Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 02:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ принципов управления как объекта исследования.
Задачи курсовой работы:
раскрыть понятие и сущность принципов управления;
классифицировать систему управленческих принципов;
проанализировать эволюцию принципов управления;
рассмотреть систему принципов социального управления;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. принципы управления как объект исследования 5
1.1.Сущность принципов управления 5
1.2.Систематизация управленческих принципов 8
ГЛАВА 2. Развитие теории менеджмента в зарубежных и отечественных исследованиях 13
2.1. Сравнительный анализ «научного управления», «административной школы» и «школы человеческих отношений»13
2.2. Обобщение принципов социального управления 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека породил развитие различных бихевиористских теорий менеджмента.
Первым серьезным достижением поведенческой школы было доказательство того факта, что на производительность труда исполнителя оказывают влияние не только а порой и столько материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные. В этом отношении показан эксперимент, проведенный Мэйо в 1923 - 1924 гг. на текстильной фабрике. Ежегодная текучесть кадров на прядильном участке составляла 250%, а производительность была ниже, чем на других участках. Причем никакие материальные стимулы не могли исправить сложившуюся ситуацию. В результате специальных исследований Мэйо пришел к выводу, что причинами такого положения явилась организация труда, исключающая возможность общения, и непрестижность профессии. Однако, стоило ввести два десятиминутных перерыва для отдыха, как положение сразу изменилось: текучесть работников резко снизилась, а выработка возросла. И задача менеджмента состоит в том, чтобы в дополнение к формальным зависимостям между членами организации развивать плодотворные неформальные связи, которые сильно влияют на результаты деятельности.
Таким образом, формальная организация дополнялась бы неформальной структурой, которая расценивалась как необходимый и существенный компонент эффективной деятельности организации. Тем самым подчеркивается приоритет этой системы над официально установленными взаимоотношениями в организации, более глубокий определяющий характер социально-психологических характеристик в организации.
Достижением в анализе неформальной структуры было доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностей структуры. Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности.
Однако еще до получения Мэйо практических результатов их теоретически предвосхитила Мэри Фоллет. В круг вопросов, которые она рассматривала, входили такие категории как «власть» и «авторитет», их разграничение и неформальное восприятие, делегирование ответственности и т.д. Она выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон.
Основные направления деятельности школы:
Самые убежденные приверженцы каждого из вышеперечисленных направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Заслуга же М. Фоллет в том, что она пыталась совместить в единое целое 3 школы: школу научного управления, административную и человеческих отношений. Она считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими и быть лидером, признанным ими, а не назначенным вышестоящими органами. Она считала, что менеджер должен управлять в соответствии с ситуацией.
По моему мнению, М. Фоллет была права в своих доводах. Ведь более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях.
Но, тем не менее, каждая из описанных в этой работе школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Следует также учитывать, что приемы, которые оказывались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. И в рамках одной организации можно найти элементы всех подходов.
Конец ХХ в. был ознаменован отходом от технократического, рационального типа управления, утверждением новой парадигмы управления. Сущностное изменение парадигмы выражается в ориентации управления на экономичность использования не только капитала материального и финансового, но и человеческого: сил, здоровья, интеллектуальных усилий, духовности, нравственных усилий персонала на каждую единицу произведенной продукции (услуги). Эта задача решается последовательным наращиванием гуманистических подходов в управлении организациями.
Опыт зарубежного управления дает все больше примеров меняющейся парадигмы, основными принципами которой являются:
• отказ от управленческого рационализма классических школ; его основу составляет представление об организации как о закрытой системе, для которой решающим фактором в управлении является контроль, а цели и задачи рассматриваются как стабильные и неизменные в течение длительного времени. Новая парадигма рассматривает современные организации как открытые системы, которые испытывают влияние внешних изменений, информационных и ресурсных потоков, что требует разработки многовариантных решений, приспособления к технологическим и структурным сдвигам в экономике. Поэтому жесткие структуры в этих условиях неприемлемы и даже губительны. Таким образом, сегодня преобладает органический подход к пониманию организаций и их структур, которые становятся открытыми системами, готовыми к обмену информацией со средой;
• признание социальной ответственности управления как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Сегодня в бизнесе, в государственном управлении особое значение придается социальной ответственности, предполагающей осознание и учет руководителями широких социальных целей при принятии управленческих решений. Становятся востребованными следующие направления деятельности организации по реализации социальной ответственности управления:
• понимание человека как ключевого и неисчерпаемого ресурса организации и ориентация на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе.
Проблема использования всех возможностей человеческого фактора для руководителей является ведущей. С этой целью в организациях создаются организационно-технические и социально-психологические условия для формирования необходимого трудового потенциала и максимальной реализации профессиональных, физических и духовных качеств работников;
• выделение организационной культуры как важнейшего фактора, обеспечивающего удовлетворение потребностей высшего уровня. Новая парадигма требует от менеджеров развития способностей к обучению. Менеджеры, занимающие высшие посты в обучающейся организации, должны быть лидерами, их видение будущего должны разделять все сотрудники. Такие менеджеры разрабатывают основополагающие идеи: миссию, цели и базовые культурные ценности, формирующие поведение и отношение работников к труду. Основные культурные ценности – это новые личностно и социально значимые результаты, опыт. Это переходящие в традиции и нормы принципы, на фундаменте которых строится вся деятельность организации, приемлемые методы достижения целей компании и долгосрочных результатов;
• соучастие или партнерство, то есть непосредственное участие каждого члена организации в процессе постановки цели, выработки миссии, в контроле за результатом. Новая парадигма предполагает, что на смену управленческим иерархиям, жестким схемам, графикам и правилам приходят работа в командах, непосредственные взаимодействия, перманентные инновации, непрерывное обучение и совершенствование. Менеджеры превращаются в помощников, партнеров для подчиненных, они должны уметь идти на осознанный риск и способствовать развитию способностей к более полному использованию энергии сотрудников. Все это привело к появлению нового типа организации – обучающейся организации. В обучающейся организации особое внимание уделяется не поддержанию иерархических отношений, а выработке навыков командной работы.11
Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления, а также новые подходы к осуществлению управления знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике менеджмента.
Принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов - это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.
Принципы управления,
имея объективный характер, должны
иметь правовое оформление, закрепленное
в системе нормативных
Принципы управления организацией формируются, прежде всего, под воздействием действующего на данный момент времени экономического и хозяйственного устройства и развиваются вместе с развитием социально-экономических систем.
Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
1 Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. – 2-е изд; испр. и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.153.
2 Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по спец-ти «Менеджмент» - 2-е изд, изм. и доп. – М.: НОРМА, 2006. С. 170.
3 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. и науки РФ / И.Н. Герчикова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2008. С. 152.
4 Большаков А.С. Менеджмент / Учебное пособие. - СПб.: «Издательство "Питер"», 2000. С.18-19.
5 Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: учебное пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. Ростов н/Д: СКАГС, 2009. С.87.
6 Бурганова Л.А. Теория управления. М.: Инфра-М., 2008г. С.18.
7 Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.:Питер,2008. С.19.
8 Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.:Питер,2008. С.19.
9 Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2007. С.21.
10 Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.:Питер,2008. С.19.
11 Бурганова Л.А. Теория управления. М.: Инфра-М., 2008г. С.27-28.
Информация о работе Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция