Автор: p****@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 18:02, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и
становления менеджмента в России.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
-Выявить основные стадии развития менеджмента в России.
-Изучить отечественный опыт управления.
-Рассмотреть опыт менеджмента на современных предприятиях.
Введение…………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Развитие управленческой мысли в России……………5
1.1 Первые идеи…………………………………………………….5
1.2 Периоды формирования науки управления.........…………….6
1.3 Концепции управления………………………………………...9
ГЛАВА 2 Современный менеджмент в России…………………18
2.1. Понятие и виды современного менеджмента в России…….18
2.2. Менеджмент и менеджеры…………………………………...21
Заключение………………………………………………………...27
Список используемых источников……………………………….29
Менеджмент
представляет собой сложное социально-
Менеджмент характеризуется определенными тенденциями, тормозящими или ускоряющими его развитие, и потенциалом, имеющим соответствующую динамику. Поэтому необходимо своевременно выявлять намечающиеся тенденции и динамику и умело использовать их в процессе управления. Менеджмент можно рассматривать как элемент культуры, системы ценностей и убеждений.
Основой современного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская деятельность. Поэтому главная задача менеджмента— сделать информацию, знания, опыт и нововведения производительной силой.
Менеджмент формирует кадры, устанавливает систему отношений между людьми, включая их в созидательный процесс коллективной трудовой деятельности. Поэтому одна из важнейших задач менеджмента состоит в содействии развитию персонала, его обучению и в гарантии его роста.
Менеджеры должны уделять постоянное внимание продвижению сотрудников по служебной лестнице на основе планирования их карьеры.
Менеджерская деятельность связана с анализом и диагностированием ситуаций, определением главных задач, основных противоречий и доминирующих тенденций; выдвижением управленческих альтернативных вариантов действий, оценкой каждой альтернативы, определением наиболее соответствующих требованиям действий; разработкой конкретного курса (программы действий), который будет эффективен с точки зрения перевода данной управленческой ситуации в более благоприятную.
Сила современного менеджмента, с одной стороны, в том, что он позволяет превратить человеческие знания, опыт и достижения научно- технического прогресса в производительную силу, а с другой — в созидательном применении информационных технологий, способствующих наращиванию информационного потенциала работников, что инициирует творчество и инновационные процессы.
Одно из «больных» мест экономики в нашей стране - проблема управленческих кадров. В настоящее время в большинстве российских вузов, ведущих обучение данной специальности, исходная учебная дисциплина по управлению преподается уже на первых курсах. Естественно, что основная часть слушателей имеет незначительный жизненный и еще меньший управленческий опыт. В то же время общепризнано, что и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических навыков.
До сих пор в большинстве случаев данную проблему пытались решить введением в систему подготовки активных методов обучения - деловых игр, разбора конкретных ситуаций и др. Представляется, что для первокурсников такие методические формы малоэффективны. Это связано в первую очередь с недостатком у них знаний по экономике и финансам, без которых невозможен серьезный разбор конкретных ситуаций.
Практика показывает, что на данной стадии обучения больше пользы приносят обычные семинарские занятия, на которых преподаватель может судить о степени усвоения пройденного материала, или же решение практических задач, позволяющих закрепить базовые понятия и категории. Однако в этом случае курс менеджмента становится сугубо теоретическим, что вряд ли допустимо.
Кто же такой менеджер? В буквальном переводе с английского языка — руководитель, управляющий. Термин «менеджер» используется для обозначения должностей: директор, руководитель лаборатории, заведующий отделом, начальник цеха, президент крупного международного концерна, заведующий магазином, администратор рок-группы и др.
Функции менеджера и ситуации, в которых они реализуются, различны. Менеджер руководит работой одного, нескольких или многих сотрудников, он управляет фирмой или ее функциональным подразделением, имея определенную самостоятельность для принятия решений. Менеджер — это прежде всего наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно выполняет определенные управленческие функции.
В понятийном аппарате зарубежного управления понятие «менеджер» очень часто соседствует с понятием «бизнес» как деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. Значит, менеджмент бизнеса — это управление коммерческой деятельностью, хозяйственными организациями.
Но бизнесмен и менеджер — это не одно и то же. Бизнесмен — это человек, который делает деньги, владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход, деловой человек, у которого нет подчиненных, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в корпорации, однако является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Более частным случаем бизнеса является предпринимательство. Этот вид деятельности связан с личностью предпринимателя, который занимается бизнесом, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя риск.
