Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:19, курсовая работа
Неформальные группы , которые образуются в организациях , являются мощной силой , которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации с сводить на нет усилия руководства. Поэтому руководителям необходимо примирять требования неформальных групп организации с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость побуждает менеджеров к поиску нестандартных приемов управления людьми или использованию имеющихся приемов более эффективно с целью использования потенциальных выгод и уменьшения
отрицательного воздействия неформальных групп.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава № 1. Неформальные группы.…………………………………………………………………………...5
Параграф №1. Что такое неформальные группы?…………………………………………………………………..5
Параграф №2. Причины вступления в неформальную группу…………………………………………………………………….6
Глава №2. Проблема менеджеров в работе с неформальными группами…………………………………………………………………………8
Параграф 1 Недостатки неформальных групп……..……………………………………………………………....8
Параграф 2 Пагубное влияние неформального лидерства
на деятельность организации………………………………………....14
Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературы……………………………………………………………..19
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ |
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ |
Курсовая работа
по курсу: «Организационное поведение»
на тему: «Проблемы работы менеджера с неформальными группами»
Выполнил: |
студентка 2-го
курса ФМБДА |
Научный руководитель: |
Стасенков Юрий Анатольевич |
Москва 2011
Оглавление
Параграф 2 Пагубное влияние неформального лидерства
на деятельность
организации………………………………………....
Введение
Люди играют важную роль в развитии организаций. Многочисленные социологические и психологические исследования позволили выявить, что важной причиной создания неформальных групп является естественное стремление человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми. Неформальные группы создаются не руководством путем распоряжений и формальных постановлений, а сотрудниками организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Такие группы дают человеку ощущение защищенности , от группы он ждет поддержки, помощи в решении своих задач и предостережения. Так же, поскольку формальная организация не может предусмотреть все ситуации целевого функционирования организации и соответствующие им действия сотрудников, организациям необходимо неформальное взаимодействие сотрудников, способствующее выполнению их задач. В процессе выполнения этих задач люди вступают во взаимодействие, которое, в свою очередь, способствует появлению положительных и отрицательных эмоций в отношении друг друга и начальства. Эти эмоции, в свою очередь, влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем. Во многих случаях неформальные группы оказывают существенное влияние на поведение членов группы, порой даже большее, чем формальные.
Неформальные группы , которые образуются в организациях , являются мощной силой , которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации с сводить на нет усилия руководства. Поэтому руководителям необходимо примирять требования неформальных групп организации с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость побуждает менеджеров к поиску нестандартных приемов управления людьми или использованию имеющихся приемов более эффективно с целью использования потенциальных выгод и уменьшения
отрицательного воздействия неформальных групп.
Чтобы стать успешным руководителем, необходимо понимать своих сотрудников и создавать такие условия в организации, чтобы люди работали более эффективно и результативно.
Объектом исследования данной работы является неформальные группы и их роль в организации рабочего процесса на предприятии. Может ли руководитель использовать неформальные группы в целях улучшения качества работы сотрудников и повышения эффективности предприятия?
Целью данной работы является анализ неформальной организации, проблем управления, связанных с существованием неформальных организаций.
Задачи:
Рассмотреть неформальные группы, их роль в организации.
Проанализировать проблемы в управлении неформальными группами.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в любой организации возникают неформальные группы без вмешательства руководства, которые нельзя недооценивать, потому что они оказывают влияние на поведение людей в организации и на эффективность ее работы, поэтому менеджеру необходимо знать, как работать с неформальными группами и как преодолеть ограничения эффективной работы предприятия, связанные с возникновением таких групп.
Для того, чтобы
изучить и досконально
Исследования проводились следующими научными методами: анализ и классификация информации, аналитический и сравнительный методы.
Неформальные группы
Что такое неформальные группы?
Если формальные группы всегда создаются по инициативе администрации и входят подразделением в организационную культуру и штатное расписание предприятия, то неформальны группы – это свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие по интересам для достижения определенных целей.
Неформальные
группы создаются не руководством путем
распоряжений и формальных постановлений,
а членами организации в
Неформальная группа может проявляться в двух разновидностях. В первой из них неформализованные служебные отношения несут функциональное содержание и существуют параллельно с формальной организацией, дополняя ее. Примером может служить система деловых связей между работниками, сложившаяся стихийно в дополнение к существующей структуре управления (в этом случае говорят о неформальной структуре управления). 2
Во втором случае межличностные связи возникают в силу взаимного притяжения, симпатий, общих взглядов на жизнь, привычек, увлечений, вне связи с функциональной необходимостью. Это могут быть товарищеские отношения, клубы по интересам и т.п.
В группе человеку легче добиться вознаграждения в виде признания, похвалы, материального поощрения. В группе человек перенимает опыт у других, она придает ему уверенность в себе, способствует развитию его квалификации, дает возможность провести время в приятном окружении, избежать одиночества, чувства потерянности.
Причины вступления в неформальную группу
Причины вступления в неформальную группу заключаются, во-первых, в том, что работу индивида нельзя ограничить устанавливаемыми организацией рамками трудовой деятельности и соответствующих организационно-трудовых отношений. Во-вторых, формальная организация не в силах предусмотреть все ситуации целевого функционирования организации и соответствующие им действия сотрудников. Поэтому в трудовых организациях всегда есть нужда в неформальном взаимодействии сотрудников, способствующем выполнению ее задач. 3
Объединяясь в группы, люди обычно удовлетворяют не одну, а несколько насущных потребностей. Например, объединяясь в профессиональные союзы, работники одновременно могут удовлетворять свои потребности в защите прав и социальных гарантиях, усилении своей власти для достижения таких целей, как улучшение условий труда на предприятии, а так же потребности в самоуважении и общении. 4
Так же важными признаками вступления в неформальную группу являются:
Принадлежность
Она отражает потребность любого мотивированного человека в удовлетворении потребности в определенной социальной группе, чтобы люди могли поддерживать контакты в общении, симпатиях и т.д. Именно в группе происходит самопознание, самоопределение, самоутверждение. Человек чувствует себя неуютно, если оказывается изолированным от группы.
Помощь
Так как формальная структура ограничивает возможности сотрудника получить помощь, например, из-за занятости руководителя, или возможной критике со стороны, то поэтому люди предпочитают обращаться за помощью к своим коллегам, в результате чего они получают конкретную инструкцию к действию или хороший совет, а оказавший помощь преобретает престиж.
Защита
Обычно, сотрудники постоянно испытывают на себе давление со стороны непосредственного руководителя, более старших по возрасту и положению коллег и т.д. По этому появляется естественное желание объединиться в группы с людьми, испытывающими такой же дискомфорт, для совместной борьбы с «врагами».
Общение
С одной стороны, в формальной группе подчиненный не имеет всю необходимую информацию, так как руководство часто намеренно ее скрывает. По этому он вынужден обращаться к неформальным источникам информации, таким как слухи и сплетни. С другой стороны, существует естественная потребность в общении, обмене информацией и т.д. В связи с этим члены формальных групп часто вступают в неформальные коммуникации.
Симпатия
На установление
дружеских отношений между
Так же на установление дружеских отношений оказывает существенное влияние территориальная близость сотрудников на работе; чем ближе находятся их рабочие места, тем больше вероятность, что у них будут дружеские отношения. Еще одной причиной является территориальная близость места жительства людей.
Проблемы работы
менеджера с неформальными
Недостатки неформальных групп
Неформальные группы в организации всегда возникают стихийно как результат новых форм активности и коммуникаций в условиях формального взаимодействия работников. Поведение членов неформальной группы - это своеобразная реакция на формальные структуры организации. Неформальные группы возникают как результат общности интересов, симпатий, антипатий, что проявляется в отношениях взаимопомощи, обмена знаниями, информацией, в том числе и в отношениях, наносящих вред организации, например, совместные действия расхитителей. Неформальные группы не имеют четкой структуры; разграничение ролей, статусов не является заранее запланированным и жестким. Все определяется внутригрупповыми отношениями. Неформальные группы способны существенно изменить формальную структуру, а порой исказить результаты ее деятельности до неузнаваемости. 6
Главная проблема, осложняющая управление неформальными группами, как это не странно, — невысокое мнение о них в среде менеджеров. Некоторые руководители упрямо продолжают считать, что неформальная организация – это результат неэффективного управления. Хотя по существу возникновение неформальных организаций явление естественное и весьма распространенное, – они есть в каждой организации. Подобно многим другим факторам, действующим в области управления, они несут в себе как отрицательные, так и положительные моменты. Действительно, некоторые неформальные группы могут вести себя так, что это будет мешать достижению формальных целей, могут способствовать сопротивлению всяким переменам, распространять ложные слухи, порочащие руководство.
Однако, такое контрпродуктивное поведение часто является реакцией на отношение начальства к этой группе. Члены группы считают, что к ним относятся несправедливо и отвечают так, как ответил бы любой человек на то, что ему кажется несправедливым. Такие случаи часто мешают руководителям видеть огромные потенциальные выгоды от неформальных организаций. 7 Поскольку для того, чтобы быть членом группы, надо работать в данной организации, преданность группе может перейти в преданность организации. Но, не находя способов взаимодействия с неформальными группами, или пытаясь их подавить, руководители могут не видеть выгод от них. В любом случае неформальная группа существует всегда, и если руководство разрушит одну группу, на ее месте возникнет другая, у которой, возможно, сложится заведомо отрицательное отношение к руководству. По этому с такими группами руководителям нужно всегда считаться..
Серьезной проблемой, возникающей в неформальной группе, является информационная неточность: Людям свойственно передавать информацию тем, с кем они входят в контакт, создавая, таким образом, пути, по которым сообщения могут передаваться. Люди предпочитают общаться с теми, кто похож на них по возрасту и по времени работы в данном месте. Поскольку им приятнее общаться с людьми, похожими на них, чем с непохожими, они стремятся больше времени проводить с первыми. В результате этого и возникает формирование неформальных групп, как правило, разделенных по гендерному (половому) принципу. В какой-то мере такие группы могут изолировать одних людей от других только потому, что они отличаются друг от друга. Это порой начинает влиять на возрастание напряженности или нежелание общаться членов неформальных групп с другими сотрудниками, которые им менее интересны. Хуже всего, когда это приводит к конфликтам и начинает влиять на работу организации.8
Основным методом неформального общения является передача устных сообщений – информация передается от одного участника информационной сети к другому.9 Хоть такая особенность характеризует высокую скорость распространения информации, так же возникает высокая степень риска ее искажения, так как при длинной цепи вступает в действие правило «испорченного телефона». В больших организациях сотрудников информируют отдельные группы членов организации. В данной сети информация может искажаться, что приведет к трудностям влияния руководства. Распространение заведомо ложной информации может оказать отрицательное влияние на мотивацию и производственное поведение.
Как правило, слухи порождены желанием обмануть или богатой фантазией, иногда они появляются в результате стремления человека установить доверительные отношения с другим, сообщив нечто важное или любопытное о третьем лице, не участвующем в разговоре. Слухи распространяются по организации словно пожар, поскольку информация, которую они несут, интересна и двусмысленна. Люди начинают верить искаженной информации, следуя принципу: «Это не может быть ложью: все об этом знают!». Таким образом, даже если в слухе и была доля правды, то конечная информация все равно не верна. Организации могут быть заражены слухами и потерпеть крах из-за них. Так, например, слухи о крахе компании могут не только вызвать падение курса акций компании, но и разрушить нормальную работу менеджмента организации. Именно так портится репутация, создаются конфликтные ситуации, что непосредственно влияет на работу организации.10
Информация о работе Проблемы работы менеджеров с неформальными группами