Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:11, курсовая работа
Цель работы: изучить лидерство и менеджмент.
Задачи:
Определить значимость лидера и его качеств в работе организации;
Сделать свои обобщения и выводы по данной теме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ПРИРОДА ЛИДЕРСТВА ………………………………………………….4
1.1 Природа лидерства и формальный и неформальный менеджмент…………………..4
1.2 Современные подходы к лидерству и его элементы…………………………………..4
1.3 Типы лидеров и модели лидерства……………………………………………………..8
ГЛАВА 2. ЛИДЕР И МЕНЕДЖЕР…………………………………………………..15
2.1 Лидер и менеджер: общие характеристики и отличия……………………………….15
2.2 Стили лидерства и система их оценок………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….24
Обычно, этот стиль лидерства используется в том случае, когда лидер обладает лишь частью информации, а его сотрудники другими её частями. Следует отметить, что лидер не обязательно должен знать все тонкости дела, и именно поэтому он включается в совместную работу со знающими и умелыми работниками. Это взаимовыгодный стиль управления – лидер и сотрудники объединяются в одну команду, что позволяет принимать более обоснованные решения.
Делегативный стиль лидерства, предоставление полной свободы.
Это тот стиль лидерства, где лидер позволяет своим сотрудникам принимать самостоятельные решения. Но, не смотря на то, что сотрудники получают свободу действий, лидер по-прежнему отвечает за принимаемые решения. Используется этот стиль в тех случаях, когда сотрудники самостоятельно могут проанализировать ситуацию и определить, что должно быть сделано, и как это должно быть сделано. Вы ведь не можете делать всё! Вам необходимо как минимум установить приоритеты и делегировать определённые задачи.
Это тот стиль лидерства, где лидер позволяет своим сотрудникам принимать самостоятельные решения. Но, не смотря на то, что сотрудники получают свободу действий, лидер по-прежнему отвечает за принимаемые решения. Используется этот стиль в тех случаях, когда сотрудники самостоятельно могут проанализировать ситуацию и определить, что должно быть сделано, и как это должно быть сделано. Вы ведь не можете делать всё! Вам необходимо как минимум установить приоритеты и делегировать определённые задачи.
Влияние сил на выбор стиля.
Как мы уже отмечали выше, хороший руководитель использует все три стиля лидерства, но выбор должен быть осуществлён с оглядкой на силы участвующие в управлении. Приведём несколько примеров:
Используйте авторитарный
стиль лидерства, если вам приходится
иметь дело с новым сотрудником,
который проходит обучение. Как хороший
и компетентный тренер, вы мотивируете
сотрудника на получение новых навыков.
Используйте соучастный стиль лидерства, когда работаете с командой работников, знающих своё дело. Здесь руководитель знает суть проблемы, но не обладает всей необходимой информацией. Сотрудники же, знают свою работу, и желают стать частью команды.
Используйте делегативный стиль лидерства при работе с сотрудниками, которые знают дело лучше вас. Сотрудники в этом стиле управления берут ответственность за работу на себя. Кроме всего прочего, этот стиль позволит вам освободить время на другие дела.
Также, вы можете использовать все три стиля. Устанавливайте свои правила действий на новый процесс, интересуйтесь идеями и вкладом, который они могут привнести в новые процессы, и распределяйте задачи между сотрудниками для работы над новым процессом.
Силы, которые могут оказывать влияние на выбор стиля:
Как видите, здесь
есть о чём задуматься, главное
следует помнить, от того, в пользу
какого стиля лидерства вы сделаете
выбор, зависит эффективность работы
вашей команды.
Метод кнута и пряника.
Есть лидеры,
которые используют преимущественно
позитивный подход – так называемый
метод пряника. Они используют поощрение,
премии, выходные, награды, похвалы
с целью мотивации своих
Есть лидеры, которые в основном используют негативный подход – метод кнута. Им свойственно считать, что наказания, выговоры, угрозы увольнения, выходные без сохранения заработной платы и так далее, это единственный способ достижения целей. Они считают, что таким образом могут добиться более высоких уровней производительности. Однако, чаще всего такой подход приводит к нежелательным последствиям, одним из которых часто выступает снижение производительности.
Не смотря на все преимущества позитивного подхода, лидер не должен быть слишком мягким руководителем. В некоторых случаях, просто необходимо использовать метод кнута. Так бывает с теми сотрудниками, которым легче сосредоточиться, когда на них воздействуют методом кнута поочерёдно с методом пряника. Чтобы не слишком запутаться, держитесь золотой середины и ни в коем случае не перегибайте палку.
Подходы с ориентацией на людей и на продукт.
Это ещё два вида подходов, которые используются в управлении:
Эти два подхода не являются двумя противоположностями. Лидер может одновременно быть ориентированным на сотрудников и на продукцию. Именно гармоничное сочетание этих двух подходов может увеличить эффективность работы команды лидера.
Мы рассмотрели
с вами основные стили управления.
Остаётся надеяться, что вы поняли эту
тему достаточно хорошо и разобрались
с тем, какие стили лидерства
существуют. Не исключено, что теперь
вы начинаете лучше понимать, какие
стили управления присущи вам
в вашей управленческой деятельности,
и к каким стилям следовало
бы присмотреться с целью
Оценка эффективности работы руководителя.
Задача оценки руководителей и специалистов по результатам труда состоит:
При оценке деятельности руководителей возникает немало проблем:
Труд руководителя оценивается, прежде всего, по результатам работы подчинённого ему подразделения. Показатели этой оценки:
1) лидерство,
являясь ведущим положением в
области неформальных
2) искусство
менеджера заключается в
3) для понимания
феномена лидерства необходимо
учитывать, что оно
4) между лидером
и менеджером существуют
5) при работе
в команде лидеры не являются
помехой к ее эффективной
6) в многообразии
стилей менеджера ему
1 Веснин В.Р. "Менеджмент для всех", 1994
2 Кузьмин И. А. "Психотехнология и эффективный менеджмент", 1995
3 Мескон М. Х. "Основы менеджмента", 1995
4 Журнал-книга "Предприниматель", 1999
5 И.Н.Герчикова "Менеджмент", 1994
6 М.Вудкок, Д.Фрэнсис "Раскрепощенный менеджер" , 1991 г.
7 Д.Трейси "Менеджмент с точки зрения здравого смысла", 1993
8 Ниссинен, Иоуко, Воутилайнен, Ээро "Время руководителя: эффективность использования".
9 Обозов Н.Н., Щекин Г.В, "Психология работы с людьми", 1990
10 Кричевский Р.А. Если Вы – руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Дело, 1998