Проблемы национального менталитета и организационного поведения и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Главная задача изучения организационного поведения состоит в получении практических навыков управления поведением людей (групп, организаций) в процессе труда, это позволит менеджеру:
понимать природу человеческой психики, роль воли, эмоций, потребностей и мотивов;
бессознательных механизмов в поведении человека;
уметь дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей;
владеть приемами воздействия на поведение работника, а также осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах.

Содержание

Введение
1. Национальный менталитет и организационное поведение
1.1. Особенности национального менталитета
1.2. Понятие и сущность организационного поведения
2. Анализ организационного поведения с учетом межнационального аспекта
3. Проблемы национального менталитета и организационного поведения и пути их решения
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

орг повед курсовая.docx

— 40.83 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Национальный  менталитет и организационное  поведение

1.1. Особенности  национального менталитета

1.2. Понятие и  сущность организационного поведения

2. Анализ организационного  поведения с учетом межнационального  аспекта

3. Проблемы национального  менталитета и организационного  поведения и пути их решения

Заключение

Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Организационное поведение это комплексная прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и  систематического научного анализа  действий отдельных людей, групп  и организации в целом в  сложной динамичной среде.

     Теории  организационного поведения предлагают объяснения образа мыслей, чувств и  причин поступков людей в виде гипотез, истинность которых может  быть проверена путем исследований. При этом данные могут быть получены различными методами: путем изучения фиксированной информации (документов и т.д.), опросов (интервью, анкетирование, тестирование), наблюдений и экспериментов. Результаты исследований менеджеры  применяют как базисные принципы поведения людей в разных жизненных  ситуациях.

     Предметом организационного поведения являются основные закономерности и движущие силы, которые определяют поведение  людей в условиях совместного  труда и межличностного общения.

     Главная задача изучения организационного поведения  состоит в получении практических навыков управления поведением людей (групп, организаций) в процессе труда, это позволит менеджеру:

     понимать  природу человеческой психики, роль воли, эмоций, потребностей и мотивов;

     бессознательных механизмов в поведении человека;

     уметь дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей;

     владеть приемами воздействия на поведение  работника, а также осуществлять социально-психологическое регулирование  в трудовых коллективах.

     Если  исходить из непосредственных целей  исследований в области организационного поведения как сферы человеческой деятельности, то цели организационного поведения можно сформулировать следующим образом:

     систематизированное описание поведения людей в различных  ситуациях, возникающих в процессе труда и общения;

     анализ  причин и поступков (индивидуальных и групповых) людей в определенных условиях;

     прогнозирование и корректировка поведения человека в организации;

     создание  организации, работающей на принципах  сотрудничества и сочетания общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов.

     1. Национального менталитет и организационное поведение

     1.1 Особенности национального  менталитета

     Прежде  всего, нужно учитывать такую  российскую особенность, как молодость  и незрелость рыночных отношений. Мы только начинаем привыкать к рекламе, к богатству выбора, к тому, что  есть богатые и бедные. И в этом плане очень важно четко разделять потребителей на тех, кто воспитан уже на западных ценностях, таких как свобода выбора («если что-то для меня слишком дорого, я просто не буду это покупать»), уважение личности и индивидуализм («он лучше и богаче меня, значит, я плохо работаю»), и на тех, кто еще не успел перестроиться и относится к рынку с позиций коллективизма и уравниловки («вот гады - клубнику по 100 рублей продают, лучше всех хотят быть»). К первой категории можно отнести молодежь до 25 лет, людей старше 50 с высокой степенью «попадания» можно рассматривать как представителей второй. Интервал 25-50 лет наиболее сложен для работы, поскольку взгляд на вещи этих людей отличается очень сильным разбросом мнений, и порой разные идеологические постулаты и противоположные ценности переплетаются в одном человеке самым причудливым образом.

     Итак, в чем же наиболее принципиальные различия между «советским» и  «западным» менталитетом? Прежде всего, это отношение «личность - коллектив». Для Западной Европы и США, а также  в некоторой степени для нашей  молодежи, на первом месте стоит  личность, индивидуальные особенности  человека. И потому акцент в рекламе, нацеленной на эту особенность, делается на том, что данный продукт предназначен персонально для потребителя, потому что он (потребитель) лучший («Ведь  Вы этого достойны!», «Ни один мужчина  еще не испытывал такого!»). Для  старшего поколения эффект может  быть совершенно противоположным, поскольку  быть «самым лысым» и «самым умным» почему-то оскорбительно. И тут нужен  акцент на то, чтобы потребителю  захотелось стать «как все» («Вы  все еще кипятите?!»).

     Вторая  особенность - умение вдумчиво выбирать, обусловленное нашей низкой покупательной  способностью. Если для американца «попробовать новый Mars» - не проблема, то для многих из нас - это пусть небольшая, но все же дыра в семейном бюджете. Поэтому мы долго обдумываем наш выбор, и эмоциональная составляющая рекламной коммуникации дает гораздо меньший эффект, чем на Западе. Внимание, напротив, уделяется «технической» составляющей. Мы скорее купим телевизор, у которого «глубина подушкообразных искажений не превышает 0,3%», даже если не будем иметь никакого представления, о чем идет речь, чем телевизор, который «доставит радость всей семье».

     Далее, большинство из нас выросло (и  живет до сих пор) в коммуналках, малогабаритных квартирах, и понятия  о комфорте, уюте у нас совсем иные, чем у европейцев или американцев. Вряд ли аргумент, что новый телевизор  «отлично впишется в Ваш интерьер благодаря сменным панелькам  различных цветов» окажет на выбор  существенное влияние. Для нас главное, «чтобы работал».

     Все еще сохранилось какое-то особое отношение к иностранным словам. Традиционно, иностранные языки  у нас приживаются плохо, и  потому, не понимая смысла тех или  иных названий, мы с легкостью доверяем тому, как они подносятся нам рекламой. Простой пример: какую марку было бы проще «раскрутить» в России - «Head & Shoulders» или «Голова и плечи»?

     В силу все той же нашей бедности мы гораздо меньше внимания обращаем на упаковку, не желая за нее переплачивать. Выбирая в супермаркете нужный нам  продукт, мы смотрим в первую очередь  на цену. Качественная, профессионально  выполненная упаковка способна, наоборот, отпугнуть покупателя, поскольку  ассоциируется с завышенной ценой. А дешевый продукт в дорогой  упаковке может восприниматься как  некачественный («коробочку-то сделали, значит, на самом плеере сэкономили»). Единственный случай, когда упаковка имеет самостоятельное значение - покупка подарка.

     Так же и некоторые символы, цвета  воспринимаются нами, особенно старшим  поколением, несколько иначе. Так, красный цвет, символизирующий, обычно, агрессию, напористость, лидерство и т.д., россияне, в силу своей истории, воспринимают как символ патриотизма, величия, могущества. Конечно, мы хотим думать, что уже перестроились и стали частью остального мира, но установки в нашем подсознании, сформированные за десятилетия, продолжают оказывать серьезное влияние на наш выбор. То же можно сказать и о других символах социализма - красной звезде, молоте, снопе пшеницы. Глядя на них, мы в первую очередь воспринимаем их исторический смысл, а затем только - непосредственный.

     Безусловно, этим особенности российского менталитета  не исчерпываются. Примеров еще можно  привести множество. Но важно одно - наш взгляд на многие вещи имеет  свои особенности, которые необходимо учитывать для создания эффективной  рекламы. Особенно, когда для российского  рынка адаптируется реклама, разработанная  на Западе.

     1.2 Понятие и сущность  организационного  поведения

     Организационное поведение - это наука, изучающая  поведение людей (индивидов и  групп) в организациях, с целью  практического использования полученных знаний для повышения эффективности  трудовой деятельности человека.

     Предметом организационного поведения является взаимосвязь всех уровней системы  управления с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования.

     Объекты изучения организационного поведения:

     * поведение индивидов в организации;

     * проблемы межличностных отношений  при взаимодействии двух индивидов  (коллег или пары «начальник - подчиненный»);

     * динамика отношений внутри малых  групп (как формальных, так и  неформальных);

     * возникающие межгрупповые отношения;

     * организации как целостные системы,  основу которых образуют внутриорганизационные  отношения.

     Целями  организационного поведения являются:

     1. систематизированное описание поведения  людей в различных возникающих  в процессе труда ситуациях;

     2. объяснение причин поступков  индивидов в определенных условиях;

     3. предсказание поведения работника  в будущем;

     4. овладение навыками управления  поведением людей в процессе  труда и их совершенствование.

     Организационное поведение изучает поведение  людей в организации и оценивает  его влияние на результаты ее деятельности, поэтому основными задачами данной дисциплины являются:

     1. Выявление поведенческих отношений  между руководителем и его  подчиненными и в том числе  между коллегами.

     2. Обеспечение формирования благоприятного  психологического климата в коллективе, исключение конфликтных ситуаций, создание атмосферы творческого  потенциала работников.

     3. Систематическое описание поведения  людей в различных возникающих  в процессе труда ситуациях.

     4. Объяснение поступков людей в  определенных условиях.

     5. Умение предвидеть ситуацию.

     6. Овладение навыками управления  поведением людей в процессе  работы и поиск путей повышения  эффективности их деятельности.

     В основу организационного поведения  положено использование социально-психологических  методов управления. Социально-психологические  методы - это методы управления, базирующиеся на использовании социально-психологических  факторов и направленные на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе, для оказания воздействия на них в интересах  достижения поставленных перед организацией целей.

     Социальное  воздействие осуществляется путем:

     - целенаправленного формирования  персонала организации;

     - морального стимулирования работников;

     - использования методов управления  индивидуальным поведением;

     - осуществления коллективной деятельности  работников и использования их  социальной активности.

     Психологическое воздействие базируется на:

     - использовании методов психологического побуждения (мотивации);

     - учете индивидуальных особенностей работников (темперамент, характер, способности, направленность личности, потребности человека);

     - психологических аспектах деятельности человека (внимание, эмоции, воля, речь, умения и навыки).

     Поэтому при изучении организационного поведения  используются такие методы, как опросы (интервью, анкетирование, тестирование), сбор фиксированной информации (изучение документов), наблюдения и эксперименты. Интервью могут проводиться “лицом к лицу”, по телефону, с использованием компьютеров. Разработано большое  количество стандартизированных опросников (анкет). Например, с их помощью измеряется удовлетворенность трудом, организационный климат. При исследовании организационного поведения широко используется метод структурированного наблюдения. Например, при наблюдении организационной среды выделяются следующие элементы: помещение, обстановка и оборудование, оформление, освещение и цвет, внешний облик членов организации. Основу исследований в этой области составляют лабораторные и естественные эксперименты.

     Исследование - это процесс сбора и интерпретации  данных, которые подтверждают или  опровергают теоретические построения. Исследование - это непрерывный процесс, благодаря которому идет постоянное расширение знаний о поведении человека в процессе труда.

     Научным фундаментом дисциплины “организационное поведение” является то, что:

     * сбор данных осуществляется систематически, контролируется их надежность  и достоверность;

     * предлагаемые объяснения фактов  тщательно проверяются;

     * в качестве закономерностей, которые  могут быть использованы на  практике, рассматриваются только  неоднократно подтвержденные устойчивые  связи и отношения.

Информация о работе Проблемы национального менталитета и организационного поведения и пути их решения