Проблемы современного менеджмента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Россия сегодня находится в положении «догоняющего» и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента в России
и их особенности ……………………………………………………………….
1.1 Становление и развитие менеджмента в России ………………….
1.2. Специфика российского менеджмента ………………………….
1.3.Современные проблемы менеджмента в России ………………
1.3.1. Проблема качества ………………………………………….
1.3.2. Коррумпированность современной экономики РФ на всех уровнях………………………………………………………………
1.3.3. Избыточная численность государственных управленцев …
1.3.4. Российский менеджмент в глобализирующей экономике….
1.3.5. Проблема взаимодействия топ-менеджмента и владельца компании в России ………………………………………………….
Глава 2. Анализ системы управления ОАО «Стройинвест» …………………
2.1. Краткая характеристика предприятия ……………………………..
2.2 Анализ системы управления ОАО «Стройинвест» ………………..
2.3 Недостатки в системе управления ОАО «Стройинвест» ………….
Глава 3.Совершенствование системы управления
в ОАО «Стройинвест» …………………………………………………………
Выводы и предложения ………………………………………………………..
Список использованной литературы ………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Проблемы современного менеджмента в России.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

     Управление – форма проявления внутренней, глубинной социально-психологической программы, заложенной в человеке. В этом качестве менталитет – всеобщая основа поведенческого менеджмента, его элемент, его существенная сторона. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету.

     Особенности российского менеджмента:

     - приоритеты в проблематике, акцепты внимания и усилий;

     - инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его осуществления;

     - комплекс факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

     - культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить.

     Российский  менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально- исторических особенностей нашей культуры. 

    1.3. Современные  проблемы менеджмента в России

    1.3.1 Проблема  качества

      Первая  главная проблема российского менеджмента - проблема качества.

      Наличие этой проблемы связано с тем, что в России мало людей, имеющих реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономики.

      Одна  из основных проблем российского  менеджмента качества заключается  в том, что экономические условия  в стране отличаются от тех условий, в которых рождались принципы западного менеджмента качества. Говоря другими словами, это инструмент для решений проблем, которые пока не встали перед нашими производителями. А применение инструмента не по назначению приводит к получению иных, нежели ожидаемые, результатов.

      Американский  менеджмент обратился к управлению качеством после того, как испытал  шок, описанный Робертом Колом: "Трудно определить масштабы воздействия на американский менеджмент вызова, брошенного Японией в области качества. Американцев оставили позади в понимании факторов конкурентной борьбы: Они уступили японцам, поскольку отрицали, что причиной их поражения является качество: Только после того как американские менеджеры убедились, что качество - фактор конкурентной борьбы, и признали собственные недостатки, они смогли их ликвидировать:"

      Наиболее востребован и плодотворно развивается менеджмент качества на тех предприятиях, которые ориентированы на производство продукции для иностранного потребителя. Будучи географически расположенными в России, они вынуждены играть по западным правилам. Для предприятий, ориентированных на потребителя из нашей страны или ближнего зарубежья, ситуация более свободная: они могут себе позволить применять инструменты обеспечения прибыльности, не связанные с удовлетворенностью покупателя.

      Конечно, в настоящее время российский бизнес становится все более цивилизованным. Откаты как механизм обеспечения  заказов и своеобразной лояльности потребителя уходят в тень, теряя  свою надежность и привлекательность. Впереди у этого способа управления отношениями с клиентами и поставщиками лишь рост рискованности, а значит, падение уровня приемлемости и применимости. Рынок насыщается товарами и услугами, некоторые его сферы уже практически полностью заняты существующими игроками, и в них весьма высок уровень конкуренции. Предприятиям не остается ничего иного, как искать конкурентное преимущество в индивидуализации своей продукции (услуг), т. е. включаться в борьбу за потребителя.

      Законодатель, потребитель и менеджмент еще не установили российскому бизнесу всего того множества ограничений, в условиях которых действует западный бизнес. Так, например, весьма характерными показателями "белых пятен" в законодательстве могут служить и ситуация с финансовыми пирамидами, и проблемы частных инвесторов в строительстве. Да и потребитель еще не столь "тренирован" и настойчив в отстаивании своих интересов, и влияние общественной морали на принимаемые менеджментом решения еще не так заметно. Но тенденция достаточно очевидна, и она будет вынуждать предприятия искать способы выживания в рамках растущих ограничений, одним из которых является менеджмент качества.

      А пока потребность в этом инструменте  формируется зачастую искусственно, например требованиями наличия различного рода сертификатов при проведении тендеров. Очевидно, что необходимость сертификата ничего общего с менеджментом качества как способом конкурентной борьбы не имеет, тем более принимая во внимание специфику работы российской индустрии сертификации. Но даже при существовании потребности в данном инструменте, он не может быть применен с пользой для предприятия, если высшее руководство не умеет им пользоваться.

      Еще одна серьезная проблема на пути распространения  принципов современного менеджмента  качества - это компетентность руководителей предприятий в вопросах собственно управления.

      Как до недавнего времени формировался корпус руководителей? Специалист, показывающий высокие профессиональные результаты, в определенный момент начинал движение по административной лестнице. В конечном счете, кто-то добирался до самого верха.

      Современный высший менеджмент в своей массе  сформирован из специалистов тех  отраслей, в которых работают предприятия. Телекоммуникационную компанию возглавляет  связист, химическую - химик, банк - финансист  и т. д.

      Однако  дело в том, что управление - это  точно такая же отдельная отрасль  деятельности со своей спецификой, как связь, химия или финансы. Инженер, становясь начальником  отдела, приобретает новые функции, для исполнения которых прошлый, инженерский, опыт практически бесполезен. Чем выше должность, тем больше в ней специфических управленческих функций и меньше технических. "По мере роста организации группе ее руководителей становится трудно разрабатывать решения, необходимые для деятельности организации. Поэтому эта группа вынуждена все больше передавать свои обязанности по выработке решений нижестоящим руководителям. Однако поскольку эта группа - руководители высшего уровня - отвечает за все решения, ее роль в организации изменяется: от выработки решений руководители высшего уровня переходят к управлению процессами выработки решений".

      Беда  российского высшего менеджера  в том, что он, заняв позицию  управленца, по стилю мышления, по способам решения проблем остается отраслевым специалистом, или в терминах Янга, "руководителем, принимающим решения", а не "управляющим процессом". Парадоксально, но факт: руководитель с увлечением занимается технологическими проблемами и весьма неохотно собственно управленческими.

      По  сути, состояние в сфере управления можно уподобить переход от кустарного производства к серийному. Ремесленники, опиравшиеся на свой личный опыт, в принципе не могли обеспечить производство единообразной продукции в массовом количестве. Требовался другой персонал, изначально наученный общим приемам производства и вследствие этого более эффективный.

      Точно так же, высшие руководители в силу специфичности своих функций  должны перестать быть "ремесленниками от управления", т. е. опираться исключительно  на свой опыт, а получить определенный базовый набор знаний, основанный на мировой практике. Очевидно, что в этот набор войдет и информация о том, что такое системы менеджмента качества, для достижения каких целей и в каких условиях они необходимы. Немаловажно, чтобы в процессе такого специального обучения у руководителя появилось представление о своей роли в построении и поддержании работоспособности СМК. Безусловно, полученные знания должны будут переосмыслены и применены с учетом российской специфики, в этом залог действенности заимствованного опыта.

      По  мере прихода руководителей новой формации, вооруженных не только знанием мирового опыта, но и готовых использовать его в адаптированной форме для управления российскими предприятиями, потребность в менеджменте качества увеличится. "Новые" руководители, для которых системное мышление является элементом профессиональной культуры, будут иначе относится к менеджменту качества, отдавая себе отчет в том, что это за инструмент, каковы границы и условия его результативного применения. Сегодня даже при искреннем желании руководителя наладить управление качеством он не может выстроить это направление деятельности так, чтобы оно оправдывало возлагаемые надежды, из-за недостатка знаний об общих законах функционирования систем.

      Вот примерный перечень типичных ошибок, которые совершает руководитель.

  • Исключение себя из деятельности по созданию и поддержанию работоспособности;
  • Неверное распределение ответственности.

      Распределение ответственности в СМК - это крайне важный момент, от которого зависит, насколько  результативной будет система. Можно указать три основных неверных способа распределения ответственности за качество.

      1. Ответственность сосредоточена  на одном человеке;

      2. Ответственность лежит сразу  на всех;

      3. Ответственность вообще не установлена  для кого-то конкретно. 

      К сожалению, сегодня еще достаточно редко можно встретить генерального директора, который четко понимает как свою роль в системе менеджмента качества, так и роль других руководителей, в том числе того, кто должен отвечать за построение и функционирование системы.

      Таким образом, чтобы ожидания руководства  от внедрения СМК оправдались, менеджеры  качества должны нести ответственность  за качество продукции и получить соответствующие полномочия. Однако руководители предприятий либо, не осознавая необходимости этой ответственности, не наделяют ею менеджеров качества, либо, понимая ее, не торопятся совершать соответствующие действия. Как это ни печально, зачастую это бывает оправдано.

      Исполнение  функций менеджера качества в  полном объеме требует определенных знаний и навыков:

знания  принципов построения и анализа  систем, т. е. системного подхода;

- навыков управления проектами;

- понимания конкретных механизмов реализации требований моделей СМК.

      К сожалению, значительная часть современного сообщества менеджеров качества не в  полной мере отвечает предъявляемым  требованиям, т. е. неспособна выполнять  стоящие перед ними задачи.

      В современном менеджменте качества сложилась парадоксальная ситуация: создается много СМК, но специалисты не могут договориться между собой, что такое цели в области качества и какие конкретно цели необходимо ставить перед тем или иным предприятием. Это при том, что СМК представляет собой "систему для разработки политики и целей и достижения этих целей".

      Следует отметить еще одно обстоятельство. Отсутствие единой (общепризнанной) методологической базы в менеджменте качества приводит к тому, что сертификаты соответствия, выдаваемые разными многочисленными  органами сертификации, совершенно неравноценны. Дело здесь даже не в степени строгости, если можно так выразиться, того или иного органа сертификации или мере некой профессиональной порядочности. Проблема состоит в отсутствии общепринятой методологии оценки соответствия СМК предприятия выбранной модели.

 

    1.3.2 Коррумпированность  современной экономики РФ на  всех уровнях 

      Вторая  главная проблема российского менеджмента  – коррумпированность современной экономики РФ на всех уровнях. Здесь можно разделить менеджеров в государственных экономических структурах и менеджеров частных компаний. В западных странах государственные управленцы, чиновники, в большей степени отделены от материальных благ и их распределения, их роль с точки зрения взаимодействия с менеджерами частных компаний сведена к минимуму. Особенность российской системы управления, наличие «откатов» при получении крупных государственных заказов привела к тому, что российский чиновник стал «крупным менеджером» с эффектом получения «серых бонусов» при организации «нужных» управленческих решений в экономике. 

    1.3.3 Избыточная  численность государственных управленцев 

      Третья  проблема – избыточная численность государственных управленцев, непрерывно возрастающего числом при постоянном «сокращении» аппарата. Это связано с тем, что самый эффективный и доходный бизнес в России – управление государственными ресурсами. При этом наблюдается острая нехватка топ-менеджеров высшей квалификации, способных эффективно управлять частными компаниями, с целью конкурентоспособности на мировых рынках. Пока это получается только в некоторых отраслях, прежде всего ресурсных, связанных с экспортом полезных ископаемых и экспортом вооружений. Это превосходство связано, скорее всего, не только с уровнем менеджмента – большинство кадров были воспитаны в советское время, а также с конкурентными преимуществами в этих областях, сложившихся в силу географических, исторических и традиционных особенностей, позволяющих увереннее чувствовать себя на рынке.

Информация о работе Проблемы современного менеджмента в России