Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:49, курсовая работа
Главная задача изучения организационного поведения состоит в получении практических навыков управления поведением людей (групп, организаций) в процессе труда, это позволит менеджеру:
понимать природу человеческой психики, роль воли, эмоций, потребностей и мотивов;
бессознательных механизмов в поведении человека;
уметь дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей;
владеть приемами воздействия на поведение работника, а также осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах.
Введение
1. Национальный менталитет и организационное поведение
1.1. Особенности национального менталитета
1.2. Понятие и сущность организационного поведения
2. Анализ организационного поведения с учетом межнационального аспекта
3. Проблемы национального менталитета и организационного поведения и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы.
Осознание
важности этих проблем происходит и
в российском бизнесе. С конца 1990-х
гг. успешно работающие российские
компании все более активно расширяют
международную деятельность и усиливают
свое влияние на мировом рынке. Помимо
традиционного экспорта сырья, импорта
товаров, создания совместных предприятий
стали развиваться и такие
формы международной
Российские корпорации становятся мультинациональными компаниями.
Мультинациональная компания -- это многонациональная организация, имеющая предприятия в различных странах, причем каждое из них остается относительно самостоятельным.
На
ОП и организационную культуру компании,
занимающуюся международным бизнесом,
оказывают влияние
Социальные
факторы характеризуют
Этические
факторы характеризуют различия
в трудовой этике работников разных
стран, отношение в организации
к женщинам, социальным группам и
меньшинствам, что оказывает существенное
влияние на нормы поведения и
взаимоотношения между
Юридические факторы отражают специфику правовых систем и, прежде всего, законов о занятости и методах ведения бизнеса. Деятельность компаний в рамках международной кооперации в значительной степени определяется законодательством тех стран, где они работают.
К политическим факторам относят степень стабильности государственной власти, наличие национальных движений, режим правления и т.п.
Экономические
факторы определяют темпы экономического
развития страны, доходы на душу населения,
темпы инфляции, покупательную способность,
стоимость местной рабочей
Национальные факторы отражают национальную культуру страны и находят воплощение в языке, религии, истории, обычаях, традициях, общепринятых нормах поведения, правилах ведения бизнеса. Национальные культурные ценности во многом определяют поведение работников и оказывают наиболее сильное влияние на организационную культуру. Этим объясняется внимание менеджеров, которое они уделяют изучению национальных особенностей, культурного окружения, межкультурных различий в каждой конкретной стране, где работает организация.
Национальную культуру можно определить как совокупность ценностей, установок, убеждений и норм, принятых в стране и разделяемых большинством ее жителей. Национальная деловая культура включает нормы и правила ведения бизнеса, деловую этику, деловой этикет и является составной частью национальной культуры. Необходимо иметь в виду, что взаимодействие с международными партнерами -- это всегда столкновение национальных культур и деловых культур в частности.
Исследователи, изучающие поведение людей в различных национальных культурах, предложили около 30 параметров, которые позволяют выявить культурные различия и культурное сходство. Некоторые из них послужили основой при разработке моделей изучения культурных ценностей, влияющих на ОП и организационную культуру компаний в различных странах.
Такие параметры, как отношение к природе, ко времени, отношения между людьми (индивидуализм -- коллективизм, дистанция власти, соотношение мужественности -- женственности и др.), используются для сравнения в моделях межкультурных различий.
Отношение
к формальностям. В разных культурах
по-разному относятся к
Россия известна деловому миру своим пренебрежением к формальностям и стремлением их обойти. Различное отношение к формальной стороне порождает проблемы в деловых связях, проведении переговоров, организации приемов, встреч с представителями других культур.
Религия. Во многих культурах религия является доминирующим фактором и способна оказать существенное влияние на характер и содержание деловых связей, график работы, внешний вид и этические установки работников компании.
Язык.
Языки часто образуют барьеры
в деловом общении, создают проблемы
в коммуникациях, деятельности компании
в другой стране. Известно много
случаев безуспешных попыток
продать товар только потому, что
его название в восприятии на чужом
языке звучит неблагозвучно или
имеет искаженный смысл. Большие
сложности в общении могут
возникнуть, если зарубежные партнеры
используют речевые обороты, в которых
формальное значение слов не совпадает
или противоречит реально вкладываемому
смыслу. Поэтому точный профессиональный
перевод, хорошее знание иностранных
языков играют весьма важную роль в
международных связях. В ряде европейских
и азиатских стран говорят
на нескольких языках. В этом случае
один из них служит основой межкультурного
общения. Когда общение в
Социальное
и личное пространство. В некоторых
национальных культурах поощряется
использование социального
В национальной культуре скандинавских стран, Северной Америки, Центральной и Восточной Европы, где отдается предпочтение личному пространству, нормой является индивидуальная дистанция не менее 40--60 см. Однако она может существенно различаться между странами, например, у англичан дистанция значительно короче. Близкая индивидуальная дистанция составляет 20--35 см. Она характерна для представителей национальной культуры арабских стран, Латинской Америки, южноевропейских государств и некоторых стран Западной Европы.
Попытка
сократить индивидуальную дистанцию
по сравнению с той, что принята
в данной стране, может подсознательно
вызвать внутреннюю негативную реакцию
и создать неудобство для партнера.
С другой стороны, если дистанция
значительно больше, то может возникнуть
ложное представление о том, что
партнер тем самым
Среди
других факторов, которые необходимо
учитывать в деловых отношениях
между представителями разных культур,
следует выделить средства невербальной
коммуникации, они довольно часто
являются причиной недопонимания и
усложняют процесс общения. Мимика,
жесты, взгляды, паузы, знаки приветствия,
восклицания могут быть неправильно
истолкованы или вызвать
Национальные особенности и культурные ценности могут быть выражены настолько сильно, что это позволяет говорить о соответствии той или иной модели организации определенной стране мира (например, американской, японской, немецкой модели). Основу таких моделей составляет уникальная организационная культура с ярко выраженными национальными чертами.
Работа за рубежом, ведение международного бизнеса требует от менеджеров как иностранных, так и российских компаний осознания существующих между ними культурных различий. В связи с радикальными изменениями экономических, политических, идеологических, социальных и других условий в России идет процесс формирования национальной деловой культуры, которая оказывает существенное влияние на организационную культуру. Лучшее понимание российской деловой культуры, ее национальных особенностей весьма полезно для работы в России международных компаний, создания совместных предприятий и развития других форм международной кооперации российских компаний с иностранными партнерами.
В
связи с глобализацией
Для
адаптации к многообразию национальных
культур сотрудникам
В компаниях, занимающихся международным бизнесом по всему миру, идет подготовка транскультурных менеджеров. В отличие от менеджеров-экспатриантов, они должны быть готовы к работе в нескольких разных культурах. Как правило, транскультурные менеджеры свободно владеют несколькими иностранными языками, имеют низкий уровень этноцентризма, высокие адаптивные способности и межкультурную восприимчивость. Изучение культурного разнообразия, уважение к представителям любой национальной культуры позволяет менеджерам отбирать самое ценное и налаживать межкультурное взаимодействие сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей, что способствует повышению эффективности деятельности компании.
Заключение
В условиях формирования высокотехнологичных рыночных отношений и развития частного предпринимательства проблемы эффективного руководства организацией встают перед руководителями предприятий самого различного уровня и масштаба. Спустя первое десятилетие попыток построения капитализма в условиях современной России, предприниматели постепенно начинают понимать, что ведение бизнеса невозможно без учета человеческого фактора - залога успеха для любой организации. Поэтому проблемы подбора кадров тщательно анализируются в настоящее время, а услуги кадровых агентств пользуются все большей популярностью. Но уже подходит следующий этап: нужно не только грамотно вести дела и подбирать нужных людей, необходимо еще и удержать своих работников, добиться от них искренней преданности организации и, как следствие, большей производительности, творческого и ответственного подхода к работе.
Многие иностранные фирмы и совместные предприятия, созданные в России в последние десять лет привнесли «моду» на постулирование определенных правил и ценностей, которых придерживается организация, на поддержание и культивирование своего духа и принципов существования как внутри организации, так и при ее взаимодействии с другими. Нуждавшиеся в работе и зарплате люди были готовы безоговорочно принимать любые условия со стороны руководства. Но в данный момент Россия постепенно приходит к определенной стабильности в области экономики, и вновь все внимание менеджеров обращается на реальных работников, исполнителей. Поэтому необходима срочная разработка своих собственных технологий управления современными российскими организациями, а не отдельных наборов общих рекомендаций частного характера из серии «как вести себя с подчиненными». Причем эти технологии должны опираться на реально существующие ментальные установки россиян, на сложившиеся стереотипы поведения и восприятия.