Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:40, реферат
Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требуетот предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособностипродукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса,эффективных форм хозяйствования и современных методов управленияперсоналом.
Руководитель, ориентированный на результат, действует не на основе своих предположений и слухов. Он сознательно основывает свою деятельность по управлению индивидами и группами на продуманном представлении о человеке, которое он стремится постоянно развивать. Эффективный руководитель несет ответственность за хорошие результаты деятельности не только в настоящем, но и на будущее. Его задачей является такое развитие подчиненных, чтобы они могли лучше, чем раньше, справляться с текущими задачами и предугадывать потребность развития на будущее. В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными
Введение……………………………………………………………………....3
1. Понятие, сущность и основные принципы мотивации
управленческого персонала......................................................................5
2. Современные теории мотивации персонала……………………..............9
3. Современный этап развития практики управления
персоналом………………………………………………………...............13
Заключение………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………..18
Теория Мак Клелланда
Приверженцы это теории выделяли три потребности, мотивирующие человека — это потребности власти, успеха и причастности.
Потребность в успехе проявляется, как стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде. Потребность в причастности реализуется через установление хороших отношений с окружающими, получение их поддержки. Потребность во власти состоит в стремлении оказывать влияние на поведение людей, брать на себя ответственность за их действие.
Теория Герцберга
Согласно этой теории потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации.
Гигиенические
факторы не мотивируют работников,
а только предотвращают появление
у них чувства
Не смотря на тот существенный шаг вперед в развитии теории мотивации, который совершили содержательные концепции в этом направлении, они не лишены определенных недостатков, к которым можно отнести:
Эти недостатки, которые неизбежно заключали в себе все содержательные теории мотивации, попытались преодолеть другие исследователи в данной области, которые разрабатывали иные мотивационные модели, названные процессуальными. [9]
В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с дани ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В. Врума, теория справедливости Дж. Адамса и модель Портера-Лоулера.
Теория ожиданий В. Врума базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения ведет к удовлетворению или приобретению какого либо блага, которое ему необходимо в данный момент или имеет для него личную ценность. От того, чему человек отдает то или иное предпочтение, зависит, что и как он делает, как он себя ведет и каких результатов он добивается. Работник должен иметь устойчивое представление о том, что от его усилий зависят результаты его труда, что из результатов его труда вытекают для него определенные последствия, а также то, что результаты, получаемые им в конечном счете, имеют для него ценность. При отсутствии одного из этих условий процесс мотивирования становится исключительно сложным или же даже неосуществимым.
Теория справедливости Дж. Адамса является одной из наиболее красивых и потому наиболее известной теорией мотивации в западном менеджменте. Ее основными постулатами является следующие:
То есть, работодатель и работники оценивают свой вклад совершенно по-разному. Сотрудники чувствуют неадекватность того, как их оценивают, и начинают требовать иного к себе отношения.
Еще одной процессуальной схемой мотивации является модель Портера-Лоулера. Данная модель содержит в себе черты теории ожиданий и теории справедливости. Элементы теории ожидания проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что вознаграждение будет адекватно затраченным усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности и неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно степень удовлетворения. Из этого следует, что именно результативность труда является причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов.
Они исследовали проблемы психологии в педиатрической деятельности, производственные проблемы не рассматривали. По этой причине их работы не получили дальнейшего развития. [8]
Таким
образом, мы выявили общее и различное
во всех мотивационных теориях, которые
уже стали классическими в теории управления.
Современный этап развития практики управления персоналом в мире характеризуется бурным ростом интереса к проблемам мотивации трудового поведения.
Готовых рецептов, к сожалению,
не существует. Поэтому нужно
принять к сведению возможные
меры «воздействия» на
В
последние годы кадровые управленцы
осваивают все новые способы
стимулирования. В ход идет не только
классическое экономическое мотивирование
в виде денежных бонусов и высоких
зарплат, но и неэкономические способы
стимулирования. К таким способам
относят организационные и
Сегодня компании стараются делать акцент на внутреннюю коммуникацию. Проводилось исследование, результаты которого показали, что сотрудники в основном хотят быть информированы, вовлечены в принятие каких-либо решений.
Роль нематериальной мотивации в управлении персоналом в кризисное время возрастает. И дело не только в том, что денег стало меньше. Сотрудники нуждаются в моральной поддержке.
Проблема заключается в том, что в условиях окружающей нестабильности и многочисленных увольнений сотрудников во всех областях персонал оказался демотивирован. Нужно гарантировать сотруднику занятость и возможность заработать деньги даже в условиях изменения системы стимулирования труда. Добиться понимания сотрудником того, что именно от результатов его труда зависит будущее компании, реально проявлять нематериальную заботу о хороших сотрудниках, следить за психологическим климатом. Кроме того, в большинстве компаний считают, что нематериальная мотивация сейчас экономичнее и при этом эффективнее. В условиях кризиса многие компании вызываются проводить корпоративные праздники. Однако для удержания и мотивации сотрудников необходимо продолжать мероприятия, укрепляющие корпоративную культуру.
Нематериальная
стимуляция независимо от мотивации
сотрудника сегодня играет положительную
роль. Во время общей нервозности
и напряженности сотрудник
Помимо нематериальной мотивации существуют и другие способы повысить эффективность работы персонала. В розничном бизнесе это могут быть не фиксированные зарплаты, а зарплаты с бонусной частью.
К повышению эффективности ведет правильная постановка целей и задач. Необходимо уделять большое внимание тому, чтобы на каждый год у сотрудника были поставлены цели.
Значительным потенциалом продуктивности взгляд обладает принцип подхода к изучению и совершенствованию функции трудовой мотивации с позиций теории социального обмена. Применительно к стимулированию использование этого принципа позволяет выявить обменную мотивационную логику опережающей и подкрепляющей, а также промежуточных форм организации стимулирования, которая дает возможность в зависимости от необходимости плавно переводить опережающее стимулирование в подкрепляющее, и наоборот.
Мотивирование тогда приносит результаты, когда подчиненные ощущают признание своего вклада в результаты работы, обладают заслуженным статусом. Обстановка и размер кабинета, участие в престижных конгрессах, функция представителя фирмы на важных переговорах, поездка за рубеж; неординарное обозначение должности — все это подчеркивает положение сотрудника в глазах коллег и посторонних лиц. Неожиданные, непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют лучше, чем прогнозируемые, когда они практически становятся неизменной частью заработной платы. Положительное подкрепление результативнее отрицательного.
Типовыми являются следующие стимулы: повышение в должности, расширение полномочий, увеличение власти, предоставление доли экономического эффекта, признание, лучшее место за столом на совещании, устная благодарность руководителя в присутствии коллег, возможность прямого общения с высшим руководителем, материальная премия с указанием «за что», страхование жизни и здоровья, оплата медицинских услуг, внеочередной оплачиваемый отпуск, гарантия сохранности рабочего места, ссуды с пониженной ставкой на обучение, приобретение жилья, оплата расходов на ремонт личного автомобиля и бензин и прочие.
Несомненным фактором мотивации труда персонала государственной службы выступает проведение аттестации и государственного квалификационного экзамена.
Аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности государственного органа по подбору, повышению квалификации и расстановке государственных служащих, определению уровня их профессиональной подготовки и соответствия замещаемой должности, а также решению вопроса о присвоении государственному служащему очередного квалификационного разряда (классного чина).
Эффективным
инструментом стимулирования производительного
труда государственных служащих
может быть практика установления
надбавок к должностным окладам
за особые условия государственной
службы. Такая надбавка устанавливается
при выполнении государственным
служащим особых поручений, особо важных,
сложных заданий, при работе в
условиях чрезвычайного положения
и в других условиях, отличающихся
от обычных условий
Таким
образом, в контексте широкой
задачи управления персоналом совсем
не безразлично, какими методами достигается
производственный результат, какие
последствия примененные
Заключение
Активизация деятельности персонала современного предприятия является одной из важнейших функций менеджмента.
Использование различных форм и методов стимулирования позволит сформировать руководству фирмы действенную мотивацию кадров к эффективной деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать не только функционированию, но и развитию предприятия. Поэтому хозяйственная деятельность предприятия во многом зависит от правильной организации финансовой и управленческой работы на предприятии.
Таким образом, успех любой фирмы во многом зависит от того, насколько полно и точно было проанализировано реальное состояние дел в области управления предприятием. Экономические реформы предполагают утверждение таких условий хозяйствования, при которых работники получают реальную возможность проявить свою инициативу и чтобы эти условия пробудили у них интерес к трудовой деятельности. Нельзя экономить на заработной плате хорошим работникам. Одной преданности организации недостаточно для продолжительной работы в ней. Низшие потребности также обязательно должны быть удовлетворены, особенно, когда они связаны с такими высшими потребностями, как уважение и признание, которые в настоящее время базируются на размере оклада.
Информация о работе Принципы мотивации управленческого персонала