Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:11, курсовая работа
Цель работы: изучить лидерство и менеджмент.
Задачи:
Определить значимость лидера и его качеств в работе организации;
Сделать свои обобщения и выводы по данной теме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ПРИРОДА ЛИДЕРСТВА ………………………………………………….4
1.1 Природа лидерства и формальный и неформальный менеджмент…………………..4
1.2 Современные подходы к лидерству и его элементы…………………………………..4
1.3 Типы лидеров и модели лидерства……………………………………………………..8
ГЛАВА 2. ЛИДЕР И МЕНЕДЖЕР…………………………………………………..15
2.1 Лидер и менеджер: общие характеристики и отличия……………………………….15
2.2 Стили лидерства и система их оценок………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………....23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….24
2) ориентация на служение другим людям: ориентируюсь на предоставление услуг другим людям, независимо от того, как зарабатываю себе на жизнь сам, — иными словами, я все время спрашиваю себя, что нужно другому человеку, а не только то, что нужно мне;
3) излучение положительной энергии, доброжелательность и уклонение от восприятия отрицательной энергии и конфликтов;
4) вера в других: я защищаю другого человека, вижу его ценность — доброту и потенциальные возможности;
5) рациональное распределение времени и усилий: я стараюсь оптимально распределить время своей жизни между работой, семьей и обществом;
6) внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события — восприятие жизни как приключения;
7) самокритичность,
толерантность, признание
8) забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии: я слежу за здоровьем с помощью упражнений, интеллектуально развиваюсь, читая, а не проводя время у телевизора, духовно расту при помощи молитвы, медитации (умственное сосредоточение и психологический настрой на что-либо при полном отрешении от всего остального), размышления о вещах, способных вызвать вдохновение.
Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств. Для развития лидерства используются следующие процедуры:
1) выработка личной мотивированности;
2) развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств;
3) обеспечение
социальной компетентности
4) приобретение навыков и умения быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы членов группы. Учет интересов группы проявляется в интеграции индивидуальных целей и интересов членов группы с общеорганизационными, реализации потребностей, представительство и защита интересов как отдельных чле¬нов группы, так и всего коллектива в целом. Это устраняет Почву для возникновения деструктивных групп и лидеров, повышает авторитет руководителя в глазах сотрудников и значимость делового лидерства по отношению к лидерству эмоциональному;
5) сочетание в деятельности руководителя формального и неформального лидерства;
6) устранение
деструктивного лидерства.
Организации, добивающиеся
успеха, отличаются от противоположных
им тем, что имеют более динамичное
и эффективное руководство. Под
руководством, с точки зрения собственника,
подразумевается либо индивид «руководитель»
или группа «руководящий состав». Синонимами
слов руководство и руководитель
являются слова лидерство и лидер.
Природа лидерства может быть
лучше понята, если его сравнивать
с управлением. Быть менеджером и
быть лидером в организации - это
не одно и тоже. Менеджер в своем
влиянии на работу подчиненных и
построении отношений с ними, прежде
всего, использует и полагается на должностную
основу власти и ее источники. Лидерство
же, как специфический тип
Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как:
- ведущий, руководитель;
- корабль, возглавляющий группу, караван судов;
- спортсмен
или спортивная команда,
- едущий впереди
велосипедиста мотоциклист (
В менеджменте
лидерство является ключевой
ситуационной переменной, определяется
качествами руководителя, и подчиненных,
ситуацией. Лидерство - управленческие
взаимоотношения между
Решение проблем,
возникающих перед группами
• проведение
организационных изменений
• достигнув
цели, лидер стремиться сохранить
свою власть, что не всегда
соответствует интересам
• уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.
В целом
лидерство руководителя
• видение ситуации в целом;
• способность к коммуникациям;
• доверие сотрудников;
• гибкость при принятии решений.
Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.
Отличие лидера от менеджера
Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные. Так вот руководство, менеджмент — феномен, имеющий место в системе формальных, официальных отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных, неофициальных отношений причем роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.
Менеджер - это
человек, который направляет
Руководитель
коллектива назначается извне,
вышестоящим руководством, получает
соответствующие властные
Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как бы человек ни стремился стать лидером (а это, мечта многих людей), он никогда им не станет, если окружающие не воспримут его как лидера. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.
Короче говоря,
руководство, менеджмент есть
социальный по своей сущности
феномен, а лидерство —
Во-первых, и
руководство, и лидерство
Во-вторых, оба
феномена реализуют процессы
социального влияния в группе
(коллективе). Но в одном случае
(руководство),- это влияние направляет,
главным образом по
В-третьих,
обоим феноменам присущ момент
известной субординации
И вовсе
не случайно поэтому, что
Таким образом,
необходимо еще раз сказать,
что отличие понятие лидера
от менеджера достаточно
Авторитарный (автократический) стиль лидерства.
Этот стиль лидерства используется в случаях, когда лидеры говорят своим подчинённым что должно быть сделано и как это должно быть сделано. Они не интересуются советами своих последователей. Данный стиль лидерства уместен, когда вы имеете всю необходимую информацию, ограничены во времени, а ваши работники хорошо мотивированы.
Некоторым людям свойственно думать, что данный стиль лидерства включает в себя крики на подчинённых, использование унизительного языка, угроз и злоупотребление властью. Но это не авторитарный стиль, а оскорбительный и не профессиональный. Ему нет места в репертуаре лидера.
Авторитарный стиль, как правило, используется в редких случаях. Если же у вас есть время и вы желаете, чтобы ваши сотрудники были более привержены и мотивированы, вы должны использовать демократический стиль.
Соучастный, демократический стиль.
Это стиль совместного принятия решения, когда лидер и сотрудники работают вместе. Но, не смотря на соучастие в процессе работы, лидер определяет окончательное решение. Использование этого стиля нельзя назвать признаком слабости, это, скорее, признак силы, здесь лидер заслуживает уважения сотрудников.