Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:23, контрольная работа
В рамках дисциплины в настоящее время сложились и конкурируют между собой два подхода: социально – психологический и социально – институциональный.
В данной работе мы рассмотрим взаимосвязи предмета с другими сопредельными дисциплинами. Особое внимание уделим соотношении понятий «деятельность» и «поведения» в таких социальных дисциплинах как: организационное поведение, социология, социальная психологии, теория организации, менеджменте.
1. Введение............................................................................3
2. Связь «ОП» с сопредельными дисциплинами..............4
3. «Деятельность» и «Поведение»:
3.1. В «ОП».....................................................................5
3.2 В социологии...........................................................6
3.3. В социальной психологии......................................8
3.4. В теории организации...........................................10
3.5. В менеджменте...................................................... 11
4. Заключение.......................................................................11
5. Список использованной литературы.............................12
Необходимо чётко разграничивать понятия «деятельность» и «поведение».
Общим у них является
то, что они являются характеристикой
определённых субъектов деятельности.
Их отличие обуславливается
«Деятельность»
В свою очередь, «Поведение» рассматривается как внешне наблюдаемая форма проявления активности субъектов деятельности в рамках определённых процессов деятельности (а значит и социальных систем).
Необходимо различать
«социальное» и «организационное»
поведение субъектов деятельности. Под
«социальным поведением» следует понимать
социальное содержание (т.е. специфику
социальных целей и мотивов), а под «организационным
поведением» - организационную форму проявления
активности определённых субъектов деятельности.
3.2. В СОЦИОЛОГИИ
«Поведение как таковое – совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, их определенная направленность и последовательность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, социальных групп, социальных общностей или всего общества. В поведении проявляются социальные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его потребности, убеждения, взгляды, вкусы, формирующие и реализующие его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям и к самому себе». [2, с 180]
Организационное поведение, индивидуальные и коллективные нормы поведения людей, включенных в структуру социальной организации. Поведение социальной организации, выступающее во внешней среде целостным объединением людей, неделимым субъектом общественных связей и отношений.
Анализируя
- здесь есть определение организационное поведение и как факта социальной действительности и как научной дисциплины.
- организационное
поведение как факт социальной
действительности однозначно
- при определении
организационное поведение как
специальной управленческой
- разграничение в
рамках современной социологии
понятий «социальное поведение»
Есть основание
полагать, что здесь содержится
основа в понимании того, что
«социальное» и «
Наряду с
Для организационного поведения можно выделить следующее:
- ролевые теории личности исследуют процессы освоения индивидом социально заданных функций – ролей и формирования на этой основе «ролевой структуры личности».
- освоение многообразия форм деятельности – механизм становления разносторонней и гармонично развитой личности. Отчуждение тех или иных индивидов от определенных вдов деятельности деформирует личность, дезорганизует ее поведение в других сферах и видах деятельности.
- в процессе социализации личность осваивает общественные нормы и ценности, а также «стереотипы социального поведения».
Наибольший интерес для теории организационное поведение, базирующейся на социально – институциональном подходе , представляет социологические дисциплины, теории и концепции «институциональной направленности». Это такие как «институциональная социология» и «концепция социальной интеграции». В рамках первой мы выделим:
- «Социальное поведение
людей изучает в тесной связи
с существующей системой
- «Социальные институты,
с точки зрения
- «Как правило,
фундаментом или базисной
- «Рассматривая общество
как совокупность социальных
институтов, институциалисты считают
предметом социологии, исторически
сформировавшиеся конкретные
Здесь «социальное
поведение» признается функцией определенных
объективных факторов институционального
характера. Предметом институциональной
социологии декларируется «историческими
сформировавшиеся конкретные общественные
уклады, представляющие определенную
совокупность социальных институтов».
Отсюда следует, что должна быть область
научных знаний описывающих «совокупность
социальных институтов» общества, функционирующих
в конкретный, достаточно обозримый с
позиции практики социального управления,
период времени.
3.3. В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Концепции, разработанные непосредственно в рамках социальной психологии стали базой «социально – психологического» подхода в современной теории организационного поведения.
В современных концепциях социальной психологии так же, как и у большинства специалистов по организационному поведению, декларируется три уровня исследования. Однако у социальных психологов есть особое понимание «социального».
«Особенностью воздействия социальной психики на индивидуальное поведение является то, что оно осуществляется в кооперативной деятельности людей. Кооперация деятельности обеспечивает сочетания взаимодействия (общения) людей и воздействие (управление) на это взаимодействие ». В рамках социальной психологии под «уровнем социального» понимается «массовая» (т.е. не групповая) деятельность (а значит и соответствующие субъекты деятельности).
Особое внимание современных социальных психологов привлекает феномен «общение». В частности, Е. В. Руденский отмечал: «из всего обилия трактовок общения можно выделить главное:
- общение – вид
самостоятельной человеческой
- общение – атрибут
других видов человеческой
- общение – взаимодействие субъектов».
Еще одно положение - это трактовка общения как «коммуникативной деятельности» т.е. как единство структурных компонентов: предмет общения, потребность в общении, коммуникативные мотивы, действия общения, задачи общения, средства общения, продукт общения. С этих позиций мы выйдем на понятие «диалог».
Общение трактуется как общий момент «любых других видов деятельности, т.е. совпадает в этом качестве с поведением «вообще» и организационным поведением «в частности». Так же любая личность в процессе ее совместной жизнедеятельности выполняет роль не только субъекта деятельности (поведения), но и, в определенной степени, субъекта – организатора деятельности других субъектов.
Другой областью социальной психологии, представляющей интерес для теории организационного поведения, является проблематика «малых» и «больших» социальных групп, понимаемых, как совокупный субъект поведения (в первую очередь общения)
Е. В. Руденский по этому поводу полагал следующее:[1, с 26]
1. «Характеристика малой группы как совокупности субъекта общения предполагает ее рассмотрение как «системы систем». Это означает, что малая группа приставляет собой определенную социально психологическую систему, которая интегрирует личности как «микросистемы».
2. И.С. Кон также
понимал личность как систему.
Он считал что объективно
3. «Концепция социальной роли, связанной с нормами, включает в себя: представляемая роль, субъективная роль, играемая роль.
Стиль ролевого поведения – это «личностная окраска» выполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умении».
Ролевое поведение личности двупланово – это действия:
- от нормативного требования
- от личных притязаний.
Первый план поведения – социальная форма ролевых действий. Второй план – психологический способ ролевой самореализации.
4. «Исполнение социальных
ролей в общении соответствует
принятым социальным нормам, которые
присуще каждой конкретной
5. «Организованность
– это способность группы
6. «В межгрупповом
общении социальная
7. «По отношению
к социальной психике массовая
коммуникация выполняет
- роль регулятора
динамических процессов