Процесс развития менеджмента в России

Автор: p****@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и
становления менеджмента в России.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
-Выявить основные стадии развития менеджмента в России.
-Изучить отечественный опыт управления.
-Рассмотреть опыт менеджмента на современных предприятиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Развитие управленческой мысли в России……………5
1.1 Первые идеи…………………………………………………….5
1.2 Периоды формирования науки управления.........…………….6
1.3 Концепции управления………………………………………...9
ГЛАВА 2 Современный менеджмент в России…………………18
2.1. Понятие и виды современного менеджмента в России…….18
2.2. Менеджмент и менеджеры…………………………………...21
Заключение………………………………………………………...27
Список используемых источников……………………………….29

Работа содержит 1 файл

менеджмент курсовая.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

     Объективные процессы экономического развития России в 60—70 годы XX века способствовали выделению науки управления как самостоятельной области экономической науки. Особенность управленческой науки состоит в интеграции теории, методологии, практики и искусства управления. Наряду с академическими институтами центрами развития управленческой науки стали высшие учебные заведения, работающие в сфере исследований, образования и подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, разработки практических программ научного управления.

     В конце 70 — начале 80 годов XX века в  экономике России усиливается спад производства, ведется поиск резервов и ресурсов для обеспечения жизненного уровня населения. Фактор управления приобретает особое значение для развития производства. Получают распространение идеи «ситуационного подхода» к решению текущих проблем, изучаются различные варианты систем управления, мотивации и стимулирования персонала. Теория эффективности как раздел науки управления становится востребованной практиками, занимает важное место в исследованиях академических и отраслевых институтов, а также высших учебных заведений.

     Период  времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

     1.     Реформа системы управления экономикой 1965 г.

     2.     Реформа системы управления 1979 г.

     3.     Ускорение социально-экономического  развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

     В связи с произошедшими серьезными изменениями  в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку.

     Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

     1)     внесение отдельных элементов  рынка в существующую командно- административную систему управления;

     2)  быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;

     3)     создание системы управления  на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.

     Другая  комиссия под руководством академика  С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта

программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».

     По  итогам дискуссии был принят компромиссный  вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

     В 90-е годы XX века в, России происходит переход от командно-административной системы управления к менеджменту. Открываются сотни школ бизнеса и менеджмента, в которых тысячи русских менеджеров познакомились с современными достижениями западного менеджмента. Десятки и сотни менеджеров отправились на стажировку в Европу и США.

     Однако, несмотря на принятые меры, не удалось  приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 Современный менеджмент в России

     2.1. Понятие и виды  современного менеджмента в России

     Переход к рыночным отношениям изменил во многом управленческое поведение. После распада СССР, исчезновения централизованного планирования и монополии государственной собственности, образовался экономический вакуум, где благополучным был лишь государственный сектор. Поэтому зарабатывание прибыли уже не казалось нереальным, но было менее привлекательным, чем раздел собственности государства.

     В условиях инфляции, неразвитости рынка, нестабильности в правовой сфере, почти  ни один директор российского предприятия  не заинтересован в долгосрочном финансировании проекта. В России преимущественно все ориентировано на краткосрочное развитие и моментальные результаты.

     Таким образом, современный менеджмент - неотъемлемая часть современного бизнеса.

     Существует  множество различных методов и способов управления, кроме того, с развитием науки и компьютерной техники существуют специальные программные обеспечения, способствующие в помощи принятия решений. Так, имея даже старые модели управления, безусловно, возможно управление современными предприятиями, но, учитывая технический прогресс и достижения, все-таки тяжело с этим согласиться ввиду таких причин, как противостояние человека и техники. Выражая человеческую сторону, мы можем увидеть духовность, а со стороны техники - четкий «холодный расчет».

     Безусловно, четкие действия - это выгодное положение  в управлении, но одного этого недостаточно, так как необходим творческий подход. Также невозможно творческое присутствие в большей степени, задача бизнеса зарабатывать. Единственный компромисс - объединить эти две вещи. В результате данного симбиоза образуется некий субъект, способный выполнить задачу двух сторон одновременно, а именно человек.

     Итак, сегодняшнее понятие менеджмент, отмечает доктор экономических наук, профессор В.Р. Веснин имеет ряд значений:

     Во-первых, это хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка  в «автономном плавании», связанное  с необходимостью поиска путей ее развития и принятия оперативных  решений по любым, самым неожиданным  и сложным вопросам. Исходя из такого подхода управление предприятиями, существовавшее в Советском Союзе в условиях командно – административной системы, не может считаться менеджментом, ибо оно свободным не было, а направлялось государственной властью.

     Во-вторых, под менеджментом понимается управление некоторой самостоятельной сферой хозяйственной деятельности. Так, в настоящее время широкое распространение получил кадровый менеджмент, то есть совокупность видов деятельности, связанных с управлением, повышением квалификации, решением социальных проблем и т.п.

     В-третьих, понятием «менеджмент» в настоящее  время характеризуется группа лиц, осуществляющих в рамках организации  управленческие функции. В русском  языке ему соответствует термин «руководство».

     В-четвертых, менеджмент – учебная дисциплина, преподавание которой в колледже одного из городов США начал в 1881 году, некий Джозеф Вартон, и которая сегодня составляет важнейший элемент подготовки любого специалиста, а как самостоятельная специальность высшего и среднего профессионального образования является едва ли не самой популярной среди студентов всего мира.

     В-пятых, наконец, менеджмент, представляет собой  совокупность научных знаний и практического  опыта в области управления, имеющих  междисциплинарный характер. Здесь используются данные экономики, психологии, социологии, педагогики, организации, права и сформулированные ими законы.

     Вышеизложенные  определения понятия менеджмент, дают основания полагать, что менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает  практически все сферы ее деятельности.

     Однако  при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно  достаточно четко определить границы  деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его отдельные виды:

     1)     Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно – правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

     2)     Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

     3)     Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

     Помимо  приведенных видов специального менеджмента в настоящее время разрабатываются другие виды:

     1)     менеджмент социальной сферы;

     2)     банковский менеджмент;

     3)     налоговый менеджмент;

     4)     организационный менеджмент;

     5)     международный менеджмент;

     6)     кадровый и др.

     Как мы видим, на современном этапе менеджмент как наука постоянно изменяется. Добавляются новые компоненты, новые задачи. Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.

     Безусловно, конечной целью менеджмента как  практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы. Следовательно, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов.

     Нельзя  не сказать о том, что задачи менеджмента  непрерывно усложняются по мере роста  масштабов и развития производства и коммерции.

     Таким образом, нужно подробно изучать  и анализировать задачи менеджмента, особенно на современном этапе, детально планировать стратегию развития и только потом воплощать ее в жизнь. Так же нужно вести активную подготовку специалистов, чтобы достигнуть значительных успехов не только на теоретическом, но и на практическом уровне.

2.2. Менеджмент и менеджеры

     Менеджмент  обычно переводится с английского  как управление. Первоначально этим термином обозначали умение объезжать лошадей или править ими. Затем данным термином стали обозначать умение управлять колесницами. Сегодня речь идет об управлении людьми.

     Под этим понимается умение добиваться поставленных целей, используя их труд и мотивы поведения. Поэтому важнейшей функцией менеджмента является мотивация.

     Однако  менеджмент нельзя считать только процессом  управления людьми.

     В английском языке семантика слова  «менеджмент» сложна. Из фундаментального Оксфордского словаря английского языка можно извлечь такие его толкования: 1) способ, манера общения с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость; 4) административная единица.

     Таким образом, понятие «менеджмент» употребляется  во многих значениях: управление, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Менеджмент — междисциплинарная отрасль знаний, сочетающая в себе достижения экономических, социологических, психологических, правовых, технических и других дисциплин, использующая опыт управленческого искусства. Он также включает теорию и практику управления, гибкое и активное применение которых обеспечивает успех.

     Российский  менеджмент — это комплексная инновационная наука, которая только зарождается одновременно с формированием рыночной экономики, развитием предпринимательства, созданием конкретных условий и конкурентоспособности, формированием благоприятных предпосылок для активизации деятельности физических и юридических лиц.

Информация о работе Процесс развития менеджмента в России