Проблемы национального менталитета и организационного поведения и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Главная задача изучения организационного поведения состоит в получении практических навыков управления поведением людей (групп, организаций) в процессе труда, это позволит менеджеру:
понимать природу человеческой психики, роль воли, эмоций, потребностей и мотивов;
бессознательных механизмов в поведении человека;
уметь дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей;
владеть приемами воздействия на поведение работника, а также осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах.

Содержание

Введение
1. Национальный менталитет и организационное поведение
1.1. Особенности национального менталитета
1.2. Понятие и сущность организационного поведения
2. Анализ организационного поведения с учетом межнационального аспекта
3. Проблемы национального менталитета и организационного поведения и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

орг повед курсовая.docx

— 40.83 Кб (Скачать)

     Осознание важности этих проблем происходит и  в российском бизнесе. С конца 1990-х  гг. успешно работающие российские компании все более активно расширяют  международную деятельность и усиливают  свое влияние на мировом рынке. Помимо традиционного экспорта сырья, импорта  товаров, создания совместных предприятий  стали развиваться и такие  формы международной кооперации, как участие в акционерном  капитале и приобретение контрольных пакетов акций иностранных компаний, открытие филиалов и строительство заводов за рубежом, создание стратегических альянсов и союзов.

     Российские  корпорации становятся мультинациональными компаниями.

     Мультинациональная компания -- это многонациональная организация, имеющая предприятия в различных странах, причем каждое из них остается относительно самостоятельным.

     На  ОП и организационную культуру компании, занимающуюся международным бизнесом, оказывают влияние национальные, социальные, экономические, политические, юридические, этические особенности  разных стран.

     Социальные  факторы характеризуют различный  уровень развития человеческих ресурсов в той или иной стране. Производственный персонал, а также менеджеры низшего  и частично среднего уровня международных  компаний набираются на местах. Это  означает, что на организационную  культуру будут оказывать влияние  такие особенности национальной рабочей силы, как уровень образования, квалификация, профессиональная структура, демографические характеристики (пол, возраст, мобильность) человеческих ресурсов в каждой конкретной стране. Например, для России характерен высокий уровень  образования и квалификации персонала  наряду с низким уровнем оплаты труда, что является привлекательным для  деятельности иностранных компаний.

     Этические факторы характеризуют различия в трудовой этике работников разных стран, отношение в организации  к женщинам, социальным группам и  меньшинствам, что оказывает существенное влияние на нормы поведения и  взаимоотношения между сотрудниками компании.

     Юридические факторы отражают специфику правовых систем и, прежде всего, законов о  занятости и методах ведения  бизнеса. Деятельность компаний в рамках международной кооперации в значительной степени определяется законодательством  тех стран, где они работают.

     К политическим факторам относят степень  стабильности государственной власти, наличие национальных движений, режим  правления и т.п.

     Экономические факторы определяют темпы экономического развития страны, доходы на душу населения, темпы инфляции, покупательную способность, стоимость местной рабочей силы, что отражается на оплате труда работников и на мотивации персонала в  целом.

     Национальные  факторы отражают национальную культуру страны и находят воплощение в  языке, религии, истории, обычаях, традициях, общепринятых нормах поведения, правилах ведения бизнеса. Национальные культурные ценности во многом определяют поведение  работников и оказывают наиболее сильное влияние на организационную  культуру. Этим объясняется внимание менеджеров, которое они уделяют  изучению национальных особенностей, культурного окружения, межкультурных  различий в каждой конкретной стране, где работает организация.

     Национальную  культуру можно определить как совокупность ценностей, установок, убеждений и  норм, принятых в стране и разделяемых  большинством ее жителей. Национальная деловая культура включает нормы  и правила ведения бизнеса, деловую  этику, деловой этикет и является составной частью национальной культуры. Необходимо иметь в виду, что взаимодействие с международными партнерами -- это всегда столкновение национальных культур и деловых культур в частности.

     Исследователи, изучающие поведение людей в  различных национальных культурах, предложили около 30 параметров, которые  позволяют выявить культурные различия и культурное сходство. Некоторые  из них послужили основой при  разработке моделей изучения культурных ценностей, влияющих на ОП и организационную  культуру компаний в различных странах.

