Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:00, курсовая работа
Объект исследования - безработица как экономическое явление, обуславливающее макроэкономисческую нестабильность.
Цель работы - определние сущностей, видов, причин и социально-экономических последствий безработицы. Выявление причин и проблем безработицы в Украине и предложение путей их решения.
Метод исследования - количественый и качественный анализ безработицы
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы занятости
1.1 Сущность и формы безработицы
1.2 Определение уровня безработицы
1.3 Теоретические модели безработицы
2. Анализ состояния занятости в условиях рыночной экономики
2.1 Динамика и структура безработицы в Украине
2.2 Правовая база регулирования занятости
2.3 Механизм регулирования равновесия на рынке труда
3 Перспективы совершения политики в области занятости
3.1 Проблемы занятости населения
3.2 Методы борьбы с безработицей в Украине
3.3 Улучшение качества финансового обеспечения рынка труда
Резюме (выводы)
Перечень ссылок
В Украине, за данными Государственного комитета статистики Украины, заработная плата в промышленности в 2003г., насчитанная в размере на одного штатного работника, составила 3,4 грн. за один оплачиваемый час (за подсчетами это составляет 0,6 доллара США за час). Даже если взять за основу эту цифру и сравнить с данными других стран за 1995г, то и тогда, по приблизительным подсчетам, показатель разрыва средней почасовой оплаты труда в промышленности Украины будет отличатся от показателя Чехии вдвое, Венгрии - почти втрое, Польши - в 3,4 раза, Испании - больше чем в 21 раз, Италии - больше, чем в 27 раз, Франции - больше, чем в 32 раза, Австрии - больше, чем в 42 раза, Германии - больше, чем в 53 раза(26,78)
Таким образом, украинская экономика, которая базируется на низкой стоимости трудового потенциала, не стимулирует сам процесс накопления и качественное воссоздание рабочей силы.
Обзор основных тенденций безработицы в Украине дает возможность сделать вывод, что главным заданием политики занятости на современном этапе является не искусственное занижение его зарегистрированного уровня, а разработка комплекса мероприятий для преодоления его скрытых и открытых форм.(16,3)
3.2 Методы борьбы с безработицей
Формирование рынка труда в Украине, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:
? оживление экономической
ситуации и инвестиционной
? совершенствование
системы оплаты труда,
В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности.
Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств (предпринимателей, населения, западных инвесторов и т.д.).
Программы занятости, которые разработаны в украинской экономике, как правило, рассчитаны на проведение мероприятий. Которые способствуют профориентации, трудоустройству и практически не предполагают профилактических мероприятий для предупреждения безработицы. Среди них можно выделить следующие:
-увеличение объемов
и качества предоставляемых
-поддержка предпринимательской инициативы безработных зарегистрированных в государственной службе занятости (напротяжении 2003г. с целью поддержки предпринимательской инициативы безработных свыше 48,5 тыс. безработным было выплачено одноразово всю помощь по безработице для основания собственного дела.(27,218)
В условиях переходной
экономики, спада производства и
роста безработицы, особенного внимания
требуют социально-
Заграничный опыт свидетельствует, что среди трудовых ресурсов стран Восточной Европы молодежь составляет меньше чем 30%, но безработных в возрасте до 25 лет больше 15%. В Украине в структуре безработных 15,3% - не трудоустроенная молодежь после окончания общеобразовательных и высших учебных заведений разных видов аккредитации.(19)
Среди экономически активной молодежи безработные составляют приблизительно 16%. Эта часть молодежи не в состоянии достаточно адаптироваться к рыночным условиям и сейчас является значительной частью безработных. Так, если в 2000г. общая численность безработной молодежи превышала четверть всех зарегистрированных безработных и составляла 320,0 тыс. чел, то в 2002г. этот показатель сократился с 27,7% до 24,3%, и в абсолютном выражении достиг 251 тыс. чел, то есть на 69,0 тыс.чел меньше, чем в 2000гПо регионам объем безработной молодежи в 2002 г. был самым высоким в Донецкой (106,1 тыс.чел) и Львовской (62,7 тыс. чел) областях..(16,3).
Чтобы работодатель захотел принять на работу молодого специалиста, самое простое дать льготы частным предпринимателям - плательщикам единого налога. От этого будет польза государству (не надо будет платить помощь по безработице) и работодателю: он сможет не вкладывая особо больших денег, подготовить работника для своего производства; и для работника - он сможет получить практические навыки работы.
