Проблемы занятости и безработицы в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - безработица как экономическое явление, обуславливающее макроэкономисческую нестабильность.
Цель работы - определние сущностей, видов, причин и социально-экономических последствий безработицы. Выявление причин и проблем безработицы в Украине и предложение путей их решения.
Метод исследования - количественый и качественный анализ безработицы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы занятости
1.1 Сущность и формы безработицы
1.2 Определение уровня безработицы
1.3 Теоретические модели безработицы
2. Анализ состояния занятости в условиях рыночной экономики
2.1 Динамика и структура безработицы в Украине
2.2 Правовая база регулирования занятости
2.3 Механизм регулирования равновесия на рынке труда
3 Перспективы совершения политики в области занятости
3.1 Проблемы занятости населения
3.2 Методы борьбы с безработицей в Украине
3.3 Улучшение качества финансового обеспечения рынка труда
Резюме (выводы)
Перечень ссылок

Работа содержит 1 файл

Донецкий национальный технический университет.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

Трудовой договор, заключенный между работодателем  и наемным работником, а также  существующее законодательство выражают и защищают интересы обеих сторон, определяя оптимальные производственные условия трудовой деятельности, время, функции и интенсивность работы.

Профессиональный  союз (сокращенно профсоюз) - массовая общественная организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по профессиональному признаку. В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность форм их организации и содержания деятельности исчезли. Однако до сих пор большинство профсоюзов являются частью системы менеджмента, выполняющей жизненно важные для работников социальные функции.

С помощью коллективных договоров профсоюзы проводят свою политику в отношении финансирования страховых фондов, размеров и длительности выплаты пособий по безработице  и т. д., но редко выдвигают требования, которые могут подорвать положение предприятия, корпорации, отрасли, а в конечном итоге, и трудящихся. Заключаемые между предприятиями и профсоюзами на одном из трех уровней - национальном, отраслевом или фирменном - сроком на 1-2 года коллективные договора являются весьма эффективной формой производственно - трудовых отношений, обеспечивающих участие трудящихся в развитии экономики и предотвращающих, как правило, возникновение трудовых конфликтов и стачечной борьбы.

Коллективные договора сегодня являются, как правило, результатом не столько противоборства интересов, сколько их выявления и сглаживания различий между ними в контексте общей заинтересованности в процветании фирмы, корпораций, экономики в целом. И предприниматели, и профсоюзы в своих требованиях исходят из научного анализа ситуации, осуществляемого собственными, независимыми исследовательскими центрами и организациями.

Весьма эффективны, как показывает опыт Австрии, Швеции, Норвегии, Дании и других стран, коллективные договора, заключаемые на высшем национальном уровне между ассоциацией предпринимателей и руководством профсоюзов. Они действительны во всех отраслях и обязательны - при условии их принятия - для работников каждого учреждения и предприятия в течение всего срока действия. Именно на национальном уровне наилучшим образом видны и понятны и потому могут быть всеми сторонами учтены и согласованы многосторонние общенациональные интересы - внешней и внутренней экономической политики, комплексного развития отраслей, в т. ч. и отдельных предприятий.

Наряду со всем комплексом условий труда и мер социальной защиты, зарплата, безусловно, является одним из ключевых пунктов коллективных договоров и одной из основных тем переговоров между профсоюзами  и предпринимателями. Ее общее движение почти никогда не отстает от роста индекса цен на товары и услуги, часто его опережает и определяется спросом и предложением рабочей силы, ростом образования и квалификации. Но повышение зарплаты по этой причине не бывает непрерывным. Оно приостанавливается, в частности, на период действия коллективных договоров.

Однако бывает, что  в странах, где наемные работники  не могут по-настоящему отстаивать свои интересы или где бушует экономический  кризис, минимальная заработная плата  падает ниже прожиточного минимума. Это в полной мере характерно для Украины в настоящее время.

Такая ситуация на рынке  труда неизбежно ведет к росту  числа забастовок с требованием  повышения оплаты труда и даже может породить опасные политические последствия.

Государство совершает как прямое, так и непрямое влияние на рынок труда. На государственном уровне определяются минимально необходимые нормативы функционирования рынка труда, объем прав работодателей и работников сферы найма, границы компетенции местных органов управления рынком труда, обеспечивается унификация системы социального и трудового законодательства. Среди непрямых источников государство использует налоговую кредитно-денежную системы, а также методы общеэкономического характера. Таким образом. Государство играет решающую роль в формировании рынка труда.

Механизм государственного регулирования занятости является эффективным только тогда, когда  они основываются на правовой базе, гарантируя обеспечение прав граждан  на труд, регулирование и организацию  занятость населения, компенсации при утрате работы.

