Процесс коммуникации в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент - это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. Без этого элемента "производственные ресурсы" остаются всего лишь ресурсами и никогда не становятся производством. В условиях конкуренции жизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят от опыта и эффективности менеджмента.
Возникновение менеджмента как неотъемлемо

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 2
1. Процесс коммуникаций и эффективность управления……………………. 6
2. Коммуникации между организацией и ее средой…………………………. 10
3. Коммуникации между уровнями и подразделениями…………………….. 12
3.1 Межуровневые коммуникации в организации………………………….... 12
3.2 Коммуникации по восходящей……………………………………………. 13
3.3 Коммуникации между различными отделами………………………….… 13
3.4 Коммуникации руководитель-подчиненный……………………………... 14
3.5 Коммуникации между руководителем и рабочей группой……………… 15
4. Коммуникационный процесс……………………………………………….. 16
4.1 Элементы и этапы процесса коммуникаций…………………………….... 17
4.1.1 Зарождение идеи…………………………………………………………. 18
4.1.2 Кодирование и выбор канала……………………………………………. 20
4.1.3 Передача…………………………………………………………………... 22
4.1.4 Декодирование…………………………………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………….. 23
Список использованной литературы………………………………………….. 25
Вопросы к контрольной работе……………………………………………….. 26

Работа содержит 1 файл

Менеждмент контр.работа Процесс коммуникации в орг..doc

— 115.50 Кб (Скачать)

     Нужно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить процесс эффективно, он должен принять в расчет множество факторов. К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы. Идея не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных.

     Этот  пример показывает также связь между  восприятием и коммуникацией. У  руководителя, который считает подчиненных  способными к развитию и совершенствованию, а значит, нуждающимися в информации с оценкой результатов их работы, скорее всего найдутся дельные позитивные идеи обмена информацией на указанную тему по существу. Управляющий, который воспринимает подчиненных как детей, ждущих, чтобы их поправляли и направляли, скорее всего заложит в свои идеи критицизм отрицательного свойства, свойственный такому образу мышления.

   Еще один пример потенциальных проблем  на этапе зарождения идеи дает нам  начальник цеха, только что принявший  сообщение от высшего руководства о том, что компании нужно на 6 % увеличить производство видеоигр без увеличения сверхурочных выплат. Если начальник цеха не сможет сообразить, каким путем лучше всего обменяться этой информацией с подчиненными и направит им это сообщение в точности таким, каким оно было получено, возможны недоразумения, поскольку рабочие поймут лишь сам факт того, что изменения необходимы. Если же руководитель в самом деле подумает те идеи, которые требуют передачи, он может прийти к следующим заключениям:

  1. Рабочие должны понять, какие именно нужны изменения – прирост объема производства на 6% без дополнительных сверхурочных.
  2. Рабочие должны понять, почему нужны эти изменения, иначе они могут сделать вывод, что компания пытается выжимать из них побольше, а платить поменьше, и взбунтоваться.
  3. Рабочие должны понять, каким образом следует осуществить изменения – качество продукции и уровень брака не должны измениться вследствие прироста объема производства, иначе эффективность может снизиться, а не возрасти, как того требует в своем сообщении высшее руководство.

   Руководители, неудовлетворительно обменивающиеся информацией, могут действовать  неудачно, поскольку по отношению  к ним именно так действует  высшее руководство. Дело в том, что  руководители высшего звена часто  служат ролевой моделью для поведения подчиненных. Если наши руководители склонны к принуждению или не откровенны в обмене информации с нами, мы вполне можем повести себя подобным образом, обмениваясь информацией со своими подчиненными. Однако вы находитесь в ином положении, чем ваше начальство. Поэтому вовсе необязательно действовать в том же стиле, даже если этот стиль эффективен. Что в действительности необходимо, так это осознать – какие идеи предназначены к передаче до того, как вы отправляете сообщение, и уверенность в адекватности и уместности ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели.

4.1.2 Кодирование и выбор канала.

     Прежде  чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.

     Отправитель также должен выбрать канал, совместимый  с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым  общеизвестным каналам относятся  передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции.

     Если  канал не пригоден для физического  воплощения символов, передача невозможна. Картина иногда достойна тысячи слов, но не при передаче сообщения по телефону. Подобным образом может быть неосуществимым одновременный разговор со всеми работниками сразу. Можно разослать памятные записки, предваряющие собрания небольших групп, для обеспечения понимания сообщения и приобщения к проблеме.

