Процесс развития менеджмента в России

Автор: p****@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и
становления менеджмента в России.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
-Выявить основные стадии развития менеджмента в России.
-Изучить отечественный опыт управления.
-Рассмотреть опыт менеджмента на современных предприятиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Развитие управленческой мысли в России……………5
1.1 Первые идеи…………………………………………………….5
1.2 Периоды формирования науки управления.........…………….6
1.3 Концепции управления………………………………………...9
ГЛАВА 2 Современный менеджмент в России…………………18
2.1. Понятие и виды современного менеджмента в России…….18
2.2. Менеджмент и менеджеры…………………………………...21
Заключение………………………………………………………...27
Список используемых источников……………………………….29

Работа содержит 1 файл

менеджмент курсовая.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Себряковский филиал Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета» 

Кафедра «Экономики и Финансов» 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Менеджмент»

Тема: «Процесс развития менеджмента в России» 
 
 
 
 

                Выполнил: студент IV курса

                                   гр. ЭУП-41з

                             Срыбная  О.Р.

             Научный руководитель: Рыжова О.А. 
             
             
             

г. Михайловка

2011г.

Содержание

      Введение…………………………………………………………….3

      ГЛАВА 1 Развитие управленческой мысли в России……………5

      1.1 Первые идеи…………………………………………………….5

     1.2 Периоды формирования науки управления.........…………….6

     1.3 Концепции управления………………………………………...9

      ГЛАВА 2 Современный менеджмент в России…………………18

     2.1. Понятие и виды современного  менеджмента в России…….18

      2.2. Менеджмент и менеджеры…………………………………...21

      Заключение………………………………………………………...27

      Список  используемых источников……………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, 
информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно 
решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в 
государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и 
малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это 
наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же 
время полигон технического прогресса в сфере нововведений. Для большинства 
населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в 
производстве и сфере обслуживания приватизированы и, наряду с вновь 
созданными, относятся к малому бизнесу. Умело управлять ими - значит 
выжить, устоять, вырасти. Как это сделать - тоже вопрос эффективного 
менеджмента.

     Термин  «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин - «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование».

     В условиях становления смешанной экономики России, развития предпринимательства, модернизации и приватизации государственного сектора существенно меняется содержание социально-экономических, организационных и управленческих отношений в системе государственного управления и менеджменте.

     Современная экономика характеризуется непрерывными изменениями организационных структур, децентрализацией управления, обновлением технологий, стиля и методов руководства. Труд эффективного менеджера — это свободная творческая деятельность, органический сплав науки и искусства, тесное единство приемов мастерства, которым можно научиться, и природного таланта организатора, который нужно совершенствовать.

     Для формирования цивилизованного рынка  необходимо выявить особенности отечественного менеджмента с учетом политических реалий, исторических и психологических факторов, а также закономерности, концепции, принципы и практические методы западного менеджмента, которые

можно применить в современных российских условиях.

     Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно 
определить целевую ориентацию работы.

     Цель  курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и 
становления менеджмента в России.

     В соответствии с данной целью в  курсовой работе мною решаются следующие задачи:

     -Выявить основные стадии развития менеджмента в России.

     -Изучить отечественный опыт управления.

     -Рассмотреть опыт менеджмента на современных предприятиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 Развитие управленческой мысли в России

     1.1 Первые идеи

     Развитие  экономической науки и хозяйственной практики в XX веке во всем мире сопровождалось формированием и становлением научных школ организации и управления экономикой, что можно рассматривать как интеграционное интернациональное явление.

     Концепция управления государством в России, как и в других европейских странах (Франции, Австрии, Пруссии), сложилась в XVI—XVIII веках.

     Управление  экономическими процессами обеспечивало регламентацию как государственной, так и частной хозяйственной деятельности. Наиболее ранние идеи организации хозяйственного порядка в России излагаются в многочисленных записках правительству Петра Великого по поводу управления социальными, военно-политическими и экономическими аспектами жизни русского государства. Проект Салтыкова, например, содержал предложения о развитии отечественной промышленности, устройстве мануфактур и заводов во всех губерниях, что, по мнению автора, обеспечит «великое число денег» в российском государстве. Трактаты по управлению хозяйством представляли наборы регламентов, сведений, предложений политического, правового, экономического и технического характера.

      В конце XIX и начале XX веков в ряде университетов разрабатывались методологические проблемы управления: в Московском (В. Гольцов, М. Ковалевский); Петербургском (И. Андреевский); Казанском (Я. Степанов); Харьковском (В. Левицкий) и Киевском (Н, Бунге). Исследования касались места и роли управления экономикой в системе государственного и общественного устройства, предмета и методов науки об управлении, методологии западных ученых.

     Особенностью теоретических и методологических изысканий российских ученых того периода является использование методов научного познания для наблюдения и анализа явлений, установления причинной связи между ними и формирования принципов управления. Наука отражала объективный процесс укрупнения и усложнения производства, что вызывало потребность в специально подготовленных управляющих (или менеджерах), нанимаемых собственниками для управленческой деятельности. Многие исследователи были приверженцами капиталистического пути развития экономики России, связанного с ростом крупных предприятий и формированием монополий.

