Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:57, контрольная работа
Социальное управление или, просто управление, в отличии от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций.
Введение 3
Социальное управление 3
Социальная сфера организации 4
Функции социального управления 5
Правовое регулирование 7
Принципиальная схема социального механизма организации 10
Принципы управления производством 13
Вывод 15
Список использованной литературы
Российский
Государственный
Социальный Университет
Контрольная
работа
по
дисциплине:
«Социальный менеджмент»
Тема:
«Проанализировать
функции социального
менеджмента, опираясь
на современные концепции
предприятия, его социальной
организации»
Выполнила: студентка 6-го курса группы МС-5
Оксенюк
Екатерина
Проверил:
Безруков М.В.
Тольятти
Содержание
Введение
Социальное управление
Социальная сфера
организации
Функции социального
управления
Правовое регулирование
Принципиальная
схема социального механизма
организации
10
Принципы управления
производством
Вывод
Список использованной
литературы
Введение
Социальное управление
или, просто управление, в отличии от технического
и биологического, - это управление людьми,
которые объединены в большие или малые
социальные организации, вне которых немыслимо
существование человека, поэтому происхождение
управления неразрывно связано с происхождением
социальных организаций. При этом под
социальной организацией мы понимаем
относительно устойчивую социальную целостность,
проявляющую разумное поведение, подобно
живому организму. Разумное поведение
означает способность организации адекватно
реагировать (отвечать) на вызовы или решать
свои проблемы. Именно благодаря этой
способности, обеспечиваемой управлением,
социальные организации сохраняют свою
целостность и жизнеспособность. Примерами
социальных организаций являются семьи,
первобытные общины, поселения, города,
нации, фирмы, партии, общества (цивилизации),мировые
сообщества, человечество в целом.
История управления начинается
с первобытного человеческого стада.Уже
в те далекие времена (примерно 1 млн.лет
назад) на заре человечества управление
уже существовало на Земле, однако носило
неосознанный характер.
Именно с этого момента человек начинает
подчиняться не только своим инстинктам,
которые постепенно стали оттесняться
на второй план ,а некими новыми факторам
(в частности, идеей бога),которые Э.Дюркгейм
назвал «социальными фактами»,заметно
влияющими на поведение людей. Так появился
институт власти как первый и неизменный
атрибут управления.
Социальное
управление
Искусство управления
постепенно становится профессиональным
Особенно оно проявило себя и продолжает
проявлять в политике, экономике и военном
деле. Политические деятели занимаются
в основном вопросами государственного
управления, управления обществом. Экономисты
занимаются вопросами регулирования экономики
и управления фирмами. Военные занимаются
вопросами управления армией и военными
операциями.
Однако, практика управления
все время нуждалась и нуждается сейчас
в адекватной ей науке, без которой она
«слепа»:наука должна ей показывать дорогу
и помогать идти по ней. К сожалению, традиционная
теория управления значительно отстает
от практики и не оказывает на нее заметного
влияния. Укажем четыре главные, на наш
взгляд, причины этого.
Первую причину мы уже указали
- это невозможность правильно понять
и объяснить феномен социального управления
без опоры на науку, в частности на социологию
и социальную психологию, которые появились
сравнительно поздно и не смогли заметно
повлиять на развитие теории управления.
В результате сложилось однобокое представление
об управлении, которое рассматривается
в основном как средство достижения целей
социальных и социально-экономических
систем в то время как у управления значительно
большие возможности. Оно, например, является
ещё и средством выживания организаций,
средством решения сложных социальных
проблем, средством организации сложной
деятельности.
Вторая причина заключается
в доминирующей до сих пор рационалистической
парадигме, пирающуюся на теистические
традиции, в соответствии с которыми все
существующее на Земле создано с определенной
целью .Отсюда часто делается вывод, что
все социальные организации являются
целереализующими и целенаправленными
системами, имеющими искусственное происхождение,
а управление есть средство реализации
поставленной цели (целей) и не более того.
