Процесс развития менеджмента в России

Автор: p****@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и
становления менеджмента в России.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
-Выявить основные стадии развития менеджмента в России.
-Изучить отечественный опыт управления.
-Рассмотреть опыт менеджмента на современных предприятиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Развитие управленческой мысли в России……………5
1.1 Первые идеи…………………………………………………….5
1.2 Периоды формирования науки управления.........…………….6
1.3 Концепции управления………………………………………...9
ГЛАВА 2 Современный менеджмент в России…………………18
2.1. Понятие и виды современного менеджмента в России…….18
2.2. Менеджмент и менеджеры…………………………………...21
Заключение………………………………………………………...27
Список используемых источников……………………………….29

Работа содержит 1 файл

менеджмент курсовая.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

     Менеджмент  представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-техническое явление, одновременно процесс деятельности и науку, имеющие дело со сменой состояний, качеств объекта. Он имеет определенные закономерности и принципы как и любая другая наука.

     Менеджмент  характеризуется определенными  тенденциями, тормозящими или ускоряющими его развитие, и потенциалом, имеющим соответствующую динамику. Поэтому необходимо своевременно выявлять намечающиеся тенденции и динамику и умело использовать их в процессе управления. Менеджмент можно рассматривать как элемент культуры, системы ценностей и убеждений.

     Основой современного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская деятельность. Поэтому главная задача менеджмента— сделать информацию, знания, опыт и нововведения производительной силой.

     Менеджмент  формирует кадры, устанавливает  систему отношений между людьми, включая их в созидательный процесс коллективной трудовой деятельности. Поэтому одна из важнейших задач менеджмента состоит в содействии развитию персонала, его обучению и в гарантии его роста.

     Менеджеры должны уделять постоянное внимание продвижению сотрудников по служебной лестнице на основе планирования их карьеры.

     Менеджерская  деятельность связана с анализом и диагностированием ситуаций, определением главных задач, основных противоречий и доминирующих тенденций; выдвижением управленческих альтернативных вариантов действий, оценкой каждой альтернативы, определением наиболее соответствующих требованиям действий; разработкой конкретного курса (программы действий), который будет эффективен с точки зрения перевода данной управленческой ситуации в более благоприятную.

     Сила  современного менеджмента, с одной  стороны, в том, что он позволяет превратить человеческие знания, опыт и достижения научно- технического прогресса в производительную силу, а с другой — в созидательном применении информационных технологий, способствующих наращиванию информационного потенциала работников, что инициирует творчество и инновационные процессы.

     Одно  из «больных» мест экономики в  нашей стране - проблема управленческих кадров. В настоящее время в  большинстве российских вузов, ведущих  обучение данной специальности, исходная учебная дисциплина по управлению преподается уже на первых курсах. Естественно, что основная часть слушателей имеет незначительный жизненный и еще меньший управленческий опыт. В то же время общепризнано, что и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических навыков.

     До  сих пор в большинстве случаев  данную проблему пытались решить введением  в систему подготовки активных методов  обучения - деловых игр, разбора конкретных ситуаций и др. Представляется, что  для первокурсников такие методические формы малоэффективны. Это связано в первую очередь с недостатком у них знаний по экономике и финансам, без которых невозможен серьезный разбор конкретных ситуаций.

     Практика  показывает, что на данной стадии обучения больше пользы приносят обычные семинарские занятия, на которых преподаватель может судить о степени усвоения пройденного материала, или же решение практических задач, позволяющих закрепить базовые понятия и категории. Однако в этом случае курс менеджмента становится сугубо теоретическим, что вряд ли допустимо.

     Кто же такой менеджер? В буквальном переводе с английского языка — руководитель, управляющий. Термин «менеджер» используется для обозначения должностей: директор, руководитель лаборатории, заведующий отделом, начальник цеха, президент крупного международного концерна, заведующий магазином, администратор рок-группы и др.

     Функции менеджера и ситуации, в которых  они реализуются, различны. Менеджер руководит работой одного, нескольких или многих сотрудников, он управляет фирмой или ее функциональным подразделением, имея определенную самостоятельность для принятия решений. Менеджер — это прежде всего наемный управляющий, который организует конкретную деятельность подчиненных ему работников и одновременно выполняет определенные управленческие функции.

     В понятийном аппарате зарубежного управления понятие «менеджер» очень часто соседствует с понятием «бизнес» как деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг. Значит, менеджмент бизнеса — это управление коммерческой деятельностью, хозяйственными организациями.

     Но  бизнесмен и менеджер — это  не одно и то же. Бизнесмен — это человек, который делает деньги, владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход, деловой человек, у которого нет подчиненных, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в корпорации, однако является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Более частным случаем бизнеса является предпринимательство. Этот вид деятельности связан с личностью предпринимателя, который занимается бизнесом, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя риск.

     Если  менеджер придерживается рационализма, то различия между ним и предпринимателем очень велики. Но они стираются в условиях, когда менеджер придерживается предпринимательского стиля управления.