В заключение следует  отметить, что само по себе наличие  должным образом подготовленного  закона не достаточно, чтобы заметно  повлиять на общественное сознание. Хороший  закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантированные государством права работников должны защищаться, прежде всего, путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.(17,378)

2.3. Механизм регулирования  равновесия на рынке труда

Развитый рынок  труда предполагает ряд взаимосвязанных  условий своего существования и  функционирования:

-наличие большого  количества независимых субъектов  трудовой деятельности, которые  вследствие трудовой мотивации  в поведении на рынке труда обусловливают формирование спроса и предложения на рабочую силу;

- обеспечение условий  экономической свободы и потенциальной  мобильности субъектов рынка  труда;

- минимальная заработная  плата должна обеспечивать уровень  жизни выше за прожиточный  минимум и устанавливаться в соответствии с образованием, квалификации и качества труда;

- одинаковый уровень  экономической и юридической  ответственности работника и  работодателя;

- наличие развитого  рыночной (конкурентной) среды в  стране;

На практике рынок труда воспринимается как механизм выявления и согласования спроса и предложения на рабочую силу, то есть этот рынок имеет общие черты с другими составляющими общего рынка. В то же время рынок труда отличается от других рынков. Суть отличия в том, что для работника продажа рабочей силы, ее цена, служат, как правило, основным источником жизнедеятельности. Поэтому продажу рабочей силы нельзя отложить на длительное время, ожидая более благоприятного соотношения спроса-предложения. 

К основным рычагам  саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

На рынке труда  ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда  ту часть населения, которая не имеет  других источников к существованию. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех сегментах рынка труда. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищенности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда.

Колебания цены труда  в сторону ее снижения приводят к  обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются  налоговые поступления и т.д.

Уровень заработной платы может гарантироваться только государством, путем установления предельных правовых норм (тарифные ставки, ставки оплаты труда, длительность рабочего времени, налогообложение и др.).

В процессе саморегулирования  рынка труда не менее важна  роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он модернизирует производство, совершенствует организацию труда, следовательно с учетом повышенных требований усложняется система образования (т.е. потенциальный рынок труда).

Доход фирмы является экономической основой ее инвестиционной активности. По размерам дохода можно смело судить о степени успеха предпринимателя. Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается ее банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Практика рыночной экономики дает немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специалисты отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.

Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и  определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т.п.

Цена труда также  колеблется в зависимости от спроса и предложения труда на рынке. Но здесь нужно учитывать и  то, что спрос на труд предприниматель  предъявляет, когда найм работников дает ему прирост доходов после  продажи произведенной продукции  на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал.

Цена труда, норма  прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция - все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом - общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода. Западные экономисты используют так называемую кривую Лоренца для изучения распределения доходов между разными группами населения. Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет минимальные доходы, а меньшая - очень высокие. Поэтому кривая Лоренца (если рассматривать ее с экономико-математической точки зрения) при продвижении от беднейших слоев населения к богатейшим получает все больший угловой коэффициент наклона касательной, т.е. поднимется все круче.

В этой связи сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей ограничивает средства на внедрение новых технологий и новшеств, снижает прибыльность производства и способствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естественно углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест. (18,186) 

Формирование рынка  труда в Украине за последние годы проходит в условиях резкого роста предложения рабочей силы и почти адекватного уменьшения спроса на неё. Так, в 2003г. спрос на рабочую силу на зарегистрированном рынке труда составлял 142,1 тыс. человек, в то же время предложение - 1003,6 тыс. человек. На одно свободное место в Донецкой области по состоянию на конец 2002г. претендовало 4 из незанятых трудовой деятельностью граждан (на конец 2001г. - 6), в том числе на вакантное место работника - 2 человека (соответственно в 2001г. - 4), на место, которое требует специальной подготовки, - 9человек (соответственно в 2001г - 11), на должность служащего - 8 человек (соответственно в 2001г. - 14)(19,20). Самый большой дисбаланс между предложением и спросом на неё наблюдался в Херсонской, Ровенской, Ивано-Франковской, Черновицкой, Черкасской, Волынской, Львовской и Тернопольской областях.(20)

Такая специфическая  ситуация свидетельствует о росте  экономических противоречий и необходимости  усиления действия инструментов регулирования  рынка труда.

3.ПЕРСПЕКТИВА СОВЕРШЕНИЯ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ

Анализ ситуации в сфере занятости в Украине  в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося  рынка труда к саморегулированию  все еще незначительна, поэтому  остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования.

С одной стороны  в Украине, признается законной добровольная не занятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом  или служить основанием для привлечения  человека к административной или  уголовной ответственности. С другой стороны - не занятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено

Информация о работе Проблемы занятости и безработицы в Украине