Если менеджер придерживается рационализма, то различия между ним и предпринимателем очень велики. Но они стираются в условиях, когда менеджер придерживается предпринимательского стиля управления.
Менеджмент призван обеспечить надежное взаимодействие человека и системы, суть которого состоит в том, что менеджер, являясь центральной фигурой этого процесса, должен знать, какие характеристики личности определяют поведение человека в системе и какие параметры окружающей среды воздействуют на включение человека в целенаправленную деятельность данной фирмы.
Человек в системе менеджмента имеет определенные притязания и ожидания, касающиеся: содержания, смысла и значимости работы; творческого характера работы; степени независимости, прав и власти на данной работе; степени ответственности и риска; престижности, общественного статуса работы; безопасности и условий работы; признания и поощрения хорошей работы; заработной платы и премий; социальной защищенности; гарантий роста и развития; отношений между членами организации. Чтобы можно, было некоторым образом реализовать эти притязания, строят модель в виде матрицы для каждого работника, в которой отражаются обобщенные ожидания по отношению к организации. Человек в свою очередь должен проявить себя как: специалист в определенной области, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией; член коллектива, способствующий успешному его функционированию и развитию и придерживающийся принятых в нем ценностей; личность, обладающая определенными моральными качествами, способная создавать коммуникации и поддерживать нормальные отношения с коллегами; специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный фирме и готовый защищать ее интересы; исполнитель определенной работы, делающий ее качественно; член фирмы, способный занять должное место в ней и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность, поддерживающий распорядок и соблюдающий принятые нормы поведения.
Ожидания организации относительно каждого сотрудника могут различаться.
При этом в рамках одной и той же системы по отношению к различным субъектам могут возникать разные комбинации ожиданий.
В этих условиях можно предложить единую универсальную модель ожиданий системы по отношению к человеку. По-видимому, можно предложить
аналогичную модель ожиданий человека по отношению к организации (системе).
Существует проблема стыковки как этих двух макромоделей, так и микромоделей по различным комбинациям ожиданий внутри системы.
Для разрешения этой проблемы могут быть использованы методы моделирования информационных технологий.
Итак,
менеджмент — особая динамическая
организация управления, необходимая
экономически самостоятельному хозяйственному
объекту, гибкая система предприимчивого
и инновационного руководства, способная
чутко реагировать на конъюнктуру рынка,
условия конкуренции и своевременно перестраиваться
с учетом требований внешней среды.
Заключение
Изменения в экономике России, связанные с переходом к рыночным отношениям, требуют от руководителей организаций новых способов и подходов к технологиям управления. По мнению американских специалистов, в течение двух-трех последних десятилетий XX века управляющий в экономике рассматривался как полицейский, арбитр, бесстрастный аналитик, человек, принимающий решения, говорящий «нет», в конечном счете формулирующий цели корпорации.
В
командно-бюрократической
Анализ
финансово-экономических
Осторожный, длительный подход к формированию российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий, – важнейшая стратегическая задача общества. От нее во многом зависит не только переход к рыночной экономике, но и место России в мировом сообществе. Это движение к современным формам и методам управления, которые будут формироваться не слепо, а на основе научно обоснованных мер. Последнее приобретает чрезвычайно важное значение в условиях стихийного формирования рынка и внесет в этот процесс элемент сознательности.
Подготовка
современных менеджеров-
В
современных условиях перестройки
экономики на основе рыночных отношений
одним из приоритетных ее направлений
является выработка основных теоретических
и методологических позиций по использованию
менеджмента в практической деятельности
российских организаций. Основной особенностью
управленческой мысли становится поиск
новых конкретных и реальных путей совершенствования
системы управления, выработка позиции
по различным проблемам управления применительно
к рыночным условиям и на основе творческого
осмысления передового зарубежного опыта.
Список
используемых источников
1. www.30n.ru/1/1.html
2. www.pragmatist.ru/category/
3. www.e-college.ru/xbooks/
4. www.bibliotekar.ru/
5. managment-study.ru/razvitie-
6.fictionbook.ru/author/anna_
7. www.jourclub.ru/7/ Каталог статей и учебных пособий.
8. www.bibliofond.ru/view.aspx?
9. www.bibliotekar.ru/
10. www.bibliotekar.ru/