Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:33, курсовая работа
Процессуальные теории не отражают влияния потребностей на поведение людей, однако считают, что поведение определяется и формируется не только под влиянием потребностей. Соответственно процессуальным теориям мотивации поведение человека есть также функцией ее восприятия и ожиданий. Эти теории анализируют, как человек распределяет усилие для достижения определенных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Процессуальные теории мотивации………………………………………3
1.1 Теория ожиданий………………………………………………………….3
1.2 Теория справедливости (равенства)……………………………………..4
1.3 Теория постановки целей…………………………………………………6
1.4 Концепция партисипативного управления………………………………8
1.5 Теория Л. Портера — Э. Лоулера……………………………………….10
1.6 Теория усиления мотивации Б. Скиннера……………………………….12
2. Анализ теорий мотивации и практические рекомендации менеджерам.14
2.1 Анализ процессуальных теорий мотивации…………………………….14
2.2 Практические рекомендации менеджерам……………………………….18
Выводы………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………26
От ощущения тщетности может избавить постановка реальных целей, приближение ожиданий к реальности и вознаграждение от достижения цели тем способом, который ценит сам работник.
Отличие теории справедливости от теории ожиданий состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает оценку своих действий с оценкой аналогичных действий коллег и на этой основе приходит к выводу о справедливости оплаты его труда. Несправедливость может существовать в форме недоплаты (она переносится острее и вызывает возмущение) и переплаты (ощущается реже, у нормального человека при этом возникает чувство вины или зависимости).
Третья теория – это теория постановки целей, которая исходит из того, что поведение человека определяется целями, которые он ставит перед собой и ради достижения которых совершает определенные действия.
Теория партисипативного управления может быть реализована по следующим направлениям:
• работники получают право самостоятельно принимать решения относительно того, как им осуществлять трудовую деятельность по выполнению планового задания (например, внедрить гибкий график работы или использовать определенную технологию решения задач);
• непосредственный руководитель привлекает их к принятию групповых решений по вопросам производства (относительно проектов плановых заданий, использования ресурсов, форм оплаты труда и т. д.);
• работникам предоставляется право операционного контроля качества продукции, устанавливается личная или групповая ответственность за конечный результат (личное клеймо качества, бригадный контроль качества, сдача продукции с первого предъявления и др.);
•
работники принимают личное и
групповое участие в
• производственные и функциональные подразделения (участки, бригады, службы, отделы) создаются с учетом пожеланий работников. Этим достигается возможность превращения неформальных групп в формальные подразделения.
В Украине применение партисипативного управления станет возможным только с повышением уровня общей культуры и морали работников, а также исчерпанием резервов чисто авторитарного стиля управления.
Теория Л. Портера — Э. Лоулера внесла значительный вклад в понимание мотивации. Она показала, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Она показывает также, насколько важно объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждение, удовлетворение и восприятие в единую теорию мотивации.
Установлено,
что только при наличии определенных
условий повышение заработной платы
стимулирует повышение
Очевидно, что для персонала желательно наличие связи между заработной платой и достигаемыми трудовыми результатами. Однако исследования показали, что менеджеры часто оценивают затраченные работником усилия исходя из его стажа и времени, проведенного на работе, а вовсе не из достигнутых результатов [7].
Теория Скиннера. Согласно этой модели наличие стимулов вызывает определенное поведение человека. Если последствия поведения положительны, то работник будет аналогично вести себя в такой же ситуации в будущем, т. е. его поведение повторится. Если же последствия отрицательны, то в дальнейшем он либо не будет реагировать на подобные стимулы, либо изменит характер своего поведения. Многократные повторения одних и тех же результатов приводят к формированию у человека определенной поведенческой установки.
В
нашей стране наиболее распространено
применение первых трех теорий.
2.2
Практические рекомендации
менеджерам
Практические рекомендации менеджерам по применению теории ожиданий:
1.
Поскольку люди имеют
2.
Для эффективной мотивации
3. Менеджеры должны сформировать высокий, но реалистичный уровень результатов, ожидаемый от подчиненных, и внушить им, что они могут достичь их, если приложат усилие. Если уровень ожиданий руководителя высок, производительность подчиненных, вероятно, будет отличной. Если уровень его ожиданий не слишком высок, то производительность скорее всего будет низкой.
4.
Работники сумеют достичь
5. Необходимо оказывать помощь подчиненным в осознании ими реальности заданий и путей их выполнения, ценности получаемого за это вознаграждения. Такая помощь повышает трудовые усилия работников.
Оценивая теорию ожидания В. Врума, приходим к таким общим выводам: ее ценность состоит, прежде всего, в доказательстве того, что в процессе формирования мотивов работники не только соотносят цели организации и индивидуальные задания с собственными потребностями и определяют их личную привлекательность, но и оценивают средства, инструменты и вероятность достижения этих целей. Вот почему недостаточно только предложить сотрудникам сильные стимулы, важно указать им средства и возможности достижения целей.
Практические рекомендации менеджерам в связи с теорией справедливости
1.
Менеджеры должны
2.
Следует по возможности
3.
Критерии измерения вклада
4.
Работников больше интересует
не абсолютный уровень их
5.
Различие в доходах
6.
Соотношение оплаты и затрат
труда следует менять прежде
всего для работников, которые
могут сравнивать свое
7.
Размер вознаграждения
Практические рекомендации по применению теории постановки целей:
1.
Эта теория не должна
2.
Руководство при постановке
3.
Необходимо эффективно
4.
Необходимо разумно сочетать
стимулирование за полученный
конечный результат со
5.
Процесс постановки целей
• необходимо определить, в какой мере организация и работающие в ней люди готовы к реализации процесса постановки
целей;
• если у организации имеется потенциальная готовность, необходимо провести мероприятия по практической подготовке реализации процесса постановки целей;
• постановка целей должна осуществляться с подчеркиванием их сложности и специфичности с учетом приемлемости целей и приверженности им;
• необходимо выполнить промежуточный анализ целей и откорректировать их;
•
необходимо проанализировать достижение
целей, обобщить результаты предыдущих
этапов и выработать рекомендации по
дальнейшему осуществлению
Практические советы для менеджеров (согласно теории усиления мотивации Б. Скиннера):
1.
Не вознаграждайте всех
2.
Неполучение вознаграждения
3.
Объясните сотрудникам, что
4.
Покажите людям, что именно
они делают неправильно. Если
сотрудник лишен
5.
Не наказывайте подчиненных в
присутствии других
6.
При вознаграждении