Давая льготы предприятию, необходимо считаться и с интересами молодого специалиста. В частности, в трудовом договоре надо определить (если оплата труда почасовая), что с увеличением продуктивности труда молодого специалиста должна увеличиваться и ставка заработной платы. Если оплата труда - от выработки, то она будет осуществляться согласно тарифной ставки. Частный предприниматель не имеет права увольнять молодого специалиста на протяжении 3 лет с момента принятия на работу, кроме особенных случаев.
Каждое высшее учебное заведение (ВУЗ) должен помогать трудоустройству своих выпускников. Нужно дать возможность студентам начать свою карьеру, находясь в ВУЗе. Для этого нужно ВУЗу давать информацию о себе через Интернет или обычной почтой рассылать предложения на прием заказов, разных проектов, проектов-рассчетов и т.д. ВУЗу, кроме того, нужно рекламировать своих выпускников: розсылать на адреса крупных предприятий и областных центров занятости сообщения о том, каких специалистов оно планирует выпустить в этом году.(28,181-182)
Средства массовой информации, молодежные организации должы психологически готовить молодежь до осознания ними роли, которую она может иметь в развитии своей страны, к изменению мысли, касающихся распространенной среди молодежи форм деятельности, которые являются временными (и поэтому неперспективными) в условиях функционирования специализированной рыночной среды
Также должна проводится активная борьба с безработицей в сельской местности. Уровень безработицы зарегистрированный в сельском сегменте рынка труда в Украине в 2002г. вырос по отношению к 2001г. на 1,7% и составил 6,5%. В девяти областях этот процент превышает границах от 7,3 до 11%.
Для создания новых рабочих мест в инфраструктуре села нужно сильное участие государства. Учитывая это в селе должна происходить государственная политика, направленная на укрепление хозяйств общественного сектора.
Безработными в селах, которые не находятся на учете в центре занятости, должны также заниматься местные органы самоуправления. К сожалению, в большинстве населенных пунктах отсутствует действующий центр, который бы занимался трудоустройством граждан. Эта проблема должна быть в поле зрения сельских советов. Целесообразно включить проблемы занятости сельского населения в планы социально-экономического развития населенных пунктов и регионов.
Так, например осуществление
Программы социально-
Эти позитивные тенденции возникли не сами по себе. На протяжении 200-2001гг. совершались активные действия для улучшения ситуации, которая возникла. Постоянно проводится целенаправленная работа по организации новых рабочих мест.(приложение Б). (29,213)
Но можно ли вообще ликвиди-ровать безработицу, то есть добиться 100%- и занятости? В свое время эта задача была одним из главных политических лозунгов профсоюзов и социалистических партий.
Однако на самом деле экономика, в которой одновременно заняты все 100% трудоспособного населения, больше проигрывает, чем выигрывает.
Во-первых, добиться такого положения дел можно лишь с помощью внеэкономического принуждения по отношению к гражданам (например, в истории СССР был такой период, когда закон -- так же как во времена крепостного права -- просто запрещал менять работу по собственному желанию трудящегося). А ограничение экономической свободы подрывает саму основу нормального функционирования механизмов рынка и ведет к худшему использованию ресурсов страны и замедлению темпов роста благосостояния ее граждан.
Во-вторых, в такой экономике резко замедляется перестройка структуры производства, обусловленная изменениями спроса и внедрением достижений науки и техники в производство
Больше всего возможностей
для трудоустройства
Количество малых предприятий в Украине растет все большими темпами. Это видно из рисунка 3.2.(31.205)(приложение В)
По статистической
отчетности предприятий, учреждений и
организаций, по состоянию на 01.07.02 года
потребность предприятий в
Подводя итог, важно
обратить внимание главное: ситуация сдвинулась
с мертвой точки. Это свидетельствует
о правильности выбранного подхода
и способность органов
Улучшение качества финансового обеспечения рынка труда
Динамика общих поступлений и затрат Государстенного фонда содействия занятости населения и Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы за достаточно большой период 1994-2002гг., характеризуется данными, представленными в табл.2.(приложение Г)(23,34)
Что касается общих затрат из фонда занятости, то они с 1994 по 2002 гг. Выросли в 55,5 раз, а с 1996 по 2002 гг. - в 12,8 раз, что свидетельствует о более активной трате средств фонда на совершение мероприятий содействия занятости населения.
У країнах з розвиненою ринковою економікою витрати фонду зайнятості у відсотках до ВВП состовляют більше 5% або майже в 15 разів більше, ніж в нашій країні.
Информация о работе Проблемы занятости и безработицы в Украине