Проблема соотношения понятия "деятельность" и "поведения" в социальных и управленческих дисциплинах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

В рамках дисциплины в настоящее время сложились и конкурируют между собой два подхода: социально – психологический и социально – институциональный.
В данной работе мы рассмотрим взаимосвязи предмета с другими сопредельными дисциплинами. Особое внимание уделим соотношении понятий «деятельность» и «поведения» в таких социальных дисциплинах как: организационное поведение, социология, социальная психологии, теория организации, менеджменте.

Содержание

1. Введение............................................................................3
2. Связь «ОП» с сопредельными дисциплинами..............4
3. «Деятельность» и «Поведение»:
3.1. В «ОП».....................................................................5
3.2 В социологии...........................................................6
3.3. В социальной психологии......................................8
3.4. В теории организации...........................................10
3.5. В менеджменте...................................................... 11
4. Заключение.......................................................................11
5. Список использованной литературы.............................12

Работа содержит 1 файл

моя готовая работа по организайионному поведению.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

         - роль интегратора  массовых настроений;

         - роль канала циркуляции  психоформирующей информации».

         Даже приведенная  характеристика некоторых тем и  проблем современной социальной психологии указывает на достаточно высокий научно – методический уровень  разработки в ее рамках проблематики индивидуального, группового и массового поведения. Это, с одной стороны, дает основания для использования ряда подходов и конкретных положений социальной психологии в организационном поведении, с другой – создает угрозу «психологизации» теории «Организационное поведение» в ущерб учета в ней «институциональных» факторов.

         Таким образом, рассмотрев наиболее общие, существенные положения. Характеризующие определение и  проблематику организационного поведения, которая нашла отражение в  специальной литературе, а также в смежных научных дисциплинах можно сформулировать исходные аксиоматические положения для разработки социально – институционального подхода к теории организационного поведения. 

         3.4.  В ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ. 

               Организационное поведение  как научная дисциплина имеет объектом анализа микроуровень – поведение индивидов и групп. Поведение индивидов обычно изучается с позиции восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации и личных особенностей. При рассмотрении поведения групп внимание уделяется ролям, статусу, руководству, общению и конфликтам.

         В последние 3 -5 лет  «теория организации» уже не сводиться  к «теории организации», а институализируется как «общая теория организации», изучающая  организационные феномены характерные  для материальных систем любой природы образования. Поведение любой социальной организации как «совокупности субъекта деятельности» можно понять только в единстве его внешних и внутренних линий поведения. Таким образом, объяснить поведение групп и индивидов без фиксации их связи с «организацией» также невозможно. [1, с 14]

         Противоположной тенденцией можно признать попытку ученых при  разработке «теории организации», более  широко и предметно включать «организационно  – поведенческую проблематику»  в область исследования своей дисциплины. В связи с этим, следует отметить, что из теории организации не только не исключаются проблематика поведения «формальных организации», но и прямо указывается на определенную роль рационально – институциональной серы общества и их поведении; и то что, «организация» трактуется  как «социотехническая система», состоящая из трех основных подсистем: «социальная организация», «техническая подсистема» и «экономическая подсистема». Более того, это дает основание утверждать, что «средство регуляции поведения в социальной организации выступает человеческие отношения». Именно институциональные и социотехнические концепции в современной теории организации, взятые в их единстве, являются наиболее адекватными при формировании и развитии теории организационное поведение. 

         3.5. В МЕНЕДЖМЕНТЕ 

         Проблематика организационного поведения в современном менеджменте  рассматривается  в рамках общего и кадрового менеджмента.

         На начальном этапе  формирование общего менеджмента в  него включался очень широкий  круг проблем, связанных с эффективностью управления организацией. В последующем появились более узкие, специализированные дисциплины, которые включили его отдельные проблемы в объективную или предметную область своих исследований. [1, с 16]

         Существенный интерес  для теории организационное поведение представляет  трактовка поведенческой проблематики в рамках новой управленческой дисциплины «социальный менеджмент». В нем социальная сфера общества непосредственно выводится из объективной потребности  в совместной жизнедеятельности людей, что ставит вопрос об организационных формах, в которых эта деятельность осуществляется. В частности, здесь выделяются два элемента механизма детерминации человеческого поведения: с одной стороны – потребности социальных субъектов («человека, массы людей, объединение организации»), с другой стороны, статус и выполняемые ими «социальные роли».

              

         4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

          Помимо  новой   рабочей   среды   и  организации,  основанной  на  знании,  такие   изменения  в  окружающей   среде,  как  интернационализация,   второе   поколение  информационных   технологий,   комплексное   управление   качеством,  признание   существующего   многообразия   работников   и   управления  ими,  а  также  связанные  с  этим  соответствующие  этические  проблемы  привели к изменению   парадигмы.  Оно характеризуется новыми  правилами,  новыми  границами,  и что   особенно   важно,  новых форм поведения.  Новая парадигма современного   менеджмента требует нового   взгляда    в   менеджменте.  Область   ОП   становится   очень   важной  для   современных   условий   жизни  и  работы.

          В данной работе мы подробно рассмотрели проблему соотношения  таких понятий как «деятельность»  и  «поведение»  в некоторых  социальных науках и выяснили, что:

         - необходимо чётко  разграничивать понятия «деятельность» и «поведение».

         -общим у них  является то, что они являются  характеристикой определённых субъектов  деятельности.

         - их отличие обуславливается  позициями, с которых рассматривается  «субъект деятельности» в рамках  ИСС.

         «Деятельность» необходимо рассматривать как процесс производства обмена и потребления, определённых социально значимых продуктов, в котором участвуют те или иные субъекты деятельности, являющиеся участниками соответствующей системы.

          «Поведение» рассматривается  как внешне наблюдаемая форма проявления активности субъектов деятельности в рамках определённых процессов деятельности.

         .  
 

         5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 

         
  1. В.П. Петров «Теория и парадигма организационного поведения» Западно – Уральский  институт экономики и права, Пермь 2004г.
  2. Г. В. Осипов «Социология: словарь – справочник» М. Наука, 1990г.

 Том  1.

  1. Конспект лекций по организационному поведению.
  2. О.С Виханский., А.И. Наумов « Основы менеджмента»: Учебник, 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998г.
  3. А. И. Кочеткова «Введение в организационное поведение» М. «Бизнес – школа Интел - синтез», 2001.

Информация о работе Проблема соотношения понятия "деятельность" и "поведения" в социальных и управленческих дисциплинах