Проблема лидерства в организациях торговли и сферы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить сущность и проблемы лидерства и власти в
организациях торговли и питания, на примере Краснобаковского РАЙПО.
Задачами данной курсовой работы являются:
- Теоретическое изучение поставленной проблематики в курсовой
работе
- изучить практическую реализацию лидерства в Краснобаковском РАЙПО:
провести анализ лидерских и властных качеств руководителя; дать
рекомендации по совершенствованию эффективности власти в Краснобаковском
РАЙПО.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ
2.ГЛАВА 1 Теоретические основы лидерства
1.1. Сущность и определение понятия лидерства
1.2 Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер
1.3 Стили управления
3.ГЛАВА 2 Практическая реализация лидерства в Краснобаковском РАЙПО
2.1 Анализ лидерских и властных качеств руководителя
4.ГЛАВА 3 Разработка предложений по совершенствованию эффективности
власти в Краснобаковском РАЙПО
3.1 Рекомендации по совершенствованию эффективности власти в
Краснобаковском РАЙПО
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное учреждение высшего профессионального  образования

Нижегородский коммерческий институт

Кафедра теории менеджмента 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Основы менеджмента» 

    Тема: «Проблема лидерства в организациях торговли и сферы услуг» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Выполнила студентка учебной группы 2-МТП

Голубева  Ю.С.

Подпись    дата

Руководитель: преподаватель

Тихомиров Г.С.

Подпись    дата 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород

2010

Содержание 
 

1.ВВЕДЕНИЕ  

2.ГЛАВА 1 Теоретические  основы лидерства 

1.1. Сущность и определение понятия лидерства 

1.2 Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер 

1.3 Стили управления 

3.ГЛАВА 2 Практическая реализация лидерства в Краснобаковском РАЙПО 

2.1 Анализ лидерских и властных качеств руководителя 

4.ГЛАВА  3 Разработка предложений по совершенствованию эффективности  

власти  в Краснобаковском РАЙПО 

3.1 Рекомендации по совершенствованию эффективности власти в  

Краснобаковском РАЙПО 

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

6.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 

7.ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение 

Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных  

профессиях. Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без  

умения привлечь внимание потенциального покупателя к  товару. Торговый  

агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить  

доверительный контакт с новым клиентом. Менеджер не будет эффективным  

руководителем без умения неформального влияния  на подчиненного.  

Большинство профессий  требуют той или иной степени проявления лидерства. 

Лидерство - это  тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее  

эффективном для  данной ситуации сочетаний различных  источников власти и  

направлений на побуждение людей к достижению общих  целей. 

Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами: 

-      наличием довольно скупых исследований  в некоторых сферах  

лидерства; 

-       низким уровнем профессионализма  некоторых современных  

руководителей, что влечет за собой неэффективность  деятельность  

организации. 

Цель курсовой работы – выявить сущность и проблемы лидерства и власти в 

организациях  торговли и питания, на примере Краснобаковского РАЙПО. 

Задачами данной курсовой работы являются: 

-                  Теоретическое изучение поставленной проблематики в курсовой

работе 

- изучить практическую  реализацию лидерства в Краснобаковском  РАЙПО:  

провести анализ лидерских и властных качеств  руководителя; дать  

рекомендации  по совершенствованию эффективности  власти в Краснобаковском  

РАЙПО. 

Объектом исследования является Краснобаковское РАЙПО, предметом – 

 лидерство  и власть на предприятии. 

В ходе работы проработана  и изучена общая и специальная  литература, статьи и  

материалы средств  массовой информации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Природа и определение  понятия лидерства 
 

1.1 Сущность  и определение понятия лидерства. 

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Слово лидер  происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Природа лидерства  может быть лучше понята, если его  сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический  тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействии в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимодействия его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник-подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь».

Обычно мы называем лидерами тех людей, которые способны увлечь за собой, вовлечь в общее дело, «зарядить» на результат. Человек, который умеет, используя формальные рычаги власти, поставить задачу, и проконтролировать ее исполнение, не является лидером. Использование имеющихся ресурсов, постановка задач, контроль результатов, раздача поощрений и наказаний – это навык «формального» управления исполнением. Здесь не требуется личностной вовлеченности в этот процесс, достаточно строго придерживаться технологии управления.

В отличие от способности к управлению, лидерство – это умение найти ресурсы в условии дефицита. Это умение влиять, не имея формальных рычагов власти. Это умение так общаться с людьми, что они сами ставят перед собой все более и более сложные задачи и сами повышают эффективность их выполнения. Итак, лидерство-это в первую очередь умение влиять неформально: силой своей личности, характера, обаяния, силой своей увлеченности и уверенности в общем успехе.

Так, если взять  в качестве примера директора  завода, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его замов, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью коллектива за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

Быть менеджером еще не означает автоматически считаться  лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном примере в коллективе лидером скорее будет считаться заместитель, чем его непосредственный начальник – директор завода.

Процесс влияния  через способности и умения или  другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального  лидерства. Неформальный характер лидерской  позиции в большей степени  обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

     О.С. Виханский утверждает, что «лидерство - это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетаний различных источников власти и направлений на побуждение людей к достижению общих целей». Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

       Для понимания лидерства рассмотрим  наиболее яркие типы отношений управления:

  1. Неэффективное лидерство построено на отношениях типа «хозяин - раб», когда власть лидера практически абсолютна и может распространяться на решение вопросов жизни и смерти членов его группы. В современных условиях они распространены в мафиозных группах, теневом бизнесе и семейном фермерском хозяйстве в удаленных от цивилизации местах. Данному типу свойственно самое низкое участие работников в управлении и низкая возможность достижения поставленных целей.
  2. Авторитарное управление построено на традиционных отношениях «начальник - подчиненный», когда власть лидера поддерживается всеми нормативными документами административной системы. Однако подчиненный, работающий  по найму, в общем-то, свободен в жизни от начальника за пределами рабочего времени. Данный тип эффективен для достижения поставленных лидером целей, т.к. практически не допускает отклонений от его задания, но имеет низкую степень участия работников в управлении производством.
  3. Эффективное лидерство построено на новом типе отношений «лидер – последователь», кода лидер получает власть от последователей, признающих его ценность и важность для их совместной работы в группе. Данный тип позволяет быстро достигать поставленных целей и предусматривает участие последователей в управлении этим процессом.
  4. Демократическое управление построено на типе отношений «выборный руководитель - подчиненный», когда в коллективе высокий уровень самоуправления и группа сама избирает лидера. В этом случае члены группы являются не просто подчиненными, но и соучастниками процесса по достижению поставленных целей. При этом у лидера существует определенная зависимость от коллектива в части возможного не избрания на следующий срок, если он не будет отражать настроения «массы». Поэтому эффективность достижения поставленных целей по сравнению с эффективным лидерством низкая при высоком уровне участия работников управлении.

Сила и принуждение  при лидерстве часто заменяются побуждением  и воодушевлением. В  результате лидерского подхода воздействие  основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использования власть и авторитет, получаемые от его последователей.

Важно также  отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер-последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник-подчиненный». Лидерство, как и власть – это потенциал, имеющийся у человека.

Информация о работе Проблема лидерства в организациях торговли и сферы услуг