Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 00:26, курсовая работа
Процусс принятия решений — это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на разрешение определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления. В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи
Осборн столкнулся
с обыденной ситуацией, которую
большинство граждан как
Итак, для того, чтобы идею приняли специалисты, она должна быть выдвинута оформленной "по 'всем правилам" - таково широко распространенное мнение.
Важнейшим элементом метода, предложенного Осборном, является снятие этого ограничения. "Почему бы не разделить каждую проблему таким образом, чтобы одна часть опытных экспертов позаботилась об изыскании фактов о юридическом суждении, тогда как творческие консультанты сосредоточились бы только на выдвижении одной идеи за другой", - пишет А. Осборн.
В этом разделении процесса поиска идеи на конструктивные этапы и в подборе людей для выполнения каждого этапа и состоит основа .предложенного метода. А. Осборн указывает на появление 'нового подхода к решению проблем, подхода, который получил у него название "имадженерия". "Вы даете свободу полета своей фантазии, а затем "имадженерируете" ее на землю". Развитие этой идеи привело к появлению довольно сложной последовательности действий. Важнейшей предпосылкой, на которую опирался Осборн, является представление о наличии у каждого человека двух важнейших аспектов работы мозга: творческого разума и аналитического мышления. Их чередование, по мнению Осборна, и составляет основу всех процессов творческой работы.
Приведем рекомендуемую им /последовательность действий при решении задач.
1. Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.
2. Отберите подпроблемы .для "атаки". Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.
3. Обдумайте,
какие данные могут
4. Отберите самые
предпочтительные источники
5. Придумайте
всевозможные идеи - "ключи"
к проблеме. o Эта часть процесса
мышления, безусловно, требует свободы
воображения, не
6. Отберите идеи,
которые вероятнее всего ведут
к решению. Этот процесс
7. Придумайте
всевозможные пути для
8. Отберите наиболее
основательные способы
9. Представьте
себе все возможные области
применения. Даже если наше окончательное
решение подтверждено
10. Дайте окончательный ответ".
Здесь ясно видно чередование творческих, синтезирующих этапов и аналитических, рассудочных. Это чередование расширений и сужений поискового поля присуще всем развитым методам поиска. Широкую известность приобрела более короткая последовательность действий, также описанная в книге "Практическое воображение" и составляющая суть метода мозгового штурма. Метод включает в себя два основных этапа:
- Этап выдвижения (генерации) идей.
- Этап анализа выдвинутых идей.
Работа в рамках этих этапов должна выполняться 'при соблюдении ряда основных правил. На этапе генерации их три:
1. Запрет критики.
2. Запрет обоснований выдвигаемых идей.
3. Поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и фантастические.
На этапе анализа основное правило:
4. Выявление
рациональной основы в каждой
анализируемой идее.
Метод, предложенный А. Осборном получил название "Ьгаin-storming" ("мозговой штурм").
Формирование группы участников мозгового штурма - важнейшая составляющая работы ведущего. Удачный подбор, как правило, обеспечивает успех всей работы. Неудачный подбор ведет к вялой работе, возможным конфликтам на личностном уровне., большим усилиям ведущего по обеспечению постоянной включенности в работу каждого участника работы.
Стандартным путем
организации оптимальной группы
является подбор людей на основе их
психологического тестирования. Существует
множество тестов, направленных на
эти цели (к сожалению, ни один из
них не может' претендовать на полноту
и всесторонность). Для осознанного
выбора средств тестирования рассмотрим
оцениваемые характеристики. Исходя
из описанных выше требований к участникам,
можно выявить важнейшие
1. Оригинальность
- способность продуцировать
2. Семантическая гибкость - способность выделить функцию объекта и .предложить его новое использование.
3. Образная адаптивная
гибкость - способность изменять
форму стимула так, чтобы
4. Семантическая
спонтанная гибкость - способность
продуцировать разнообразные
Эту совокупность
факторов целесообразно использовать
при выявлении генераторов
Для отбора аналитиков целесообразно применять иной подход, состоящий в оценке способности к обостренному восприятию недостатков, пробелов, отсутствующих элементов, дисгармонии. В рамках данного подхода считается, что творческий акт включает в себя ощущение трудности, поиски решений, возникновение и формулирование гипотез относительно отсутствующих элементов, проверку и перепроверку этих гипотез, возможности их модификации и, наконец, обобщение результатов. Здесь творческие способности оцениваются по таким показателям, как беглость, гибкость мышления, стремление к совершенству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор управленческого решения должен быть продиктован интересами дела, с одной стороны, с другой - должен основываться на учете мнений подчиненных, либо согласовываться с "мозговым центром" (штабом) предприятия, включающим заместителей, руководителей подразделений, ведущих специалистов и др. Нравственная ответственность руководителя в принятии решений заключается в наиболее полном учете всех мнений (специалистов, коллектива). Такое решение позволяет: выразить общее мнение по конкретной проблеме, способствует проявлению взаимопомощи в достижении цели, реализации системного подхода, усилению деловой активности, повышению квалификации работников. Кроме того, воспитывается общая заинтересованность, чувство значимости и причастности работников к процессу управления.
Для каждой компании
– свой рецепт. Нет средства, которое
могло бы помочь во всех случаях
жизни. Методы проверки могут быть разными
для каждого конкретного случая
и человека. Единожды принятое управленческое
решение в данном вопросе не поможет,
надо постоянно корректировать сложившуюся
ситуацию и методы борьбы с нежелательным
эффектом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.