Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:29, курсовая работа
Динамизм социальных изменений, происходящих в современном об-ществе, возникающие проблемы и конфликты ставят как перед теорией, так и перед практикой управления новые задачи. Одна из них заключается в разработке системы управления социальными процессами, позволяющей успешно защитить социальные подсистемы и отдельную личность от деструктивных процессов, обеспечить каждому человеку достойную жизнь, наиболее полно использовать социальные ресурсы, прежде всего – ресурс человеческого фактора
Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………..……….………..5
1.1 Понятие управления. Специфика управления в обществе…………...5
1.2 Сущность и содержание социального управления…………………...8
1.3 Принципы социального управления…………………………………13
Глава 2. Практическая часть………..…………………………………………...21
2.1 Принципы социального управления в организации (на примере ОПС)……………………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………….............30
Список литературы………
2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»
Котласский филиал
Кафедра Экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Теория организации
на тему «Принципы социального управления»
______________________
Котлас
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………..……….………..5
1.1 Понятие управления. Специфика управления в обществе…………...5
1.2 Сущность и содержание социального управления…………………...8
1.3 Принципы социального управления…………………………………13
Глава 2. Практическая часть………..…………………………………………...
2.1 Принципы социального управления в организации (на примере ОПС)……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Динамизм социальных изменений, происходящих в современном обществе, возникающие проблемы и конфликты ставят как перед теорией, так и перед практикой управления новые задачи. Одна из них заключается в разработке системы управления социальными процессами, позволяющей успешно защитить социальные подсистемы и отдельную личность от деструктивных процессов, обеспечить каждому человеку достойную жизнь, наиболее полно использовать социальные ресурсы, прежде всего – ресурс человеческого фактора. Формирование и реализация управленческих проектов, особенно в социальной сфере, перестают быть монополией руководящего центра и сосредоточиваются преимущественно на уровне муниципальных образований, предприятий, фирм. Причем речь идет не только о принятии отдельных управленческих решений. Субъекты управления на уровне регионов, городов, местных сообществ, предприятий и фирм, располагая информацией и соответствующими технологиями, разрабатывают стратегии собственного развития, управленческие проекты, создают специальные учреждения для их реализации.
Эффективное функционирование системы социального управления предполагает, с одной стороны, выявление и теоретический анализ проблем современного социального бытия человека, с другой – освоение этой информации профессиональными менеджерами, разработку на ее основе управленческих проектов функционирования и развития социальной сферы. Субъектом управления, действующим на всех уровнях (государственном, региональном, муниципальном, корпоративном), делегированы широкие полномочия в принятии решений по удовлетворению потребностей населения, в связи с чем они должны нести за них ответственность.
Актуальность темы обусловлено тем, что социальное управление является сферой духовной жизни людей и во многом зависит от состояния общественного и индивидуального сознания.
Цель исследования – изучение принципов социального управления в организации.
Объект исследования – социальное управление.
Предмет исследования – принципы социального управления.
Задачи, решаемые для достижения цели:
1. рассмотреть специфику управления в обществе;
2. охарактеризовать сущность и содержание социального управления;
3. изучить принципы социального управления;
4. рассмотреть принципы социального управления на практике.
Социальное управление как один из видов управления обладает и своей спецификой, и чертами, общими для всех уровней и видов управления.
Раздел 1. Теоретическая часть.
1.1 Понятие управления. Специфика управления в обществе.
В научных исследованиях ХХ века проблемам управления уделяется значительное внимание. Для современного человека понятие «управление» чаще всего ассоциируется с такой научной дисциплиной, как менеджмент. В специальной управленческой литературе менеджмент и управление рассматриваются практически с одних и тех же позиций и определяются как: наука (область знания), социальный институт, искусство выполнения работы, процесс (взаимосвязанность управленческих функций в пространстве и времени), вид профессиональной деятельности по организации и управлению, управляющие организацией люди, орган или аппарат управления.[1] Тем не менее, хотелось бы заметить, что менеджмент представляет собой один из уровней социального управления, а процессы управления имеют место не только в обществе, но и в живой и не живой природе, искусственных технических системах. Управление во всех этих системах имеет свою специфику, однако у них есть немало общего.
В начале ХХ века значительное внимание уделяется управлению в обществе. Исследователи справедливо отмечают, что наука об управлении не может претендовать на статус точной науки, так как на него влияет множество внешних и внутренних факторов. Значение знания об управлении состоит в том, что оно позволяет проанализировать управленческий процесс и разработать рекомендации по его оптимизации.
В качестве общей черты, присущей всем процессам управления в технических системах, природе и обществе, выделяется информационное взаимодействие. В основе управления лежат прием, сохранение, передача, переработка информации. Исходная информация об управляемой системе преобразуется в ту или иную форму для передачи по каналам связи и поступает в управляющую систему, которая по имеющимся алгоритмам, или правилам, перерабатывает получаемую информацию. Специфика информационного взаимодействия в обществе состоит в том, что информация собирается и используется сознательно и целенаправленно.
Информационные модели оказывают влияние на процессы, происходящие в машинах и живых организмах, на поведение людей. Примером информационной связи в природе служит генетический код, регулирующий внутриклеточные процессы. Важнейшей информационной детерминантой, способной организовывать действия животных и людей, являются психические образы.
Любой процесс управления характеризуется двумя основными составляющими – управляющей и управляемой подсистемами. В качестве управляющей подсистемы в технических системах выступает ЭВМ, которая «считывает» информацию, перерабатывает ее и на этой основе посылает сигналы другим подсистемам, вызывающим в них определенные изменения. Управляющей системой на уровне живых организмов является ДНК. Взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами осуществляется на основе обмена информацией.
Во всех процессах управления имеет место обратная связь, своего рода «ответная реакция» управляемой системы на воздействие системы управляющей. Благодаря этой связи природные, технические, социальные явления и феномены обретают свойство устойчивости. При этом природные и технические системы в ходе реализации программы, «запущенной» управляющей подсистемой, автоматически находят оптимальные состояния в широком спектре изменений внешних факторов. Общей чертой всех видов управления является и его результат – сохранение системы, ее упорядоченности и целостности, оптимального функционирования, т.е. ее организация.
Среди разнообразных трактовок управления наиболее распространено его определение через воздействие управляющей системы на управляемую. Например, В.И. Кнорринг характеризует управление как «непрерывный и целенаправленный процесс взаимодействия на управляемый объект, которым может быть технологическая установка, коллектив или отдельная личность».[2] По мнению В.Н. Иванова, ключевым понятием управления выступает воздействие, которое осуществляется в технических, биологических и социальных системах.[3]
Однако такое понимание сводит управление к одному из элементов (воздействию), оставляя «в тени» подготовку воздействия, создание условий для его осуществления, контроль, без которых управления не бывает. В данное определение не «вписывается» и такой вид управления, как самоуправление, где отсутствует воздействие управляющей системы на управляемую: она управляется сама собой.
Можно предложить такую трактовку управления, охватывающую все его виды: управление – способность систем к реализации программ в процессе информационного взаимодействия управляющей и управляемой подсистем.
1.2 Сущность и содержание социального управления
Понятие "социальное управление" рассматривается в узком и широком значении слова. В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей. Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников - управляющих. В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.
Необходимость социального управления обусловлена, прежде всего, фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.
Ключевое понятие управления - воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразу отмечу, что меня интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. В зависимости от объема, содержания и направленности меняется содержание самого понятия управления.
В государственном управлении управленческая деятельность, как известно, тесно связана с государственной властью, однако первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это – процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития. Цель управления - желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления - главный и начальный этап управления. Целеполагание – это процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения. Подчеркну, что в социальных системах воздействие субъекта управления на объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, но, напротив, стремится к максимальной строгости, экономичности, целесообразности и последовательности.
Содержание социального управления в основном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.
Источником активности, как известно, являются стимулы. Стимулы могут быть внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул - источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, т.е. предоставления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.
Итак, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но в еще большей мере к нему имеет отношение мотив. Мотивация к деятельности - это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека и т.п. Поэтому важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности необходимо все более полное использование человеческого фактора, ресурса личности в управлении. Именно интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к управленческой деятельности, способны достигать наилучших результатов в управлении общественными делами, обеспечивать упорядоченность и высокий уровень организации социальных систем. Поэтому управление - это особый вид профессиональной деятельности, который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.