     Такие параметры, как отношение к природе, ко времени, отношения между людьми (индивидуализм -- коллективизм, дистанция власти, соотношение мужественности -- женственности и др.), используются для сравнения в моделях межкультурных различий.

     Отношение к формальностям. В разных культурах  по-разному относятся к соблюдению формальностей, связанных с ведением бизнеса, церемониями, традициями, ритуалами. Например, переходить к делу без  соблюдения определенного ритуала  знакомства и предваряющей беседы на отвлеченные темы для представителей восточной и латиноамериканской культур считается невежливым и  непрофессиональным. Американцы, напротив, сразу переходят к делу. В японских компаниях доминируют неформальные отношения, многие вопросы решаются в устной форме, так как степень  взаимной ответственности и обязательности работников очень высока.

     Россия  известна деловому миру своим пренебрежением к формальностям и стремлением  их обойти. Различное отношение к  формальной стороне порождает проблемы в деловых связях, проведении переговоров, организации приемов, встреч с представителями  других культур.

     Религия. Во многих культурах религия является доминирующим фактором и способна оказать  существенное влияние на характер и  содержание деловых связей, график работы, внешний вид и этические установки работников компании.

     Язык. Языки часто образуют барьеры  в деловом общении, создают проблемы в коммуникациях, деятельности компании в другой стране. Известно много  случаев безуспешных попыток  продать товар только потому, что  его название в восприятии на чужом  языке звучит неблагозвучно или  имеет искаженный смысл. Большие  сложности в общении могут  возникнуть, если зарубежные партнеры используют речевые обороты, в которых  формальное значение слов не совпадает  или противоречит реально вкладываемому  смыслу. Поэтому точный профессиональный перевод, хорошее знание иностранных  языков играют весьма важную роль в  международных связях. В ряде европейских  и азиатских стран говорят  на нескольких языках. В этом случае один из них служит основой межкультурного общения. Когда общение в мультинациональной организации предполагает перевод с одного языка на другой, это создает дополнительные трудности для понимания точного смысла сказанного.

     Социальное  и личное пространство. В некоторых  национальных культурах поощряется использование социального пространства, в других отдается предпочтение личному  пространству. Культуры Востока более  ориентированы на социальное пространство. Например, в Японии менеджеры предпочитают находиться в одной большой комнате  с подчиненными. На Ближнем Востоке  зачастую на важных совещаниях присутствует очень много людей. В Северной Америке предпочитают личное пространство. Чем больше ограничен доступ к  менеджеру в американских компаниях, тем выше его положение.

     В национальной культуре скандинавских  стран, Северной Америки, Центральной  и Восточной Европы, где отдается предпочтение личному пространству, нормой является индивидуальная дистанция  не менее 40--60 см. Однако она может существенно различаться между странами, например, у англичан дистанция значительно короче. Близкая индивидуальная дистанция составляет 20--35 см. Она характерна для представителей национальной культуры арабских стран, Латинской Америки, южноевропейских государств и некоторых стран Западной Европы.

     Попытка сократить индивидуальную дистанцию  по сравнению с той, что принята  в данной стране, может подсознательно вызвать внутреннюю негативную реакцию  и создать неудобство для партнера. С другой стороны, если дистанция  значительно больше, то может возникнуть ложное представление о том, что  партнер тем самым демонстрирует  превосходство, холодность и настороженность  в отношениях, нежелание быстро сблизиться и т.п.

     Среди других факторов, которые необходимо учитывать в деловых отношениях между представителями разных культур, следует выделить средства невербальной коммуникации, они довольно часто  являются причиной недопонимания и  усложняют процесс общения. Мимика, жесты, взгляды, паузы, знаки приветствия, восклицания могут быть неправильно  истолкованы или вызвать недоумение, так как имеют в чужой культуре другой, иногда противоположный смысл. Кроме того, нельзя забывать, что  существуют различия в установленных  нормах и правилах поведения, в использовании  жестов и других знаков (пристальный  взгляд, поцелуй и т.п.), принятых в конкретной стране в отношении  мужчин и женщин.

