Проблема соотношения понятия "деятельность" и "поведения" в социальных и управленческих дисциплинах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

В рамках дисциплины в настоящее время сложились и конкурируют между собой два подхода: социально – психологический и социально – институциональный.
В данной работе мы рассмотрим взаимосвязи предмета с другими сопредельными дисциплинами. Особое внимание уделим соотношении понятий «деятельность» и «поведения» в таких социальных дисциплинах как: организационное поведение, социология, социальная психологии, теория организации, менеджменте.

Содержание

1. Введение............................................................................3
2. Связь «ОП» с сопредельными дисциплинами..............4
3. «Деятельность» и «Поведение»:
3.1. В «ОП».....................................................................5
3.2 В социологии...........................................................6
3.3. В социальной психологии......................................8
3.4. В теории организации...........................................10
3.5. В менеджменте...................................................... 11
4. Заключение.......................................................................11
5. Список использованной литературы.............................12

Работа содержит 1 файл

моя готовая работа по организайионному поведению.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ  ИНСТИУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА»

(НОЭ  ЗУИЭП) 
 

                     Экономический факультет

                                                    Специальность  «Менеджмент организации»

                                                              Кафедра  
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

ПРОБЛЕМА  СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЯ  «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» И  «ПОВЕДЕНИЯ» В  СОЦИАЛЬНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ. 
 

                                               

                                                      
 
 
 

Пермь 2009 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

         1. Введение............................................................................3

         2. Связь  «ОП» с сопредельными дисциплинами..............4

         3. «Деятельность» и «Поведение»:

              3.1.   В «ОП».....................................................................5

              3.2    В социологии...........................................................6

              3.3.   В социальной психологии......................................8

             3.4.   В теории организации...........................................10

              3.5.   В менеджменте...................................................... 11

         4. Заключение.......................................................................11

         5. Список использованной литературы.............................12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         ВВЕДЕНИЕ 

         Область  организационного  поведения  существует не  менее  20-30  лет,  теперь  ей  приходится  сталкиваться  с  новыми  проблемами,  вытекающими  из  природы  человека.  Последние десять  лет менеджеры занимались  реструктуризацией своих организаций для повышения их  эффективности и конкурентоспособности на  рынке.  И хотя  реформирование  приносит  некоторые тактические успехи  в повышении производительности  и  снижении  издержек,  оно  не  может  справиться с  грядущими  проблемами.  Новая  рабочая  среда  требует  принятия  новых  решений основанных  на  знании  меняющихся  условиях  окружающей  среды.

           Эффективное  управление  организациями  и людскими  ресурсами,  сталкивается с  рядом  проблем.  Сокращение  штатов,  информационный  взрыв, глобальная  конкуренция:  эти  и ряд  других  явлений  характеризуют  ситуацию,  с  которой  сталкиваются  менеджеры  в  современных  условиях.  Самое  простейшее  и  верное  решение этих  проблем  высказал Сэм  Уолтон,  владелец  сети  универмагов.  Ему  задали  вопрос:  «В  чём  ключ  к  успеху?».  На,  что  он  ответил: «Люди - вот ключ  к успеху!»

          Считается,  что   менеджмент  характеризуют  три  основных  измерения:    техническое,  концептуальное  и  человеческое.  Техническое  измерение  включает  знания  менеджера  в  области  компьютеров,  бухучёта,  инженерных  наук  либо  маркетинга.  Думается,  что  компетенция современных  менеджеров  в  функциональной  области  не  подвергается  сомнению.  Они  знают  требования  к  их  работе.  Поэтому  США  остаются  наиболее   мощной  страной.  Американские  менеджеры  обладают  ноу-хау  на  выполняемую  работу.

            Многие  менеджеры   склонны  к  игнорированию  человеческого   фактора.  Они считают,  что их  подчиненные ленивы,  заинтересованы,  преимущественно в деньгах и если  сделать их  счастливыми,  то  они будут трудиться   более продуктивно.  Человеческие  проблемы  сводятся  к разработке  системы  материального  стимулирования,  обеспечить  безопасность  труда,  что  должно  привести  к  повышению  продуктивности  труда

         В современных условиях наблюдается бурный процесс дифференциации научных дисциплин в области  менеджмента и других социальных наук. Одним из результатов этого процесса появление дисциплины «Организационное поведение». Ее появление обусловлено существенным усложнением социальных связей и отношений в современном обществе.

         Организационное поведение  как специальная научная дисциплина – это комплексная социальная и методологическая дисциплина, изучающая общие и специфические закономерности поведения субъектов деятельности различных типов в определенных организационных условиях, обусловленных системами совместной деятельности, в которые они интегрированы.

         В рамках дисциплины в настоящее время сложились  и конкурируют между собой  два подхода: социально – психологический  и социально – институциональный.

         В данной работе мы рассмотрим взаимосвязи предмета с другими  сопредельными дисциплинами. Особое внимание уделим соотношении понятий «деятельность» и «поведения» в таких социальных дисциплинах как: организационное поведение, социология, социальная психологии, теория организации, менеджменте. 
 

         2. СВЯЗЬ «ОП» С СОПРЯЖЕННЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ. 
 

         Обладая  богатым  историческим  материалом и научной методологией,  область организационного  поведения начинает  развиваться и приобретать черты зрелой  академической дисциплины.  Однако,  как и в других  молодых областях  знания  здесь тоже  встречались  трудности  и  отклонения.  Кроме  научных  дискуссий  по  теоретическим  подходам  и  результатам  исследований,  пришлось  столкнуться   и  с  кризисом  определения   понятий.  К счастью в настоящее время этот  кризис  в целом преодолен.     

          ТО

      Теория

   Организаций

          ОП

Организационное

      Поведение

          ОР

Организационное

        Развитие

           УЧ

    Управление

    Персоналом

 

                    Теоретический

                                  подход 

                         Прикладной

                                  подход 
 

                                              Макро                           Микро 
 

          Рис.1  Взаимосвязи  организационного  поведения  с  сопредельными  дисциплинами.[5, с 59] 

         На  рисунке в  общих  чертах  показаны  взаимосвязи   между  организационным  поведением (ОП)  и  смежными  дисциплинами:  теорией  организации  (ТО),  организационным  развитием (ОР),  и  управлением  персоналом  (УП).  Из   рисунка  следует,  что  организационное поведение   характеризуется теоретической ориентацией,  так же   анализом  явлений на  макроуровне.  Организационное поведение   основано  на  многих  теоретических положениях  других   наук  о поведении,  которые концентрируются на поведении индивидуумов  и групп в организациях.  ОП аккумулирует  знания  и проверяет теории  посредством    принятых   методов исследования.  В итоге организационное поведение может    быть   определенно,  как    область   знания,  стремящаяся  понять  и  научиться  предсказывать   поведение   людей  в  организациях,  а  также  управлять  ими.

           Рисунок  хоть  и  показывает  области  компетенции   наук,  но  в  пограничных   зонах   линии  разделения   очень   размыты. Теория  организации   имеет  большую макроориентацию, чем    организационное поведение,  и занимается  в первую  очередь   структурой  и проектированием организаций.  С другой  стороны организационное развитие  более ориентированно  на  макроуровень  и на  приложения   чем  организационное поведение.  Однако,  как и в случае  с теорией организации,  вопросы организационного развития   затронуты в связи с применением   организационного поведения.

         Управление персоналом значительно больше ориентировано на  приложения, чем  организационное поведение. Функция   управления  персоналом   является  одной  из  практических  функций  организации,  наравне  с  маркетингом,  финансовым   менеджментом и  др. В современном менеджменте проблематика организационного поведения рассматривается, в первую очередь, в рамках общего и кадрового менеджмента.

         Общий менеджмент включает  четыре существенных для организационного поведения проблемы: определение  организации(социальной организации), типы организации, организационная  культура, проблема руководства и лидерства. 

           Менеджеров  по  персоналу  принимают  на  должности,  которые   так и называются;  со  специалистами по   организационному  поведению этого не  происходит.  Это   сбивает   с толку,  специалист  по   организационному  поведению,  в  заявлении  о  приёме  на  работу,  называются   менеджерами  по  управлению  людскими  ресурсами.  Таким  образом,  все   менеджеры,  независимо  от  технических функций являются  менеджерами по   человеческим  ресурсам,  поскольку они   имеют  дело  с  человеческим  поведением  в организации.

           

         3. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» И «ПОВЕДЕНИЯ» 

         3.1. В ОРГАНИЗАЦИОННОМ  ПОВЕДЕНИИ 

         В качестве исходных категорий современной теории «ОП», следует рассматривать два понятия: «деятельность» и «система совместной деятельности».

         Понятие «деятельность» включает в себя, как минимум, следующие  обязательные элементы: субъект, предмет, средство, способ, цель, процесс и  продукт (результат) деятельности. Каждый из этих элементов может быть актуализирован при разработке тех или иных научных дисциплин и концепций, однако определяющее место в этом ряду занимает «субъект деятельности», под которым понимается определённый индивид или некая социальная общность людей. Именно субъект испытывает определённые материальные и духовные потребности, организует и осуществляет производство, обмен и потребление тех или иных «продуктов» деятельности, а также выступает в межличностных отношениях.

         Понятие «система совместной деятельности» фиксирует тот  объективный факт социальной действительности, что любой индивид и любая социальная общность («социум») могут существовать, только систематически осуществляя процесс совместной деятельности с применением определённых средств и способов деятельности. В результате этого достаточно устойчивые формы процесса совместной деятельности людей образуют многообразные «системы совместной деятельности», которые как по природе своего образования, так и по функциональной направленности должны быть признаны в качестве «социальных систем». [1, с 32]

         Любое современное  общество, конституированное в форме  «государства» вынуждено нормативно регламентировать процессы создания, функционирования, трансформации и  ликвидации социальных систем. Формы  и методы этой регламентации различны, однако общим здесь является наличие определённых «социальных институтов», которые представляют официально признанные государством или непосредственно обществом нормативные модели социальных систем (НСС). На основе и в соответствии с установленными социальными институтами создаются, функционируют, трансформируются и ликвидируются (прекращают своё существование) «реальные социальные системы («РСС»).

         При таком понимании  «систем совместной деятельности: во-первых, как социальные институты, так и  реальные социальные системы представляют собой «институциональные социальные системы» («ИСС»); во-вторых, индивиды вынуждены либо интегрироваться в действующие РСС и выполнять предписанные им функциональные роли, либо создавать новые РСС, и уже в их составе выполнять соответствующие роли.

Информация о работе Проблема соотношения понятия "деятельность" и "поведения" в социальных и управленческих дисциплинах