оптимальной, т.е. устанавливать рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления, должна быть гибкой и простой. При этом очень важным критерием являются численный и квалификационный состав работников данного подразделения и характер выполняемой работы.

     Организационная структура предприятия должна отвечать требованиям рациональности связей ОСУП, а также должна обеспечить реализацию всех предусмотренных на предприятии функций.  

№ п/п Наименование  подразделения Всего, чел.
1 Отдел главного конструктора (ОГК) 32
2 Отдел главного технолога (ОГТ) 70
3 Отдел организации  труда и зар.платы (ООТиЗ) 13
4 Энерго-механический отдел (ЭМО) 10
5 Отдел технического контроля (ОТК) 9
6 Планово-экономический  отдел (ПЭО) 17
7 Производственно-диспетчерский  отдел (ПДО) 20
8 Центральная бухгалтерия  (ЦБ) 17
9 Финансово-сбытовое бюро (ФСБ) 5
10 Отдел материально-технического снабжения (ОМТС) 12
11 Отдел кадров (ОК) 6
12 Отдел внешней  комплектации (ОВК) 10
13 Отдел техники  безопасности (ОТБ) 4
14 Центральная заводская  лаборатория (ЦЗЛ) 9
15 Первый отдел 3
16 Отдел капитального строительства(ОКС) 6
17 Хозяйственный отдел (ХО) 10
18 Бюро КС УКП 3
19 Служба АСУП 1
20 Юридическое бюро 1
Итого 258
 

     Рис. 3. Штатное расписание 

     1. Топ – менеджером предприятия, исходя из данной структуры, является директор. Он является линейным руководителем, также линейными руководителями являются Начальник ПДО, Заместитель директора по производству.  Данная система  достаточно проста и  может  быть  эффективна,  если  невелико  число  рассматриваемых вопросов, и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях. Но здесь присутствуют и функциональный руководитель - Главный инженер. Выбранная на предприятии структура фактически представляет собой вариант системы подразделений с централизованным аппаратом управления (административные функции остаются за корпоративным центром, и лишь стратегические переданы в подразделения).

          В данном случае применяется   смешанная  система,  в   которой   сочетается линейная и функциональная  системы. В  этом  случае  решения,  подготовленные функциональными  подразделениями  рассматриваются  и  утверждаются  линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям. Чтобы предприятие могло добиться реализации своих целей, задачи предприятия должны быть скоординированы посредством горизонтального и вертикального разделения труда. Широкие возможности для такого координирования предоставляет именно комбинированная организация управления.

     Комбинированные (линейно-функциональные) структуры  управления позволяют в значительной мере устранять недочеты как линейного, так и функционального управления.

     В структуре представлены четыре уровня управления.

     2. ОСУП является комбинированной. В Штаб аходит Главный Инженер, Заместитель директора по общим вопросам, Центральная бухгалтерия, штаб может отдавать распоряжения на нижестоящий линейный уровень в рамках делегированных ему полномочий.

     3. Но в целях адаптации фирмы к стабильным целям и обеспечения максимальной экономичности и эффективности необходимо осуществить оптимизацию структуры управления предприятия.

     Основным  структурным подразделением в аппарате управления является отдел. Одним из критериев целесообразности создания отдела является минимальная численность  его работников, требуемая для  выполнения необходимого объема работ. Так,  в соответствии с обычаями делового оборота, для отдела минимальная численность составляет 10 человек, бюро – 7 человек, для конструкторских и технологических подразделений: отдела – 21, бюро – 16 человек. При меньшей численности самостоятельные структурные подразделения не создаются, рекомендуется назначать старших специалистов и специалистов. По данным задачи из Штатного расписания организации следует, что некоторые подразделения должны быть реорганизованы. А именно, Бюро КСУКП (3 чел.), ОТБ (4 чел.), ОКС (6 чел.), Отдел кадров (6 чел.), 1-й отдел (3 чел.), АСУП (1 чел.), Юр. Бюро (1 чел.), ФБС (5 человек).