     Развитие  организационно-управленческой мысли  в России конца XIX века с ее идеями «культурного государства» подтолкнуло исследование национальной культуры, нравов, обычаев и экономического поведения работников, их менталитета, которые легли в основу формирования таких областей науки управления, как организационная культура, человеческие ресурсы, мотивация, управление персоналом.

     1.2 Периоды формирования науки управления

       Дореволюционный период.

     В начале XX века в России аграрное население  преобладало над индустриальным. В 1911 г. Россия произвела готовой  продукции в 10 раз меньше, чем  Америка, хотя население ее почти  в 2 раза превышало население США. На Западе интенсивность и производительность труда были гораздо выше, чем в России. А это означало, что уровень организации производства у нас был существенно ниже: в промышленности преобладали крупные фабрики, свидетельствовавшие о завышенной доле ручного неквалифицированного труда.

     Отличительными  чертами служили наличие огромной доли дешевой рабочей силы, низкая заработная плата, неограниченный рабочий  день, пренебрежение элементарными  требованиями техники безопасности, отсутствие наследственной рабочей  аристократии, рабочих династий и устойчивого кадрового ядра рабочего класса.

       Импорт в Россию иностранной техники, капиталов и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области научной организации труда (НОТ) и менеджмента. В 1908—1909 гг. появились первые упоминания о тейлоризме - системе организации труда и управления производством, возникшей в США на рубеже 19—20 вв. Эта система характеризуется использованием достижений науки и техники в целях извлечения максимума прибавочной стоимости путём усиления эксплуатации рабочего класса. Названа по имени американского инженера Ф. У. Тейлора.

     Тейлор  выбирал наиболее физически сильного, ловкого и искусного рабочего, предварительно обученного самым совершенным  методам труда. Показатели выработки  этого рабочего, зафиксированные поэлементно с помощью хронометражных наблюдений, устанавливались в качестве нормы, обязательной для выполнения всеми рабочими. Чтобы материально заинтересовать всех рабочих в выполнении и перевыполнении этой высокой нормы, Тейлор разработал специальную систему сдельной заработной платы, в соответствии с которой рабочие, выполнившие и перевыполнившие норму, оплачивались по повышенным против обычных тарифным ставкам и расценкам, а рабочие, недовыполнившие норму (хотя бы на долю процента), оплачивались по пониженным (как правило, на 20—30%) ставкам, то есть подвергались штрафу. Т. предусматривал также определённое чередование элементов труда и отдыха. Тейлор рекламировал введение им регламентированного отдыха как показатель гуманности и научности его методов: в действительности это служило поддержанию высокой интенсивности труда рабочих на протяжении всего рабочего дня.

     Пик интереса к творчеству Ф.Тейлора  в России падает на 1912—1914 гг. В ряде петербургских и московских организаций, в частности, «Политехническом обществе», «Русском инженерном обществе», «Обществе технологов», «Клубе общественных деятелей Петербурга», проходят публичные диспуты о западных новинках НОТ.

     Венцом  легитимизации идей Тейлора в  России следует считать 1913г., когда появился первый в мире тей-лористский журнал «Фабрично-заводское дело», где систематизировалась самая разнообразная информация о создателе «научного менеджмента» Мало где в мире самому Тейлору и его системе уделялось столь широкое внимание на всех уровнях общества — начиная со студенческих аудиторий и кончая профсоюзами, научными обществами, министерскими кабинетами и залами заседания Государственной Думы. Дискуссия вокруг тейлоризма развернулась еще острее после Октябрьской революции. Она приобрела государственный размах и политическую окраску. Возможно, что широкий общественный интерес к Тейлору возник в России даже раньше и приобрел гораздо более глубокий характер, чем у него на родине.

     До  революции мнения о системе Тейлора  разделились на два противоположных лагеря — ее сторонников и противников. После революции, а именно в 20-е годы, общественное мнение по-прежнему выражали два лагеря — тейлористы и антитейлористы.

     Критики тейлоризма полагали, что в России при низком уровне организации производства и жизни населения, произволе предпринимателей и отсутствии законодательных гарантий внедрение системы Тейлора принесет больше вреда, чем пользы. Вернее, она принесет выгоды только бизнесменам.

     Приверженцы тейлоризма ссылались на то, что  в России задолго до Тейлора в области НОТ проводились похожие эксперименты. Так, в Московском высшем техническом училище еще в 1860—1870 гг. разрабатывались и внедрялись рациональные методы обучения профессиям, связанных с металлообработкой.

       Постреволюционный  период.

     Формирование отечественной науки управления и организации труда разворачивалось в 20-е годы на фоне острой дискуссии вокруг системы Тейлора и вопросов НОТ. В 1921 г. состоялось Первая Всероссийская инициативная конференция по организации труда и производства, которая рассмотрела вопрос о преподавании в учебных заведениях дисциплин по организации труда и управлению производством, а в 1924 г. — Вторая Всесоюзная конференция.

     Их  результатом стала формулировка «основных законов научной организации  производства и НОТ», во многом сохраняющих  значение до сегодняшнего дня.

     Наиболее  плодотворным в развитии отечественной  управленческой мысли были 1920-е годы, когда в период НЭПа допускалась не только определенная свобода предпринимательства, но и научных идей в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики или идеологии.

Информация о работе Процесс развития менеджмента в России