Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:58, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение значения социального партнёрства в развитии общества, особенности его становления в России.
Исходя из цели, я поставила следующие задачи :
проследить историю возникновения социального партнёрства
узнать основные механизмы социального партнёрства
выявить особенностями становления социального партнёрства в России.
Введение………………………………………………………………..…...3
Глава1.Понятие и причины возникновения социального партнёрства...4
1.1. Понятие и сущность социального партнерства……………………...5
1.2. Причины возникновения социального партнёрства………………...7
Глава2.Механизмы и их применение……………………………………..9
2.1.Механизм социального партнёрства …………………………………9
2.2.Коллективный договор………………………………………………..10
2.3.Роль государства в системе социального партнёрства……………..13
2.4.Система социального партнёрства в России………………………...15
Заключение…………………………………………………………….…..21
Список литературы…………………………….……………………….....22
2.2.Коллективный договор
Особая
роль в развитии социального партнёрства
принадлежит коллективному
Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем.
Коллективный
договор заключается на основе принципов
социального партнёрства и
Прежде чем заключить коллективный договор следует провести коллективные переговоры, в которых будут принимать участие комиссии из представителей сторон. В случае не достижения соглашения по отдельным пунктам стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях и одновременно составить протокол разногласий.
В коллективном договоре могут быть прописаны обязательства работодателя и работника по ряду вопросов3, а именно:
Но содержание коллективного договора может быть различным в зависимости от понимания сущности социального партнёрства которое находит своё проявление в содержании коллективных договоров. Хотя любой коллективный договор, в конечном счете, фиксирует договоренность сторон по комплексу экономических вопросов.
Итак, те, кто рассматривает социальное партнёрство в качестве механизма регулирования социально-трудовых отношений , которые приходят на смену классовой борьбе, считают, что в коллективных договорах обязательно должны быть статьи, связывающие величину заработной платы рабочих с финансовым положением предприятия на рынке. При этом в качестве обязательного пункта предусматривается участие наёмных работников в управлении производством или их участием в прибыли. Работников пытаются убедить, что они вместе с работодателями преследуют одни и те же интересы - сохранение и развитие предприятия, на котором они трудятся. Когда заключается коллективный договор в таких обстоятельствах, то получается, что упор делается не на различии интересов работодателей и наёмных работников, а на их совпадении.
Чаще
всего при такой ситуации роль
государства в система
Если же рассматривать социальное партнёрство как способ согласования противоположных интересов наёмных работников и работодателей, то мы увидим что сторонники такого понимания считают что коллективный договор не в коем случае не должен включать статьи предусматривающие участие рабочих в управлении или прибыли предприятия. Работников призывают выступать против политики соглашения с работодателем на их условиях, не входить в положение администрации, выступать против привязки заработной платы к результатам работы фирмы.
При таком
подходе функции государства
в системе социального
2.3.Роль государства в системе социального партнёрства
Как уже
было написано ранее, в период становление
капитализма государство
Изменение
роли государства - это естественный
процесс и результат эволюции
капиталистического общества, перехода
его в новую фазу развития, где
стираются различия между трудом
и капиталом, а противоположные
интересы наёмных работников и работодателей
уступают место сотрудничеству и
партнёрству. В связи с этим мнением
большое распространение
Сегодня в соответствии с рекомендациями МОТ государство должно играть особую роль в законодательном определении социального партнёрства, при этом, как правило, оно не должно вмешиваться в сам переговорный процесс, конечно, это не касается сложных экономических ситуаций и тех случаев, когда государство само является работодателем.
Согласно
позиции МОТ государство может
выполнять ряд функций в
Но то
что государство заняло место
арбитра и увеличило свои социальные
функции нельзя рассматривать как
исключительную заслугу только государства.
Ведь причиной возникновения социального
партнёрства явилось не изменение
роли государства, а возрастание
рабочего и профсоюзного движения и
установление относительного равновесия
между трудом и капиталом. Всё
это заставило работодателей
сесть за стол переговоров, а государство
изменить свою политику.
2.4.Система социального партнёрства в России
Реформы начала 1990-х годов привели к снижению уровня социальной гарантии трудящихся в Российской Федерации. Большинство факторов оказавших влияние на появления таких негативных явлений были обусловлены сложным состоянием экономики. Как раз в это время, а если говорить точнее то с конца 1991 года, начинают официально обсуждаться проблемы социального партнёрства, ведь стало понятно, что современное рыночное хозяйство не может возникнуть в России и тем более развиваться,
без отлаженной
системы социального
Ранее, в советский период, активно использовались атрибуты социального партнёрства – участие трудящихся в управлении производством, заключение коллективных договоров и соглашений, консультации и переговоры по социальным вопросам. Но все это не называли социальным партнёрствам, ведь советское общество по официальной идеологии составляло моральное социальное- политическое и экономическое единство всех членов общества. Считалось, что не могло существовать противоположных интересов, и не было необходимости в таком механизме согласования интересов как социальное партнёрство.
Таким образом новая политика и социально-экономическая ситуация в стране обусловила необходимость новых механизмов социального партнёрства. Социальное партнёрство должно было обеспечить гражданский мир в условиях жесткой реформы. Именно поэтому государство взяло на себя основную роль в создании организационных и правовых механизмов формирования социального партнёрства.
И 15 ноября 1991 года президент Российской Федерации подписал Указ «О социальном партнёрстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В дальнейшем создается еще ряд указов и законов (в том числе и Трудовой кодекс РФ), которые в совокупности создают законодательную базу социального партнёрства.
Новые
социально- экономические условия
отразились и в формулировках
задач трудового
Так же была возведена Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений. Она «призвана устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех действующих в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон: государства, наемных рабочих и работодателей»4. Так же Российская трехсторонняя комиссия наделена необходимыми полномочиями по подготовке проекта Генерального соглашения, организации коллективных переговоров, связанных с его принятием, и обсуждению выполнения соглашений.
В России
имеются все необходимые
Однако, все это лишь видимая часть социального партнёрства. Организационная структура социального партнерства в стране далека от целостного вида. По существу, процессы которые развиваются сегодня в России под эгидой социального партнёрства, существенно отличаются от тех которые декларируются и пропагандируются.
Можно
выделить ряд особенностей системы
социального партнёрства в
Информация о работе Проблемы и сущность социального партнёрства