Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 00:26, курсовая работа
Процусс принятия решений — это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на разрешение определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления. В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи
ВВЕДЕНИЕ
Принятие решения — это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.
Следовательно, процесс принятия решения — это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.
Процусс принятия решений — это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на разрешение определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления. В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений.
На любом уровне
менеджер должен справляться с целым
потоком решений. Некоторые решения
похожи на те, которые были приняты
ранее, другие — совершенно новые, при
этом столь важны, что требуют
тщательного обдумывания. Решения
иногда следует принимать
1.СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕЩЕНИЙ
Типовые процессы
принятия решений, реализуемые в
самых различных областях деятельности,
имеют много общего, поэтому необходима
некоторая универсальная «
Типовой процесс принятия решений включает:
1.1 Понятие проблемы
Необходимость
в разработке управленческого решения
возникает при осознании
Наличие проблемы
можно представить как
Существуют два
подхода к определению
Согласно первому проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.
Во втором случае
в качестве проблемы рассматривают
существующую потенциальную возможность.
Осознание проблемы возникает при
определенном критическом значении
рассогласования между
Индикатор проблемы
—достижение одним или
В основу определения приоритета проблемы могут быть положены следующие факторы:
2.Этапы принятия решения
Этап 1. Диагностика проблемы
Диагностика проблемы включает в себя пять этапов.
Первый этап в диагностировании сложной проблемы — выявление и осознание симптомов затруднений или имеющихся возможностей.
Вот эти симптомы:
низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты и большая текучесть кадров.
Обычно несколько симптомов дополняют друг друга, например чрезмерные издержки и низкая прибыль.
Второй этап — установление причин возникновения проблемы.
С этой целью
необходимо собрать и проанализировать
внутреннюю и внешнюю (относительно
организации) информацию, для чего могут
быть использованы как формальные методы
(вне организации — анализ рынка,
внутри нее — компьютерный анализ
финансовых отчетов, интервьюирование,
приглашение консультантов по управлению
или опросы работников), так и
неформальные (беседы о сложившейся
ситуации, личные наблюдения). Следует
использовать только релевантную информацию,
т.е. данные, касающиеся только конкретной
проблемы, человека, цели и периода
времени. В силу сложных контактов
и тесной взаимосвязи в организации
зачастую определить проблему трудно.
Работа управляющего маркетингом, например,
влияет на работу управляющего по сбыту,
мастеров на производстве, отдела исследований
и разработок и любого другого
человека в компании. В крупной
организации могут быть сотни
таких взаимозависимостей, поэтому
правильно определить проблему и
поставить задачу на основе анализа
проблемы — значит наполовину решить
ее, но это трудноприменимо к
Третий этап — определение характера проблемы.
Это один из важнейших этапов диагностики проблемы, поскольку от этого зависит выбор основных подходов к ее решению.
Проблема носит
функциональный характер, если она
проявляется и, соответственно, может
быть решена на уровне функций организационно-
Это наиболее сложные
и ресурсоемкие проблемы, требующие
перестройки и изменения всей
организационно-
Проблема имеет
структурный характер и, соответственно,
может быть решена при изменении
структуры организационно-
Проблема носит
параметрический характер, если она
может быть устранена изменением
только параметров организационно-
Судить о том,
носит проблема внешний или внутренний
характер, можно по тому, какая комбинация
критических рассогласований
Необходимо помнить, что, как правило, изменение функций потребует больших ресурсов, чем изменение структуры, а изменение структуры — больших ресурсов, чем изменение параметров.
Этап 2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений
Весьма важное
условие правильного
Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей.
Можно выделить следующие общие ограничения:
Как правило, для крупных организаций существует меньше ограничений, чем для малых или одолеваемых множеством трудностей.
Кроме ограничений, руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора, т.е. должна быть определена мера сравнения альтернатив. Такими критериями при заключении договора с производственным предприятием могут быть:
Весьма важно
также учитывать приоритет
Этап 3. Определение альтернатив
В идеале желательно выявить все возможные варианты решения проблемы, т.е. сформировать «поле альтернатив». Однако на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу, поэтому он, как правило, ограничивает число вариантов сравнения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее подходящими.
С этой целью
нередко используют метод морфологического
анализа (построение морфологических
карт). Углубленный анализ трудных
проблем необходим для
Этап 4 Оценка альтернатив
После составления
перечня вариантов решения
Для сравнения решений используют критерии принятия решений, установленные на этапе формулировки ограничений и критериев. Некоторые из критериев выбора имеют количественное выражение, другие — качественную характеристику. Если какая-либо альтернатива не может удовлетворить одному или нескольким установленным критериям, ее нельзя рассматривать как реалистичную.
Все решения необходимо представлять в сопоставимой форме. Желательно, чтобы это была та же форма, в которой выражена цель. Для успешной реализации управленческого решения необходимо также выполнить следующие условия: