Принципы социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Динамизм социальных изменений, происходящих в современном об-ществе, возникающие проблемы и конфликты ставят как перед теорией, так и перед практикой управления новые задачи. Одна из них заключается в разработке системы управления социальными процессами, позволяющей успешно защитить социальные подсистемы и отдельную личность от деструктивных процессов, обеспечить каждому человеку достойную жизнь, наиболее полно использовать социальные ресурсы, прежде всего – ресурс человеческого фактора

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………..……….………..5
1.1 Понятие управления. Специфика управления в обществе…………...5
1.2 Сущность и содержание социального управления…………………...8
1.3 Принципы социального управления…………………………………13
Глава 2. Практическая часть………..…………………………………………...21
2.1 Принципы социального управления в организации (на примере ОПС)……………………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………….............30
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

Курсовик. Принципы социального управления.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

      «В нашем отделе не принято опаздывать на работу»,

      «Принимаясь за работу, проверь наличие статического электричества»,

      «Не делай замечания подчиненному в присутствии третьего лица»,

      «Задания подчиненному выдавай только в письменном виде»,

      «Уходя, не оставляй документы на столе» и т.д.

Принципы социального управления формируются также на основе познания законов управления. Законы носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. К ним относятся:

1.              Закон необходимого разнообразия, т.е. управляющая система должна быть не менее разнообразной, чем управляемый объект.

2.              Закон специализации управления. Данный закон предполагает разделение функций управления на различных уровнях и направлениях в системе социального управления.

3.              Закон интеграции управления. Здесь происходит объединение различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс.

4.              Закон экономии времени. Данный закон характеризует эффективность управления, достижение поставленных целей с учётом минимальных временных потерь.

5.              Закон приоритетности социальных целей. Целью развития общества и поддержание его равновесия и развития является постоянное повышение качества жизни его членов. Поэтому все остальные цели должны находиться в зависимости от этой цели.

6.              Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении. Управленческое отношение между людьми, возникающее в процессе управления, проходит через сознание людей, создаётся и совершенствуется людьми, в зависимости от объективных изменений в производстве и обществе.

7.              Закон доминирования глобальной цели системы. Этот закон является доминирующим для социального управления. Подсистемы, из которых состоит социальная система, образуют единство, составляют целостный организм. Поддержание этой системы возможно только при наличии доминирующей, глобальной цели.

8.              Закон доктринальности. «Доктрина социальная - это разновидность глобальной технологии. Она выделяет коренные приоритеты социальных интересов той или иной нации, содержит механизмы их реализации и является основополагающей для определённых стратегических целей социальной политики, определённых социальных ориентиров реформирования, выражающей интересов граждан».

9.              Закон развития самодеятельной активности каждой подструктуры. Большое значение в современном социальном управлении имеет передача функций управления народным органам самоуправления.

На основе этих законов формируются  принципы социального управления. Они помогают формировать систему управления, а также подбирать необходимые для достижения поставленных целей. К ним относятся следующие принципы:

•              единоначалия в принятии решений и коллегиальность при их обсуждении;

•              единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;

•              сочетание отраслевого и территориального управления;

•              приоритетности в достижении стратегических целей; - научности социального управления;

•              прогнозирования социального управления;

•              мотивации (стимулирования) труда;

•              ответственности за результаты социального управления;

•              рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;

•              экономичности и эффективности управления;

•              системности;

•              иерархичности (рассмотрение систем как многоуровневых, которые требуют деление на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей);

•              обязательности обратной связи;

•              программно-целевого обеспечения;

•              гуманизма и нравственности в управлении;

•              гласность в принятии решений.

Рассмотрим, как применяются данные принципы на практике на примере отделения почтовой связи (ОПС).


Глава 2. Практическая часть

2.1 Принципы социального управления в организации

(на примере ОПС Котлас).

Сущность организации как социальной группы заключается в распределении ролей, заданий, информации и других ресурсов, процессов, методов и технологий, коммуникации, ответственности и полномочий. В организации предполагается также распределение и внедрение процедур, призванных обеспечить выполнение поставленных перед нею задач.

В ОПС социальным управлением занимаются руководящие работники. Поэтому я буду рассматривать, как работают принципы социального управления на примере их деятельности.

Приходя каждый день на работу, руководитель ОПС сталкивается с множеством проблем, поступающих к нему в виде писем, служебных записок, докладов подчиненных, жалоб посетителей, телефонных звонков, факсовых и электронных сообщений. Практика социального управления показывает, что руководители организации в своей повседневной работе не ограничиваются менеджментом. Помимо менеджмента им приходится решать много других производственных и социальных проблем, не предусмотренных действующими должностными инструкциями.

Принципы социального управления составляют основополагающее начало управления. Они отражают сущность реальных процессов управления, подчиняющихся определенным законам. А работают ли принципы на практике? Рассмотрим и оценим каждый принцип.

1. Принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальность при их обсуждении. Когда возникает проблема, для решения которой необходимо собрать информацию или проблема касается всей организации, руководитель ОПС устраивает совещание с руководителями отделов. На совещании происходит обсуждение проблемы, высказываются мнения. Но решающее слово всегда за руководителем ОПС. Если брать конкретный отдел, то и там управленческое решение может принимать только один человек – руководитель отдела. Отсюда можно сделать вывод, что данный принцип на практике работает.

Пример. В октябре 2009 года операторы ОПС подняли вопрос о том, что им не хватает отведенного времени на закрытие смены и им приходится проводить на работе дополнительный час, который никто не оплачивает. Руководитель ОПС вызвал к себе начальника отдела связи, чтобы выяснить, насколько обоснованы претензии операторов. В результате было принято решение учитывать данный час при подсчете отработанного времени.

2. Принцип единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы. Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие. По этому признаку выделяют организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические методы управления.

Организационно-распорядительные методы выявляют наиболее действенный тип воздействия на коллектив, обеспечивающий эффективное и качественное выполнение работ. Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

В качестве основных экономических методов управления выступает система заработной платы и премирования. В ОПС заработная плата максимально связана с деятельностью исполнителя, а точнее с количеством отработанных часов. А вот премия зависит от результатов деятельности всего отделения.

Социально-психологические методы направлены на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе. При формировании коллектива на ОПС никто не обращает внимания на социально-психологические особенности людей, их темперамент и характер. А потому микроклимат в коллективе не стабильный. Зато широко используется социальное стимулирование, т.е. создается обстановка социально-психологической заинтересованности в выполнении важной работы.

Пример. Когда человек устраивается на работу оператором связи, его назначают оператором третьего класса с маленьким окладом. При этом ему дают понять, если он будет усердно работать, то в скором времени получит повышении. Однако как показывает практика, повышение зависит не от усердия в работе, а от воли вышестоящего руководителя.

3. Принцип приоритетности в достижении стратегических целей. Стратегические цели детально описывают – на достижение каких показателей направлена деятельность компании. Если у сотрудников есть только конкретные текущие задачи, но при этом стратегические цели, остаются для них маловразумительными, то они погрязают в рутине; занимаются деятельностью, которая не ведет никуда. В крайнем варианте, это может привести к ситуации, когда вроде бы все напряженно работают – а результата нет…

В организации всегда есть стратегическая, основная цель. В ОПС – это оказание почтовых услуг. И какие бы цели не ставило перед работниками руководство, стратегическая цель всегда остается на первом месте.

4. Принцип прогнозирования социального управления. Чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть конкретными и измеримыми. Прогнозирование - это своего рода умение предвидеть анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Прогнозирование является одним из основных звеньев управленческого процесса. Если мы не можем представить себе ожидаемый ход развития события, то есть не можем спрогнозировать это событие, мы не сможем эффективно принимать управленческие решения и оптимизировать работу предприятия.

Прогнозирование социального управления в ОПС невозможно без обладания широкой информацией об организации в целом, помехах на пути её функционирования и развития и т.п., то есть о наиболее важных моментах, оказывающих влияние на поведение организации и принятие решений. Анализ всей этой собранной информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития, как самой организации, так и её окружения.

5. Принцип мотивации труда. Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства. Сегодня, для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Формирование таких работников – задача руководства.

Но в ОПС данная задача почему-то игнорируется. И основной мотивацией для работников остается материальное поощрение. Когда у работников фиксированный оклад, материально их мотивировать сложно. Даже если ты будешь очень усердно работать, твоя зарплата не вырастет. Часы сверх нормы тоже никто не оплатит. Премия зависит от выполнения плана. А вот выполнят план или нет зависит не от работников, а от количества клиентов. Моральное поощрение сегодня никому не интересно. Все это сказывается на качестве работы. Никто, конечно, хуже работать не будет, но и лучше тоже. Вот и получается, что мотивация труда необходима, но на практике это не всегда удается сделать.

6. Принцип ответственности за результаты социального управления. Менеджмент изначально предполагает полную ответственность управленца за все возможные результаты, которые будут достигнуты под его руководством. Нельзя стать руководителем, если не брать на себя ответственность. Но действующие руководители отделов не всегда об этом помнят.

Пример. Между отделом связи и отделом доставки произошел по некоторым причинам серьезный конфликт. Об этом стало известно руководителю ОПС. У этих двух отделов общий руководитель, которому было поручено разрешить данный конфликт. Но он решил, что конфликт уладится сам собой. В результате в нужный момент отдел связи не получил вовремя документы, что повлекло за собой серьезный конфликт с одним из клиентов. Об этом стало известно руководителю ОПС, и он лишил руководителя этих отделов премии.

Данный пример доказывает, что руководители должны понимать всю важность социального управления и нести ответственность за его результаты.

7. Принцип рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров. Подбор и расстановка кадров — одна из важнейших функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации. Под подбором и расстановкой кадров понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающим требованиям содержания выполняемой работы, - с другой. При этом преследуются две цели: формирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений и создание условий для профессионального роста каждого работника. Подбор и расстановка кадров основываются на принципах соответствия, перспективности, сменяемости. Подбором и расстановкой кадров в ОПС занимается отдел кадров.

Острую нехватку кадров ОПС не испытывает, так как оно готовит кадры прямо на рабочем месте. Человека обучают в течение нескольких дней основам, а всем тонкостям работник учится в процессе работы.

8. Принцип экономичности и эффективности управления. Среди вопросов, решения которых сегодня требует организация хозяйственной деятельности предприятий в условиях рынка, следует выделить проблему формирования эффективной системы управления с учетом изменений внешней и внутренней среды.  Под эффективностью системы управления следует понимать результат ее деятельности, обеспечивающий организации в условиях конкуренции достижение поставленных целей при наименьших затратах на управление.

Информация о работе Принципы социального управления