     Национальные  особенности и культурные ценности могут быть выражены настолько сильно, что это позволяет говорить о  соответствии той или иной модели организации определенной стране мира (например, американской, японской, немецкой модели). Основу таких моделей составляет уникальная организационная культура с ярко выраженными национальными  чертами.

     Работа  за рубежом, ведение международного бизнеса требует от менеджеров как  иностранных, так и российских компаний осознания существующих между ними культурных различий. В связи с  радикальными изменениями экономических, политических, идеологических, социальных и других условий в России идет процесс формирования национальной деловой культуры, которая оказывает  существенное влияние на организационную  культуру. Лучшее понимание российской деловой культуры, ее национальных особенностей весьма полезно для  работы в России международных компаний, создания совместных предприятий и  развития других форм международной  кооперации российских компаний с иностранными партнерами.

     В связи с глобализацией международного бизнеса существенное внимание уделяется  развитию у персонала многонациональных  компаний навыков межкультурной  восприимчивости и адаптивности. Разработаны специальные программы  обучения, целью которых является знакомство с ценностями, взглядами, традициями, религией, нормами поведения, принятыми в разных культурах, сравнение  культур с позитивной стороны, преодоление  этноцентризма.

     Для адаптации к многообразию национальных культур сотрудникам мультинациональных компаний необходимо развивать культурную эмпатию. Эмпатия культур означает знание культурных различий, их высокую оценку и использование в деловых отношениях. Признание вклада, который вносит каждая культура в деятельность компании, использование культурных отличий сотрудников для достижения общих целей создают такую атмосферу сотрудничества, в которой игнорируется национальность и акцентируется внимание исключительно на деловых качествах и способностях работников.

     В компаниях, занимающихся международным  бизнесом по всему миру, идет подготовка транскультурных менеджеров. В отличие от менеджеров-экспатриантов, они должны быть готовы к работе в нескольких разных культурах. Как правило, транскультурные менеджеры свободно владеют несколькими иностранными языками, имеют низкий уровень этноцентризма, высокие адаптивные способности и межкультурную восприимчивость. Изучение культурного разнообразия, уважение к представителям любой национальной культуры позволяет менеджерам отбирать самое ценное и налаживать межкультурное взаимодействие сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей, что способствует повышению эффективности деятельности компании.

     Заключение

     В условиях формирования высокотехнологичных  рыночных отношений и развития частного предпринимательства проблемы эффективного руководства организацией встают перед  руководителями предприятий самого различного уровня и масштаба. Спустя первое десятилетие попыток построения капитализма в условиях современной  России, предприниматели постепенно начинают понимать, что ведение бизнеса  невозможно без учета человеческого  фактора - залога успеха для любой  организации. Поэтому проблемы подбора  кадров тщательно анализируются  в настоящее время, а услуги кадровых агентств пользуются все большей  популярностью. Но уже подходит следующий  этап: нужно не только грамотно вести  дела и подбирать нужных людей, необходимо еще и удержать своих работников, добиться от них искренней преданности  организации и, как следствие, большей  производительности, творческого и  ответственного подхода к работе.

     Многие  иностранные фирмы и совместные предприятия, созданные в России в последние десять лет привнесли «моду» на постулирование определенных правил и ценностей, которых придерживается организация, на поддержание и культивирование своего духа и принципов существования как внутри организации, так и при ее взаимодействии с другими. Нуждавшиеся в работе и зарплате люди были готовы безоговорочно принимать любые условия со стороны руководства. Но в данный момент Россия постепенно приходит к определенной стабильности в области экономики, и вновь все внимание менеджеров обращается на реальных работников, исполнителей. Поэтому необходима срочная разработка своих собственных технологий управления современными российскими организациями, а не отдельных наборов общих рекомендаций частного характера из серии «как вести себя с подчиненными». Причем эти технологии должны опираться на реально существующие ментальные установки россиян, на сложившиеся стереотипы поведения и восприятия.

Информация о работе Проблемы национального менталитета и организационного поведения и пути их решения