     4. Так, например, бюро КСУКП (3 человека) можно объединить с ОТК(9 человек) – и назвать Отдел технического контроля и формирования качества продукции (ОТКиФК). Отдел техники безопасности объединить с 1-ым отделом – количество человек будет равняться 7 человек - и назвать Бюро техники безопасности (БТБ). ОКС объединить с Хозяйственным отделом – 16 человек (ОКСиХ). АСУП – с Центральной бухгалтерией – 18 человек (ЦБиАСУП). Отдел кадров и Юр. Бюро – назвать Кадровое бюро. Финансово – сбытовое бюро и ОМТС (ОМТСиСБ) – 17 человек.

  1. Определим число ступеней линейного руководства. Для этого воспользуемся формулой:

     a = (Lg Ро – Lg Hун – Lg Kсм + Lg Нус) /  Lg Нус , где

     Ро  – общая численность работающих на предприятии, чел.

     Нун – средняя норма управляемости  для руководителей низшего уровня управления, чел.

     Нус – средняя норма управляемости  для руководителей высшего и  среднего уровня управления, чел

     Ксм – коэффициент сменности предприятия, ед.

     a – число ступеней линейного руководства, ед.

     Если  подставить значения из данного задания, то получится примерно 3. Таким образом, наиболее эффективным будет правление  в фирме, в которой будет представлено три уровня линейного руководства.

     Определим число заместителей начальника ОТКиФК, используя формулу:

     Y1 = 0,60+0,0206x (где x – численность служащих отдела) и получаем,  что требуется 1 заместитель начальника. Таким же образом определим число заместителей других отделов: для БТБ, Кадрового бюро и ОВК заместителя начальника не требуется, для ОКСиХ, ПДО, ОГК, для ЦБиАСУП, ПЭО, ОМТСиСБ, ООТиЗ, ЭМО – 1 заместитель, для ОГТ – 2 заместителя.

     Сейчас  определим количество бюро в отделе (начальников бюро) по формуле:

     Y2 = 0,06+0,0925x, для ОТКиФК, ЭМО, ОКСиХ, ПЭО, ОМТСиСБ, ОВК – 1 бюро в отделе, ПДО – 2, для ОГК – 4 бюро, ОГТ - 6.

     Определим количество групп (старших исполнителей) по формуле:

     Y3 = - 0,26+0,2567x, итак, для ОТКиФК, ОКСиХ – 3 старших исполнителя, для БТБ, Кадрового бюро – 1; ОВК, ЭМО – 2; ОГК – 8; ОГТ- 17; ПДО, ЦБиАСУП – 4, ООТиЗ – 3; ПЭО, ОМТСиСБ – 4.

     Число исполнителей определим по формуле:

     Y4 = - 1, 66+0,6272x. Для ОВК, ОТКиФК – 6; ЭМО, БТБ – 5; Кадрового бюро – 5; ОКСиХ, ПЭО, ОМТСиСБ – 10; ОГК – 18; ОГТ – 44; ПДО, ЦБиАСУП – 13; ООТиЗ – 8.

     Таким образом, расчетная и фактическая  численность должностных категорий  по подразделениям (без руководства) будет иметь вид (Рис. 4):

№п/п Подразделение Фактическая численность В том числе
Зам.начальника Начальник бюро Ст.исполнитель Исполнители
1 ОТКиФК 11 1 1 3 6
2 БТБ 6 - - 1 5
3 ЭМО 9 1 1 2 5
4 ОКСиХ 15 1 1 3 10
5 ПДО 19 1 2 3 13
6 ОГК 31 1 4 8 18
7 ОГТ 69 2 6 17 44
8 ЦБиАСУП 17 - 1 3 13
9 ООТиЗ 12 - 1 3 8
10 КБ  6 - - 1 5
11 ПЭО 16 1 1 4 10
12 ОМТСиСБ 16 1 1 4 10
13 ОВК 9 - 1 2 6
Итого 236 9 20 54 153

Информация о работе Процессы принятия решений в организации