Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:57, контрольная работа
Социальное управление или, просто управление, в отличии от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций.
Введение 3
Социальное управление 3
Социальная сфера организации 4
Функции социального управления 5
Правовое регулирование 7
Принципиальная схема социального механизма организации 10
Принципы управления производством 13
Вывод 15
Список использованной литературы
Функции социального управления | |||
Функции выживания и развития | Функции управления |
Функции управления | |
Функции
управления проблемами |
Функции развития |
Основной деятельностью | правоохранительной деятельностью |
Предвидение и выявление проблем Анализ и исследование проблем Целеполагание Контроль за Анализ выполнения |
Правовое регулирование Структурное Управление Ценностное регулирование Регулирование |
Планирование
Организовывание Руководство Координация Контроль за |
Прокурорский надзор Контроль Ревизия Инспекция Управление |
Из таблицы
видно, что с помощью управления в общем
случае осуществляется два вида деятельности
– основная (производственная) и деятельность,
связанная с выживанием и развитием организации.
Основная (производственная) деятельность
осуществляется в рамках действующих
структур с помощью функций и методов
традиционного менеджмента. Деятельность,связанная
с выживанием и развитием организации
требует управления проблемами организации
и управления развитием,для чего необходимы
разработка и принятие управленческих
решений.Наконец,поскольку легитимное
управление осуществляется путем законодательного
закрепления принимаемых управленческих
решений,то необходимы также функции управления
правоохранительной деятельностью.Таким
образом,функции социального управления
включают как функции традиционного менеджмента,так
и функции подготовки и принятия управленческих
решений,а также функции законодательного
закрепления управленческих решений и
контроля за их выполнением.
Конечно, приведенный в табл.
состав функций,вряд ли способен разрешить
все противоречия относительно понимания
социального управления и его функций,
которые накопились у приверженцев различных
взглядов на управление,тем не менее мы
надеемся,что он будет способствовать
сближению позиций.
Как следует из таблицы,традиционные
функции управления (функции управления
исполнительской деятельностью) составляют
менее половины всех функций управления,
что во многом объясняет неудачные попытки
управления обществом с помощью в основном
функций классического менеджмента.
Многие из указанных функций (в частности, функции управления проблемами организации и функции развития) имеют скрытый (неявный, латентный) или полускрытый характер, что приводит к неадекватным представлениям. В частности, популярное представление об организации как целенаправленной системе является следствием недостаточной осознанности нетрадиционных функций управления. В результате многие руководители не видят большой разницы между управлением обществом и большой фабрикой. А разница между тем огромна – как между человеком и машиной (роботом). Если машину (фабрику) конструировал сам человек, хорошо знающий как она функционирует и что можно от нее ожидать, то общество никто не конструировал и законы его развития нам пока почти не известны, поэтому, в отличие от фабрики, целеполагание к нему может быть применимо лишь когда будут получены объективные знания о законах функционирования общества. Без таких знаний все попытки устанавливать перед обществом конкретные цели (коммунизм, развитый социализм, цивилизованная рыночная экономика) являются не более чем утопиями, вызванными искаженным представлением об обществе как большой фабрике.
Сказанное выше приводит к выводу о необходимости институционализации (научного и общественного признания) латентных и полулатентных функций управления и совершенствовании их выполнения, что позволит повысить выживаемость и управляемость организаций, т.е. их способность достигать поставленных целей.
Кроме того,
необходимо также признание широкой
научной общественностью такого
феномена как «коллективный разум»,
ставшим по существу одним из основных
институтов управления. То, что называют
«коллективным разумом» (общественным
или национальным сознанием) является
проявлением указанных выше латентных
и полулатентных функций социального
управления. Можно говорить о недостатках
коллективного сознания, о необходимости
его совершенствования или конструирования,
но не признавать этот феномен нельзя
точно также, как нельзя признавать отсутствие
разума и памяти у людей, хотя нельзя конкретно
указать, где они находятся.
Принципиальная
схема социального механизма
организации
Механизм выживания и развития
в совокупности с механизмом текущего
управления будем в дальнейшем называть
механизмом управления,а объект управления
в совокупности с механизмом текущего
управления - исполнительным механизмом.Это
обусловлено разделением функций,выполняемых
социальным механизмом на управленческие
и производственные.Таким образом,механизм
управления специализируется на управленческих
функциях,а исполнительный механизм -
на производственных.
Как мыслится работа социального механизма
организации?
Механизм выживания и развития распознает проблемы по отклонениям от общепринятых в организации социальных норм (жизненных стандартов) и после предварительного анализа делит их на ординарные и неординарные. Ординарные проблемы направляются в соответствующие структурные подразделения организации для рутинного решения. Другими словами, они передаются исполнительному механизму без какой-либо его перестройки и решаются им с помощью средств традиционного менеджмента.Неординарные проблемы требуют принятия специальных мер, которые могут заключаться в:
Выбор конкретных мер должен осуществляться не только на основе опыта руководителей и специалистов организации, но также на основе информации о прецедентах и других проблемных знаний, касающихся решаемых проблем. Эти меры имеют комплексный характер и при необходимости вводятся в действие в виде нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений и т.п.), в том числе, в виде планов или комплексных программ (ЦКП).
Реализация этих мер сопряжена с заменой старых ООК на новые и приводит к преобразованию (развитию) организации. Особенно заметны такие преобразования, если они связаны с изменением структуры организации вследствие создания новых организационных институтов. Закрепление новых институтов и других ООК, внедренных с помощью нормативно-законодательных актов, осуществляется с помощью правоохранительного механизма.
Для решения проблем организация использует все свои ресурсы (трудовые, материальные, финансовые, информационные), распределяя их как по структурным подразделениям (для решения ординарных проблем), так и под новые структуры (для решения неординарных проблем). Результаты решения проблем должны анализироваться и опыт решения проблем (положительный и отрицательный) накапливаться и использоваться в дальнейшем для решения аналогичных проблем.
Как видим,
в данном описании ведущую роль играет
механизма выживания и
Такое представление о социальном механизме находит свое подтверждение в реальной действительности. Для примера рассмотрим современное общество и его государственный механизм.
Современное парламентское государство, которое мы рассматриваемь как легитимную часть социального механизма общества, состоит из парламента, исполнительной и правоохранительной систем.При этом парламент занимается выявлением проблем общества и подготовкой законодательных актов для их решения, т.е. выполняет функции механизма выживания и развития;исполнительная власть занимается собственно реализацией решения проблем в соответствии с принятыми законодательными актами; правоохранительная система следит за соблюдением законов и других нормативных актов всеми членами общества.Таким образом,парламент можно условно отнести к механизму выживания и развития, правительство и правоохранительные органы - к исполнительному механизму.
Таким образом,
наблюдается хорошее совпадение
принятой концептуальной модели социального
механизма общества с действующим государственным
механизмом, что подтверждает ее адекватность.
Социальные механизмы имеются
во всех организациях,независимо от их
происхождения.Во многих случаях социальные
механизмы совпадают с самой организацией.Особенно
это характерно для искусственных организаций,
например, фирм или деловых организаций.
В крупных современных фирмах
функции механизмов выживания и развития
выполняют отделы маркетинга,играющие
ведущую роль в организациях. Производственные
и обеспечивающие производство службы
играют роль исполнительных механизмов,
перестраиваемых в зависимости от изменений
рыночной конъюнктуры.
Итак, социальный
механизм выполняет главную функцию в
организации: он выявляет и решает
социальные проблемы с помощью рассмотренных
выше функций социального управления.
некоторые из которых (функции управления
проблемами,структурного регулирования,ценностного
регулирования),как известно,имеют скрытый
(латентный,теневой) характер.Последнее
означает, что такие функции имеют неинституциональный
характер: они не являются общепризнанными
и выполняются недостаточно осознанно,
по ним не готовят специалистов, в отношении
них не разработан соответствующий научный
инструментарий.
Например,в организациях,как
правило,отсутствуют специализированные
подразделения, осуществляющие выявление
проблем организации.Такие функции неявным
образом берут на себя официальные руководители
организаций.
Хотя указанные функции
имеют скрытый характер,они все-же выполняются.Это
означает,что в организациях существуют
люди и (или) структуры,осуществляющие
указанные функции неформально.При этом
некоторые из этих людей и структур могут
не входить в явную (формальную) часть
социального механизма,представляющего
по существу организационную систему
.
Принципы управления производством
Управление производством на любом уровне — сложный процесс. За пределами фирмы управляющий должен постоянно вести бой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей. Внутри фирмы он должен добиваться роста производительности труда путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов. Одновременно он должен учитывать требования профсоюзов, сохранять конкурентные позиции на рынке, обеспечивать акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибыли для обеспечения её роста. Важной задачей управления является объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации и участков, их частных целей, для достижения общей цели данной системы.
Теория управления применяет научные методы анализа с целью выработки определенных методов и рекомендаций для практики управления. Однако эти методы и рекомендации — не рецепты, их нельзя абсолютизировать. Эффективное применение этих методов и рекомендаций зависит от сочетания конкретных обстоятельств, условий. Так, например, японский опыт использования кружков качества не нашел широкого применения в условиях американской промышленности из-за различий социальных отношений на производстве. Поэтому одним из важных условий эффективного управления (то есть достижения целей организации с минимальными затратами) является адекватность (соответствие) применяемых методов управления внешней и внутренней среде функционирования организации. Бесполезно применять в промышленности методы управления, принятые в армии и наоборот. Точно также в условиях рыночной экономики не обеспечат запланированных результатов использовавшиеся в СССР директивные методы управления. И наоборот, применение методов менеджмента и маркетинга в экономике СССР представляло бы лишь академический интерес. Как и во всякой другой сфере интеллектуальной и практической деятельности людей (военное дело, медицина и т. п.), научность управления и искусство управления дополняют друг друга. Эффективность системы управления обеспечивается умением руководителей овладевать искусством творческого применения научных принципов управления в конкретных ситуациях. Под «воздействием» понимается руководящая деятельность, приводящая к изменению организационных структур, условий внешней и внутренней среды организаций, но не обеспечивающая достижение поставленных целей. В большинстве случаев такая деятельность создает опасность для жизнедеятельности организации. Таким образом, руководящие действия, не обеспечивающие достижения поставленной цели, не являются управлением.