Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 02:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ принципов управления как объекта исследования.
Задачи курсовой работы:
раскрыть понятие и сущность принципов управления;
классифицировать систему управленческих принципов;
проанализировать эволюцию принципов управления;
рассмотреть систему принципов социального управления;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. принципы управления как объект исследования 5
1.1.Сущность принципов управления 5
1.2.Систематизация управленческих принципов 8
ГЛАВА 2. Развитие теории менеджмента в зарубежных и отечественных исследованиях 13
2.1. Сравнительный анализ «научного управления», «административной школы» и «школы человеческих отношений»13
2.2. Обобщение принципов социального управления 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Работа с персоналом – это та составляющая управления, в которой находит отражение управление людьми, где реализуются управленческие отношения.
Существуют две группы факторов, влияющих на управление персоналом: факторы, обусловленные управленческими процессами, и факторы, обусловленные человеческими взаимоотношениями.
Подводя итог, отметим, что принципы управления – это теоретическая основа, фундамент науки управления, обращенный на практику.
Следует учитывать тот факт, что принципы управления организацией формируются, прежде всего, под воздействием действующего на данный момент времени экономического и хозяйственного устройства и развиваются вместе с развитием социально-экономических систем.
Обращаясь к предыдущей главе, можно сделать вывод о том, что во многом успех предприятия, фирмы, организации зависит от сформулированных в их системе принципов менеджмента. Эти основные положения и правила поведения руководителей формулировались и обосновывались представителями разных направлений менеджмента. В итоге, сложились две разнонаправленные управленческие парадигмы. Представители первой отдавали предпочтение рациональным, формализованным принципам управления, а представители другой парадигмы обосновывали поведенческие, социально-психологические принципы управления.
История развития менеджмента насчитывает более ста лет. Но следует сказать, что первые попытки организовать промышленное производства на научных основах были предприняты в Англии еще в начале XIX века.
Основателем научного менеджмента, или научной организации труда (НОТ) - первой классической школы, - по праву считается Фредерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856 - 21.03.1915). В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор был не ученым-исследователем или профессором школы бизнеса, а практиком. Широкая известность пришла к Тейлору в 1912г. после его выступления на слушаниях специального комитета палаты представителей американского конгресса по изучению систем цехового менеджмента. Более четкие очертания система Тейлора приобрела в его работе «Управление циклом» и получила дальнейшее развитие в книге «Принципы научного менеджмента». Впоследствии и сам Тейлор широко пользовался понятием, что «управление это подлинная наука, опирающая на точно определенные законы, правила и принципы».
Принципы, которые выдвинул Ф. Тейлор:
Тейлор пришел к важному выводу, что главная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих. Он разработал систему материальных стимулов. Награду он представлял не только как денежное вознаграждение, но и советовал предпринимателям идти на уступки.
Другой представитель школы научного управления – Г.Л. Гантт (1861–1919) особое внимание в своих исследованиях уделял вопросам стимулирования труда, производственного планирования. Он внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Им была предложена методика премиальной системы, составлены карты-схемы для удобства планирования. Г.Л. Гантт рассматривал человеческий фактор как основную движущую силу повышения эффективности производства.6 Он был убежден, что человеку, помимо источника существования, в труде также необходимо иметь и удовлетворенность. В его работах просматривались первые признаки гуманизации управления.
Супруги Френк и Лилия Гилберт анализировали в основном физическую работу в производственных процессах, то есть «изучение движений» с использованием измерительных методов и приборов. Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется «управление кадрами».
Основные направления деятельности школы:
Развитие этой школы происходило по двум направлениям - рационализация производства и исследование проблем управления. Главной заботой представителей этой школы была эффективность применительно к работе всей организации в целом. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления. Яркие представители этой школы - Гаррингтон Эмерсон (1853 - 1931) и Анри Файоль (1841 - 1925).
Основные направления деятельности школы:
Г. Эмерсон, в силу своего увлечения штабным принципом управления в Прусской армии, считал, что коллективное знание специалистов представляет собой наивысшую ценность для управления. Тем самым обосновывался принцип сочетания единоначалия и коллегиальности. Г. Эмерсону принадлежит особое место среди зарубежных специалистов-организаторов, так как он впервые поставил вопрос об эффективности производства в широком масштабе. Его труд «Двенадцать принципов производительности», вышедший в 1912 году, привлек к себе внимание специалистов и предпринимателей не только в США, но и во многих других странах.
Принципы производительности по Г. Эмерсону:
1 - точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;
2 - здравый смысл (то есть подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей);
3 - компетентная консультация (то есть необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанных с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным);
4 - дисциплина (подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку);
5 - справедливое отношение к персоналу;
6 - быстрый, надежный, полный, точный постоянный учет (обеспечивает руководителя необходимыми сведениями);
7 - диспетчирование (обеспечивает четкое оперативное управление деятельностью коллектива);
8 - нормы и расписания (позволяют точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери);
9 - нормализация условий (обеспечивает такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты);
10 - нормирование операций (предлагает установление времени и последовательности выполнения каждой операции);
11 - письменные стандартные инструкции (обеспечивают четкое закрепление всех правил выполнения работ);
12 - вознаграждение за производительность (направлено на поощрение труда каждого работника).
Французский администратор и предприниматель Анри Файоль, который также являлся теоретиком классической школы управления, полагал, что основная функция управления, его наиболее важная часть – это администрирование.
В 1916-м году А. Файоль написал книгу «Общее и промышленное управление», в которой высказал идею о том, что управление – это процесс выполнения функций планирования, организации, руководства, координации и контроля.
Файоль разработал 14 принципов управления, которым он следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления.
14 универсальных принципов менеджмента:
Подытожив, можно сказать, что центром внимания Файоля была управленческая деятельность, и он считал, что его успех в качестве менеджера связан с тем, что он правильно организовывал и осуществлял свою работу. Более того, он считал, что при правильной организации работы каждый менеджер может добиться успеха. В некотором смысле Файоль имел аналогичный с Тейлором подход: он стремился найти правила рациональной деятельности. Особенность учения Файоля состояла в том, что он изучал и описывал особый вид деятельности – управление, чего в таком виде, как это сделал Файоль, никто до него не делал.
Завершая характеристику классической школы управления, следует отметить, что она многое сделала для научной организации труда в управлении. При этом основное внимание классической школы было направлено на изучение четырех главных элементов: разделения труда; изменения ступенчатости и управления; совершенствования структуры организации и определения возможных пределов управления. При этом игнорировались социальные отношение в процессе производства и не уделялось должного внимания человеческому фактору.
Классическая школа, пройдя определенные этапы развития, в совершенстве изучив техническую сторону производственного процесса, в значительной степени исчерпала свои возможности. Для более успешного, конкурентоспособного развития управленцам необходимо было изучать человека, его психологические особенности, адаптационные возможности.
Перенос внимания в управлении с задач на человека является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений, зародившейся в современном менеджменте в 20-30-е гг. Создателем этой школы является Элтон Мэйо (1880-1949гг.). Основные разработки, касающиеся данной концепции, он сделал, будучи профессором Школы Бизнеса Гарвардского университета. Принципиальным этапом в разработке этой концепции явилось участие Мэйо в проведении так называемого Хоуторнского эксперимента. Данное исследование проводилось в течение нескольких лет в 20-30-х гг. в «Вестерн Электрик Компани». Принято считать, что это было самое крупное эмпирическое исследование из всех исследований, когда-либо проводившихся в области менеджмента.
В начале эксперимента группой инженеров-исследователей была поставлена задача определения влияния на производительность труда рабочих освещенности, продолжительности перерывов и ряда других формирующих условия труда факторов. Была отобрана группа из шести рабочих, которые были помещены для наблюдения в специальное помещение и над которыми производились различные эксперименты. Результаты экспериментов оказались поразительными и неподдающимися объяснению с точки зрения научного управления. Оказалось, что производительность труда сохранялась выше средней и почти не зависела от изменений освещенности и других исследуемых факторов. Участвовавшие в проведении исследования ученые во главе с Мэйо пришли к выводу, что высокая производительность объясняется особыми отношениями между людьми, их совместной работой. Данное исследование также показало, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами. Эти выводы были в корне отличными от положений научного менеджмента, так как центр внимания переносился от задач, операций или функций, выполняемых рабочим, на систему взаимоотношений, на человека, который рассматривался уже не как машина, а как социальное существо. В отличие от Тейлора Мэйо не считал, что рабочий ленив по своей природе. Наоборот, он утверждал, что, если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом. Мэйо говорил, что менеджеры должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе.
Информация о работе Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция