Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:23, контрольная работа
В рамках дисциплины в настоящее время сложились и конкурируют между собой два подхода: социально – психологический и социально – институциональный.
В данной работе мы рассмотрим взаимосвязи предмета с другими сопредельными дисциплинами. Особое внимание уделим соотношении понятий «деятельность» и «поведения» в таких социальных дисциплинах как: организационное поведение, социология, социальная психологии, теория организации, менеджменте.
1. Введение............................................................................3
2. Связь «ОП» с сопредельными дисциплинами..............4
3. «Деятельность» и «Поведение»:
3.1. В «ОП».....................................................................5
3.2 В социологии...........................................................6
3.3. В социальной психологии......................................8
3.4. В теории организации...........................................10
3.5. В менеджменте...................................................... 11
4. Заключение.......................................................................11
5. Список использованной литературы.............................12
Негосударственное образовательное учреждение
«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
(НОЭ
ЗУИЭП)
Экономический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
ПРОБЛЕМА
СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЯ
«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» И
«ПОВЕДЕНИЯ» В
СОЦИАЛЬНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИНАХ.
Пермь 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение......................
2. Связь «ОП» с сопредельными дисциплинами..............4
3. «Деятельность» и «Поведение»:
3.1.
В «ОП»..........................
3.2
В социологии....................
3.3.
В социальной психологии....................
3.4.
В теории организации...................
3.5.
В менеджменте.................
4. Заключение....................
5. Список использованной
литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Область организационного поведения существует не менее 20-30 лет, теперь ей приходится сталкиваться с новыми проблемами, вытекающими из природы человека. Последние десять лет менеджеры занимались реструктуризацией своих организаций для повышения их эффективности и конкурентоспособности на рынке. И хотя реформирование приносит некоторые тактические успехи в повышении производительности и снижении издержек, оно не может справиться с грядущими проблемами. Новая рабочая среда требует принятия новых решений основанных на знании меняющихся условиях окружающей среды.
Эффективное управление организациями и людскими ресурсами, сталкивается с рядом проблем. Сокращение штатов, информационный взрыв, глобальная конкуренция: эти и ряд других явлений характеризуют ситуацию, с которой сталкиваются менеджеры в современных условиях. Самое простейшее и верное решение этих проблем высказал Сэм Уолтон, владелец сети универмагов. Ему задали вопрос: «В чём ключ к успеху?». На, что он ответил: «Люди - вот ключ к успеху!»
Считается, что менеджмент характеризуют три основных измерения: техническое, концептуальное и человеческое. Техническое измерение включает знания менеджера в области компьютеров, бухучёта, инженерных наук либо маркетинга. Думается, что компетенция современных менеджеров в функциональной области не подвергается сомнению. Они знают требования к их работе. Поэтому США остаются наиболее мощной страной. Американские менеджеры обладают ноу-хау на выполняемую работу.
Многие менеджеры склонны к игнорированию человеческого фактора. Они считают, что их подчиненные ленивы, заинтересованы, преимущественно в деньгах и если сделать их счастливыми, то они будут трудиться более продуктивно. Человеческие проблемы сводятся к разработке системы материального стимулирования, обеспечить безопасность труда, что должно привести к повышению продуктивности труда
В современных условиях наблюдается бурный процесс дифференциации научных дисциплин в области менеджмента и других социальных наук. Одним из результатов этого процесса появление дисциплины «Организационное поведение». Ее появление обусловлено существенным усложнением социальных связей и отношений в современном обществе.
Организационное поведение
как специальная научная
В рамках дисциплины
в настоящее время сложились
и конкурируют между собой
два подхода: социально – психологический
и социально –
В данной работе мы рассмотрим
взаимосвязи предмета с другими
сопредельными дисциплинами. Особое
внимание уделим соотношении понятий
«деятельность» и «поведения» в таких
социальных дисциплинах как: организационное
поведение, социология, социальная психологии,
теория организации, менеджменте.
2. СВЯЗЬ «ОП» С СОПРЯЖЕННЫМИ
ДИСЦИПЛИНАМИ.
Обладая богатым
историческим материалом и научной
методологией, область организационного
поведения начинает развиваться и
приобретать черты зрелой академической
дисциплины. Однако, как и в других
молодых областях знания здесь
тоже встречались трудности
и отклонения. Кроме научных
дискуссий по теоретическим
подходам и результатам исследований,
пришлось столкнуться и с
кризисом определения понятий.
К счастью в настоящее время этот
кризис в целом преодолен.
ТО
Теория Организаций |
ОП
Организационное Поведение |
ОР
Организационное Развитие |
УЧ
Управление Персоналом |
Теоретический
Прикладной
Макро
Рис.1 Взаимосвязи
организационного поведения с
сопредельными дисциплинами.[5, с 59]
На рисунке в общих чертах показаны взаимосвязи между организационным поведением (ОП) и смежными дисциплинами: теорией организации (ТО), организационным развитием (ОР), и управлением персоналом (УП). Из рисунка следует, что организационное поведение характеризуется теоретической ориентацией, так же анализом явлений на макроуровне. Организационное поведение основано на многих теоретических положениях других наук о поведении, которые концентрируются на поведении индивидуумов и групп в организациях. ОП аккумулирует знания и проверяет теории посредством принятых методов исследования. В итоге организационное поведение может быть определенно, как область знания, стремящаяся понять и научиться предсказывать поведение людей в организациях, а также управлять ими.
Рисунок хоть и показывает области компетенции наук, но в пограничных зонах линии разделения очень размыты. Теория организации имеет большую макроориентацию, чем организационное поведение, и занимается в первую очередь структурой и проектированием организаций. С другой стороны организационное развитие более ориентированно на макроуровень и на приложения чем организационное поведение. Однако, как и в случае с теорией организации, вопросы организационного развития затронуты в связи с применением организационного поведения.
Управление персоналом значительно больше ориентировано на приложения, чем организационное поведение. Функция управления персоналом является одной из практических функций организации, наравне с маркетингом, финансовым менеджментом и др. В современном менеджменте проблематика организационного поведения рассматривается, в первую очередь, в рамках общего и кадрового менеджмента.
Общий менеджмент включает четыре существенных для организационного поведения проблемы: определение организации(социальной организации), типы организации, организационная культура, проблема руководства и лидерства.
Менеджеров по персоналу принимают на должности, которые так и называются; со специалистами по организационному поведению этого не происходит. Это сбивает с толку, специалист по организационному поведению, в заявлении о приёме на работу, называются менеджерами по управлению людскими ресурсами. Таким образом, все менеджеры, независимо от технических функций являются менеджерами по человеческим ресурсам, поскольку они имеют дело с человеческим поведением в организации.
3. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ
ПОНЯТИЯ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» И «ПОВЕДЕНИЯ»
3.1. В ОРГАНИЗАЦИОННОМ
ПОВЕДЕНИИ
В качестве исходных
категорий современной теории «ОП»,
следует рассматривать два
Понятие «деятельность» включает в себя, как минимум, следующие обязательные элементы: субъект, предмет, средство, способ, цель, процесс и продукт (результат) деятельности. Каждый из этих элементов может быть актуализирован при разработке тех или иных научных дисциплин и концепций, однако определяющее место в этом ряду занимает «субъект деятельности», под которым понимается определённый индивид или некая социальная общность людей. Именно субъект испытывает определённые материальные и духовные потребности, организует и осуществляет производство, обмен и потребление тех или иных «продуктов» деятельности, а также выступает в межличностных отношениях.
Понятие «система совместной деятельности» фиксирует тот объективный факт социальной действительности, что любой индивид и любая социальная общность («социум») могут существовать, только систематически осуществляя процесс совместной деятельности с применением определённых средств и способов деятельности. В результате этого достаточно устойчивые формы процесса совместной деятельности людей образуют многообразные «системы совместной деятельности», которые как по природе своего образования, так и по функциональной направленности должны быть признаны в качестве «социальных систем». [1, с 32]
Любое современное
общество, конституированное в форме
«государства» вынуждено
При таком понимании «систем совместной деятельности: во-первых, как социальные институты, так и реальные социальные системы представляют собой «институциональные социальные системы» («ИСС»); во-вторых, индивиды вынуждены либо интегрироваться в действующие РСС и выполнять предписанные им функциональные роли, либо создавать новые РСС, и уже в их составе выполнять соответствующие роли.