     Менеджмент  призван обеспечить надежное взаимодействие человека и системы, суть которого состоит в том, что менеджер, являясь центральной фигурой этого процесса, должен знать, какие характеристики личности определяют поведение человека в системе и какие параметры окружающей среды воздействуют на включение человека в целенаправленную деятельность данной фирмы.

     Человек в системе менеджмента имеет  определенные притязания и ожидания, касающиеся: содержания, смысла и значимости работы; творческого характера работы; степени независимости, прав и власти на данной работе; степени ответственности и риска; престижности, общественного статуса работы; безопасности и условий работы; признания и поощрения хорошей работы; заработной платы и премий; социальной защищенности; гарантий роста и развития; отношений между членами организации. Чтобы можно, было некоторым образом реализовать эти притязания, строят модель в виде матрицы для каждого работника, в которой отражаются обобщенные ожидания по отношению к организации. Человек в свою очередь должен проявить себя как: специалист в определенной области, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией; член коллектива, способствующий успешному его функционированию и развитию и придерживающийся принятых в нем ценностей; личность, обладающая определенными моральными качествами, способная создавать коммуникации и поддерживать нормальные отношения с коллегами; специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный фирме и готовый защищать ее интересы; исполнитель определенной работы, делающий ее качественно; член фирмы, способный занять должное место в ней и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность, поддерживающий распорядок и соблюдающий принятые нормы поведения.

     Ожидания  организации относительно каждого  сотрудника могут различаться.

     При этом в рамках одной и той же системы по отношению к различным субъектам могут возникать разные комбинации ожиданий.

     В этих условиях можно предложить единую универсальную модель ожиданий системы по отношению к человеку. По-видимому, можно предложить

аналогичную модель ожиданий человека по отношению к организации (системе).

     Существует  проблема стыковки как этих двух макромоделей, так и микромоделей по различным комбинациям ожиданий внутри системы.

     Для разрешения этой проблемы могут быть использованы методы моделирования информационных технологий.

     Итак, менеджмент — особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту, гибкая система предприимчивого и инновационного руководства, способная чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды. 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Изменения в экономике России, связанные  с переходом к рыночным отношениям, требуют от руководителей организаций  новых способов и подходов к технологиям управления. По мнению американских специалистов, в течение двух-трех последних десятилетий XX века управляющий в экономике рассматривался как полицейский, арбитр, бесстрастный аналитик, человек, принимающий решения, говорящий «нет», в конечном счете формулирующий цели корпорации.

     В командно-бюрократической системе  государственного управления СССР господствовала рационалистическая модель хозяйствования. Стремление все упорядочить и проконтролировать было свойственно многим руководителям, которые видели задачу управления в том, чтобы отладить систему и не нарушать ее функционирование в дальнейшем. Однако в условиях многовариантности современной экономики при высоких темпах технологических и структурных сдвигов такое жесткое управление становится неэффективным.

     Анализ  финансово-экономических результатов  российских организаций в современных  условиях показывает, что ухудшение  их положения связано с отсутствием  профессионализма и системного подхода  в управлении финансовой деятельностью. Большинство предприятий России пока ориентируется на выживание путем продажи ликвидных основных фондов, поиска краткосрочных источников финансирования, диверсификации производства. Но отсутствие системности приводит их к нулевой результативности используемых методов и распылению имеющихся финансовых ресурсов.

     Осторожный, длительный подход к формированию российского  менеджмента, учитывающего особенности  русского менталитета, разнообразие и  широту российских условий, – важнейшая  стратегическая задача общества. От нее во многом зависит не только переход к рыночной экономике, но и место России в мировом сообществе. Это движение к современным формам и методам управления, которые будут формироваться не слепо, а на основе научно обоснованных мер. Последнее приобретает чрезвычайно важное значение в условиях стихийного формирования рынка и внесет в этот процесс элемент сознательности.

     Подготовка  современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

     В современных условиях перестройки  экономики на основе рыночных отношений  одним из приоритетных ее направлений  является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемых источников 
 

1. www.30n.ru/1/1.html

2. www.pragmatist.ru/category/istoriya-menedzhmenta «Энциклопедия менеджмента»

3. www.e-college.ru/xbooks/xbook031/book/index/index.html?go=part-004*page.htm Орчаков О.А. «Теория организации». Учебный курс

4. www.bibliotekar.ru/menedzhment-2/ А.И. Кравченко «История менеджмента».

5. managment-study.ru/razvitie-menedzhmenta-v-sssr-i-rossii-s-30-e-po-70-e-gody.html

6.fictionbook.ru/author/anna_nikolaevna_shmeleva/menedjment_uchebnoe_posobie/  read_online.html?page=6 «Менеджмент: учебное пособие»

7. www.jourclub.ru/7/ Каталог  статей и учебных пособий.

8. www.bibliofond.ru/view.aspx?id=462497

9. www.bibliotekar.ru/menedzhment-2/ М. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури «Основы менеджмента»

10. www.bibliotekar.ru/menedzhment-2/ Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов «Менеджмент»  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Процесс развития менеджмента в России