     Если  канал не слишком соответствует  идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективным. Например, руководитель хочет предупредить подчиненного о недозволенности допущенных последним серьезных нарушений мер безопасности, и делает это во время легкой беседы за чашкой кофе или, послав ему записку по случаю. Однако по этим каналам, вероятно, не удастся передать идею серьезности нарушения столь же эффективно, как официальным письмом или на совещании. Подобным образом, направление подчиненной записки об исключительности ее достижения не передаст идею о том, насколько важен сделанный ею вклад в работу, и не будет в той же мере эффективным, как прямой разговор с последующим официальным письмом с выражением благодарности, а также премией.

     Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании. Процесс усложняется, поскольку отправителю приходится устанавливать последовательность использования этих средств и определять временные интервалы в последовательности передачи информации. Тем не менее, исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно эффективнее, чем, скажем, только обмен письменной информацией. Обсуждая результаты этого исследования, профессор Терренс Митчел указывает: ”Главный вывод этой работы в том, что устное плюс письменное сообщение скорее всего делают обмен информацией более эффективным в большей части случаев”. Ориентация на оба канала заставляет тщательнее готовиться и письменно регистрировать параметры ситуации. Однако никоим образом каждый информационный обмен не должен быть письменным. В этом случае потоки бумаг становятся неуправляемыми.

     Этап  станет более понятным, если представить  его себе как операцию упаковки. Многие действительно хорошие продукты не находят сбыта, пока не обретут такой упаковки, которую потребитель сочтет понятной и привлекательной одновременно. Подобным образом многие люди с прекрасными идеями не в состоянии упаковать их с помощью символов и вложить в каналы, значимые и притягательные для получателя. Когда такое происходит, идея, будь она даже распрекрасной, зачастую не находит сбыта.

4.1.3 Передача.

     На  третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которые многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время, как мы видели, передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.

4.1.4 Декодирование.

     После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его.

     Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея.

     Если  реакции на идею не требуется, процесс  обмена информации на этом должен завершиться.

Заключение.

  1. Осуществление коммуникаций – это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия.
  2. Коммуникация – это обмен информации между людьми.
  3. Между организацией и ее окружением, между выше и ниже расположенными уровнями, между подразделениями организации необходим обмен информацией. Руководители связываются напрямую с подчиненными.
  4. Основными элементами коммуникационного процесса являются отправитель, сообщение, канал и получатель.
  5. Этапы процесса – разработка идеи, кодирование и выбор канала, передача и расшифровка.

  Изучение курса «коммуникации в организациях» призвано в конечном итоге синтезировать знания и практические навыки обучающихся в четырех областях современного менеджмента - теории управления, теории организации, психологии управления и межличностного общения и собственно теории коммуникации.

  «Пробелы», некомпетентность в одной из этих сфер влечет за собой тиражирование  ошибок и малоэффективные действия во всех других областях. Это относится не только к работе менеджеров, руководителей всех уровней, но и к любому специалисту и так называемым «рядовым служащим, работникам», вовлеченным в процесс общения, контактирования с другими людьми.

  Как справедливо отмечают американские авторы В. Ховелл и П. Дипбой, рано или  поздно каждый человек становится перед  выбором: по-старинке придерживаться бюрократических, бездушных принципов работы или сделать «человеческий фактор» главной осью своей деятельности? Второй путь требует от человека полной самоотдачи, напряжения интеллекта готовности к риску, к принятию нестандартных решений и способности отвечать за чужие судьбы. Но игра стоит свеч: результаты такой работы способны превзойти самые смелые ожидания. 
 
Похоже, российские руководители новой формации поставлены сегодня перед тем же выбором. Есть надежда, что изучение основ менеджмента и принципов грамотной коммуникации позволят им не ошибиться в выборе приоритетов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы.

  1. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: Учебник.- 3-е изд. – М: Гардарики, 2002.- 528 с.
  2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента. - М.: Академия народного хозяйства при Правительстве РФ: Дело, 1994.- 752 с.
  3. Красовский Ю.Д., Организационное поведение. - М.: Юнити, 2000.
  4. Трейси Д., Менеджмент с точки зрения здравого смысла, Автор, 1993.
  5. Бондарь Н. П. и др., Эффективной управление фирмой: современная теория и практика. СПб: Бизнес-пресса, 1999.
  6. Спивак В. А., Организационное поведение и управление персоналом. - СПб: Питер, 2000.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    ВОПРОСЫ к контрольной работе.

1. Каковы функции коммуникации?

2. Какие существуют виды общения?

3. Назовите этапы передачи информации.

4. Десять заповедей успешной коммуникации.

Информация о работе Процесс коммуникации в организации