Однако известно, что социальные организации
(например, общества, цивилизации) могут
иметь и естественное происхождение и
не всегда стремятся к каким-либо целям
(если не рассматривать в качестве цели
естественное свойство выживания).
Третья причина состоит
в том, что наука до сих пор не освободилась
от умозрительной философии (метафизики).Хотя
О.Конт и предсказывал окончание метафизической
стадии развития человеческого ума к 1800
г., однако он серьезно ошибся в прогнозах,
не приняв в расчет зависимости науки
от политики, конъюнктуры и моды.
Социальная сфера организации
В
настоящее время управление
Однако, несмотря на то,что
практика управления до сих вынуждена
обходиться без адекватной ей науки ,есть
определенные проблемы,без научного решения
которых ей никак не обойтись. Это,прежде
всего,проблема управления обществом.
Человечество добилось определенных
успехов в управлении фирмами и другими
деловыми организациями, однако управлять
обществом мы пока не умеем,о чем свидетельствует
история России и многих других стран.
Каждое общество на определенном
этапе своего развития создает специальный
институт, называемый государством. С
этого момента жизнь каждого человека
начинает существенно зависеть от мудрости
государственных деятелей, от институтов
(законов, учреждений), которые они создают,
от принимаемых ими решений. Очевидно,
что решения, принимаемые на государственном
уровне должны быть максимально объективными
и научно обоснованными, так как от них
зависит судьба общества страны и каждого
его члена, поэтому государственные деятели
должны использовать в своей практической
работе научные методы социального
управления.
К
сожалению, приходится
Функции социального управления
Начиная с античных времен,
представление о социальном управлении
и его функциях неоднократно изменялось
и не утвердилось вплоть до настоящего
времени.
Еще в античные времена
Аристотель в качестве основных функции
государственного «правления» рассматривал
законодательную, исполнительную и судебную.
Основатели
менеджмента совсем иначе отнеслись
к управлению, чем их предшественники
.В частности, Анри Файоль пишет:»Я предлагаю
следующее определение: управлять-значит
предвидеть, организовывать, распоряжаться,
координировать и контролировать. Предвидеть
– означает учитывать грядущее и вырабатывать
программу действия; организовывать –
означает строить двойной – материальный
и социальный организм предприятия; распоряжаться
– означает заставлять персонал надлежаще
работать; координировать – означает
связывать, объединять, гармонизовать
все действия и все усилия; контролировать
– означает заботиться о том, чтобы все
совершалось согласно установленным правилам
и отданным распоряжениям».
Как видим, указанные функции
существенно отличаются от законодательной,
исполнительной и судебной функций. Это
отличие объясняют обычно различием управляемых
объектов (общество и фирма). В таком случае
получается, что функции управления не
являются универсальными ,так как зависят
от вида рассматриваемой организации.
Необходимость выработки
универсального представления об управлении
привела многих исследователей к идее
обратной связи как основе управления
и надежде на кибернетику, которая в конце
40-х и в 50-х годах претендовала на роль
универсальной науке об управлении в обществе,живом
организме и машине/ /. Формированию
кибернетического подхода к управлению
во многом способствовал системный подход
(системный анализ),чрезвычайно популярный
в мире в 60-70-е годы.
В конце 60-х и 70-е годы
в России под влиянием идей кибернетики
и системного анализа в рамках марксистско-ленинской
философии появляется множество теоретических
работ по социальному управлению/
/.
Представители этого направления
исследований (В.Г.Афанасьев,Г.И.Петров,В.С.
Состав этих функций
включает, с одной стороны, функции классического
менеджмента (планирование, организация,
регулирование, контроль, прогнозирование),а
с другой – функции управления кибернетических
систем (моделирование, информацию, выработку
и принятие управленческих решений).
На наш взгяд, указанные
выше функции безусловно могут быть отнесены
к разряду функций социального управления,
однако они не достаточны для управления
такими сложными социальными объектами
,каковым является общество. Среди них,
в частности, отсутствуют законодательные
и правоохранительные функции, а также
ряд других функций, которые связаны с
выявлением и решением социальных проблем.
В конце 80-х годов
в связи с переходом к рыночной экономике
происходит второе пришествие менеджмента
в Россию (первое состоялось в 20-е годы,
когда повсеместно внедрялись так называемые
школы научной организации труда (НОТ)
- российский вариант системы Тейлора)
и постепенное вытеснение социального
управления менеджментом. Так,в настоящее
время менеджмент преподается не только
экономистам, как 8-10 лет назад ,но также
социологам и юристам.
Менеджмент не только расширяет
сферу своего влияния, расширяется и состав
его функций. Различные авторы вносили
и продолжают до сих пор вносить свои коррективы
в перечень классических функций, добавляя
к нему новые функции (целеполагание, принятие
решений, подбор персонала, мотивация,
согласование, учет, анализ и др.). Фактически
почти в каждой публикации по управлению
содержался список управленческих функций,
который хоть немного, но отличался от
других подобных списков.
В 90-ом году Р. Томпсон / /, проанализировавший множество публикаций на эту тему, пришел к выводу, что для современной деловой организации характерны следующие функции управления:
Как
видим, перечень функций управления
значительно расширился по сравнению
с первоначальным. Однако, прошло совсем
немного времени как опять
пришлось пересматривать список функций
управления в сторону его расширения.
Так, многие авторы стали относить к
функциям управления функции стратегического
управления, управления кадрами, ресурсами,
маркетингом, финансами,рисками, инновациями
и др.
Исходя из принятого нами
представления об организации как устойчивой
социальной целостности, решающей свои
проблемы, следует, что любая организация
осуществляет комплекс функций, связанных
с выявлением (обнаружением) проблем,их
распознаванием, ранжированием, сортировкой,
исследованием, подготовкой решений, контролем
за реализацией решений,анализ результатов
решений.
Указанные функции впервые
обнаружены, по-видимому, С.Янгом, а затем
уточнялись И.Ансофом и другими авторами.
Они образуют единый комплекс, поэтому
их иногда называют функциями управления
проблемами.
Следует при этом заметить,что
данные авторы исходят из рационалистической
(целевой) модели организации,поэтому
проблемы они понимают как отклонения
от целей организации,а не от социальных
норм.
Правовое регулирование
Исходя
из рассмотренных в предыдущем разделе
управленческих средств решения социальных
проблем,следует,что к функциям социального
управления следует, помимо функций управления
проблемами,отнести также функции правового
регулирования,структурного регулирования,ценностного
регулирования,управления инновациями,
Правовое регулирование
означает способность решать проблемы
с помощью нормативно-правовых актов и
предусматривает разработку
и введение новых нормативно-правовых
актов,корректировку старых.Кроме того,
правовое регулирование предусматривает
законодательное закрепление или запрещение
естественно сложившихся порядков.
Структурное регулирование
означает способность решать проблемы
с помощью создания и введения новых или
закрепления (или запрещения) существующих
организационных структур,социальных
институтов, специально созданных организаций
и предусматривает разработку и внедрение
новых организационных систем,изменение
старых систем.
Ценностное регулирование
заключается в целенаправленном изменении
социальных ценностей, включая социальные
нормы организации с целью решения социальных
проблем. Ценностное регулирование предусматривает
закрепление или запрещение тех или иных
социальных (социокультурных) ценностей
Управление инновациями
заключается в разработке и внедрении
собственных инноваций, или использовании
«чужих» для решения социальных проблем.
Управление инновациями предусматривает
закрепление и запрещение тех или иных
инноваций.
Межорганизационное регулирование
означает способность решать общие проблемы
путем объединения нескольких организаций
на временной или постоянной основе.Межорганизационное
регулирование предполагает создание
договоров, союзов, ассоциаций и других
видов объединений.
Примерный состав функций
социального управления приведен в табл.