Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить сущность и проблемы лидерства и власти в
организациях торговли и питания, на примере Краснобаковского РАЙПО.
Задачами данной курсовой работы являются:
- Теоретическое изучение поставленной проблематики в курсовой
работе
- изучить практическую реализацию лидерства в Краснобаковском РАЙПО:
провести анализ лидерских и властных качеств руководителя; дать
рекомендации по совершенствованию эффективности власти в Краснобаковском
РАЙПО.
1.ВВЕДЕНИЕ
2.ГЛАВА 1 Теоретические основы лидерства
1.1. Сущность и определение понятия лидерства
1.2 Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер
1.3 Стили управления
3.ГЛАВА 2 Практическая реализация лидерства в Краснобаковском РАЙПО
2.1 Анализ лидерских и властных качеств руководителя
4.ГЛАВА 3 Разработка предложений по совершенствованию эффективности
власти в Краснобаковском РАЙПО
3.1 Рекомендации по совершенствованию эффективности власти в
Краснобаковском РАЙПО
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вознаграждение
и принуждение как источники власти
в рамках эффективного лидерства больше
ассоциируются с возможностью быть или
не быть в одной упряжке с эффективным
лидером, нежели чем с месячной премией
или выговором.
Все большее
значение для достижения эффективного
лидерства играет власть связей, реализуемая,
в частности, путем создания так называемых
сетевых структур, способствующих поддержания
эффективного лидерства на должном уровне
без количественного роста организации.
Лидер должен стремиться к эффективному
сочетанию всех возможных и имеющихся
у него основ и источников власти, так
как это является одним из главных условий
эффективного лидерства.
1.2
Значение лидера
в управлении организацией.
Лидер и менеджер.
Различие между
лидером и менеджером проводится
по многим позициям. Эффективный менеджер
не обязательно является эффективным
лидером, и наоборот. Их основные характеристики
находятся как бы в разных измерениях.
Менеджер –
это человек, который направляет
работу других и несет персональную
ответственность за ее результаты.
Хороший менеджер вносит порядок и последовательность
в выполняемую работу. Свое взаимодействие
с подчиненными он строит больше на фактах
и в рамках установленных целей. Лидер
воодушевляет людей, вселяет энтузиазм
в работников, передавая им свое видение
будущего и помогая им адаптироваться
к новому, пройти этап изменений.
Менеджеры имеют
тенденцию занимать пассивную позицию
по отношению к целям. Чаще всего
они по необходимости ориентируются
на кем-то установленные цели и практически
не используют их для проведения изменений.
Лидеры, наоборот, сами устанавливают
свои цели и используют их для изменения
отношения людей к делу.
Менеджеры склонны
разрабатывать свои действия в деталях
и во времени, планировать привлечение
и использование необходимых
ресурсов для того, чтобы поддерживать
организационную эффективность. Лидеры
добиваются этого же или большего путем
разработки видения будущего и путей его
достижения, не вникая при этом в оперативные
детали и рутину.
Менеджеры предпочитают
порядок во взаимодействии с подчиненными.
Они строят свои отношения с ними соответственно
тем ролям, которые подчиненные играют
в запрограммированной цепочке событий
или в формальном процессе принятия и
реализации решений. Это во многом происходит
от того, что менеджеры видят себя определенной
частью организации или членами особого
социального института. Лидеры подбирают
и держат людей, которые понимают и разделяют
их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском
видении. Лидеры учитывают потребности
работников, воспринимаемые ими ценности
и движущие ими эмоции. Лидеры склонны
к использованию эмоций и интуиции и всегда
готовы вызвать у своих последователей
сильные чувства, типа любви и ненависти.
Лидеры не связывают уважение к себе с
принадлежностью к определенной организации.
Менеджеры обеспечивают
достижение целей подчиненными, контролируя
их поведение и реагируя на каждое отклонение
от плана.
Лидеры строят
свои отношения с подчиненными на
доверии, мотивируя и вдохновляя
их. Они кладут доверие в основу
групповой, совместной работы.
Используя свой
профессионализм, различные способности
и умения, менеджеры концентрируют
свои усилия в области принятия решений.
Они пытаются сузить набор путей
решения проблемы.
Решения часто
принимаются на основе прошлого опыта.
Лидеры, в противоположность, предпринимают
постоянные попытки разработки новых
и неоднозначных решений проблемы. А самое
главное, после того как проблема ими решена,
лидеры берут на себя риск и бремя выявления
новых проблем, особенно в таких случаях,
когда существуют значительные возможности
для получения соответствующего вознаграждения.
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в жизни реже.
Отличие менеджера
от лидера представлено в Таблице 1:
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Командует, убеждает | Вдохновляет, призывает |
Выполняет указания других | Реализует собственные цели |
Действует на основе расчета | Действует на основе видения |
Ориентируется на организацию | Ориентируется на людей |
Контролирует | Доверяет |
Поддерживает движение | Дает импульс движению |
Принимает решение | Реализует решения |
Делает как нужно | Делает что нужно |
Пользуется уважением | Пользуется любовью |
Таблица 1.Отличие
менеджера от лидера
Менеджер
должен обладать качествами лидера, а
лидер не всегда обладает качествами
менеджера.
1.3
Стили управления.
Любой лидер, в большей или меньшей степени, является руководителем, следовательно, у него имеется определённый стиль руководства.
Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Возникновение понятия «Стиль руководства» и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами, происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века. Постепенно сложилось так, что классическими стали считаться деление на три стиля: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, большом личном капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Такой руководитель относится к своим подчинённым исключительно недоверчиво. Наиболее часто он выражает своё отношение к подчинённым следующим образом:
Руководитель такого типа может привести свою фирму к большому успеху, но также и к полному краху («единоличный хозяин»).
Демократический стиль основан на сочетании принципа единоначалия и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или собственников и должен выражать интересы большинства. Как правило, он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы. Это хороший «политик», «дипломат», «стратег», «хитрая лиса», просчитывающий варианты на много шагов вперед, сочетающий методы убеждения и принуждения. Это доброжелательный и открытый человек, как правило, неподдающийся соблазнам: деньги, женщины и власть, т.к. они крайне раздражают завистников и способствуют росту оппозиции. В своей работе постоянно опирается на группу единомышленников в лице дирекции, правления, президиума, совета.
Либеральный стиль заключается в том, что руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, часто занимает различные позиции сторон, «сталкивает» их между собой, пытается быть «добрым шефом», но иногда, невольно, становится марионеткой в руках подчинённых, которые фактически управляют предприятием. Преимущество либерального стиля заключается в групповом принятии управленческих решений, однако часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен своим хобби или семьей. Это достаточно неустойчивый стиль руководства.
Смешанный
стиль предусматривает сочетание перечисленных
выше типов. Либеральный, авторитарный
и демократический стиль могут преобладать
у того или иного руководителя, но никогда
не достигают абсолюта, так же как в природе
нет чистых холериков, флегматиков, сангвиников
и меланхоликов и перечисленные выше темпераменты
всегда проявляются у человека в определённой
пропорции с преобладанием одного из них.
Авторитарный Демократический Либеральный
Сосредоточен на работе <---------------------------> Сосредоточен на человеке
<---------------------Стили руководства ------------------->
Схема №1
Сильные и слабые
стороны стилей руководства. Таблица №
2
Стиль руководства | Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Природа стиля |
Сосредоточение
всей власти и ответственности в руках
лидера. Личное
установление целей и выбор средств их
достижения. Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху. |
Делегирование
полномочий с удержанием ключевых позиций
у лидера. Принятие
решений разделено по уровням на основе
участия. Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях. |
Снятие лидером
с себя ответственности и отречение
в пользу группы или организации.
Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме. Коммуникации строятся в основном по горизонтали. |
Сильные стороны | Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата. | Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении. | Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера. |
Слабые стороны | Сдерживается индивидуальная инициатива. | Требует много времени на принятие решений. | Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера. |
Таблица 2. Сильные и слабые стороны стилей руководства.
Параметры
взаимодействия с подчинёнными, в зависимости
от стиля руководства. Таблица № 3
|
Информация о работе Проблема лидерства в организациях торговли и сферы услуг